Культура

Алиса возвращается в прошлое

14 февраля

На Новой сцене БДТ состоялась премьера спектакля «Алиса», в котором главную роль исполнила Алиса Бруновна Фрейндлих.

Мы, зрители, застаём Алису (персонаж Фрейндлих – её тёзка) застрявшей в лифте. Она жалуется то ли нам, то ли диспетчеру, то ли самой себе, что уже много-много лет страдает бессонницей. Первый акт спектакля Андрея Могучего играется в зазеркалье, по ту сторону сцены. Художник Мария Трегубова поменяла местами актёров и зрителей, временно поместив первых в партер, а вторых – на сцену. Декорации этой части походят на кремовый торт. Ярусы зрительного зала и позолоченные канделябры укутаны белыми полотнищами, словно залиты густыми сливками. В центре сладкой композиции – Алиса Фрейндлих, взрослая Алиса, квартиру которой оккупируют персонажи книги Льюиса Кэрролла. Тут есть и чокнутый Шляпник (Валерий Ивченко), и Шалтай-Болтай (Андрей Шарков), и Кролик (Анатолий Петров), и Додо (Георгий Штиль), и Король (Евгений Чудаков), и Королева (Ируте Венгалите), и прочие персонажи, которых все помнят с малых лет.

Во втором акте, как во время сумасшедшего чаепития, все снова пересаживаются. Актёры теперь сидят среди зрителей. Кто-то пристроился за деревянным круглым столом, кто-то возле унитаза (да-да, он тоже есть, скромно ютится в стороне), на диванах вальяжно лежит Додо, между мебелью носится суетливый Кролик, который открывает парад последующих исповедальных монологов. Кролик расскажет о том, как в молодости жена узнала о его любовнице, Шалтай-Болтай – о том, как потерял близких друзей, Шляпник вспомнит, как в детстве до заикания напугал одну девочку...

В этот момент в партер-квартиру войдёт Королева, которая окажется Королевой-матерью. Матерью Алисы. Королева в прошлом была актрисой, увлечённой карьерой и забывшей о своей дочери, которая писала ей нежные письма, но не отправляла их из страха быть непонятой.

Нужно ли перечитывать кэрролловскую Алису перед спектаклем? И да, и нет. Перечитав, вы с большим удовольствием будете узнавать цитаты из Кэрролла вроде: «Если не знаешь, что сказать, говори по-французски!», «Когда идёшь – носки ставь врозь!», И помни, кто ты такая!». С другой стороны, текст постановки «Алиса», написанный Могучим в соавторстве с драматургами Сергеем Носовым и Светланой Щагиной, – самостоятельное художественное произведение, благодаря которому спектакль превращается в психотерапевтический сеанс.

Посредством одной лишь театральной реконструкции событий давно прошедших дней Алиса возвращается в своё прошлое. Процесс этот болезненный, ведь всплывают все детские обиды и страхи. Блокада (в первом акте уют квартиры Алисы нарушит печка-буржуйка), бомбёжки (такие, что оборвётся роскошная хрустальная люстра), война, уход отца из семьи, равнодушие матери-актрисы... В этот момент мимо проскачет Кролик в чёрном пиджаке, но с пушистой белой головой и винтовкой в руках. «Всё г…но!» – прокричит Шалтай-Болтай. А Поросёнок, Который Стал Человеком (Геннадий Богачёв), запрёт дверь квартиры. Отсюда нет выхода. От себя не спрятаться.

Всё это приснилось (или привиделось?) Алисе, пока она сидела в лифте между 4-м и 5-м этажами. Но заперта она не в его обшарпанной кабине, а в своих мучительных воспоминаниях, тех самых, которые многие годы крадут её сон. Текст Льюиса Кэрролла был лишь поводом вспомнить. Вспомнить всё.

 

Катерина Павлюченко, театровед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
88.26
0.56 (0.63%)
Курс Евро
91.57
0.471 (-0.51%)
Погода
Сегодня,
28 февраля
пятница
+1
01 мартa
суббота
+1
Облачно
02 мартa
воскресенье
+2
Облачно