Кто «возглавляет» российскую культуру?

Известные деятели искусства и политики – о деятельности Владимира Мединского на посту министра культуры
То, что нынче происходит в отечественной культуре, у многих вызывает вполне оправданную тревогу. Хотя бы просто потому, что место ей зачастую – на обочине. А недавний скандал, в центре которого оказались министр культуры РФ Владимир Мединский и (косвенно) писатель Даниил Гранин, дал повод поразмышлять о том, кто официально возглавляет российскую культуру. Вопросов и претензий к Владимиру Мединскому за то время, что он возглавляет министерство, накопилось, конечно, немало. Для того чтобы дать старт широкой дискуссии на тему «Кто и как управляет сегодня российской культурой», мы предоставляем слово тем, у кого накопились эти претензии и вопросы.
«Министр культуры не должен быть объектом для насмешек»
Татьяна Клявина, кандидат искусствоведения, экс-директор Российского института истории искусств:
– Господин Мединский, конечно же, привнёс в государственное управление кое-что новое и занимательное, явив стране непривычный подвид бюрократа. Его активность и адреналиновый запал пребывают в таком разительном противоречии с результатами, не говоря уже об итогах, которые дискредитируют многое, на что падает тень его внимания и «заботы».
Выходец из рекламного бизнеса Владимир Мединский, как никто из наших министров, понимает силу и значение пиара. Но в условиях тотальной публичности трудно и даже вредно для имиджа пиарить пустоту, фантомы, имитации. Вот почему министр Мединский стал общероссийским центром кристаллизации общественного негатива, причём как справа, так и слева. Вот ведь беда: что бы он ни сказал (а говорит он по многим поводам), это непременно вызывает или негодование, или шутки-прибаутки. Министр словно нарочно снижает пафос государственного строительства, который с трудом соскребают по сусекам.
Горячность, поверхностные суждения и гонор, которые, быть может, хороши для митингового политика, обескураживают в государственном деятеле. У этих людей всегда был другой дресс-код, во всяком случае публичный: здесь нет места личным обидам, слова и цифры выверяются, поступки контролируются. А нынешний министр оказывается объектом для насмешек. Это явный перебор. Дело не в том, что над ним нельзя иронизировать, а в том, как часто он даёт для этого поводы.
Министр всё время плодит общественные советы, декларирует открытость, хорошо умеет «заболтать» острую проблему. Однако стенограммы большинства заседаний уже давно не вывешиваются на сайте Минкультуры, что практиковалось в первые месяцы его работы. И с результатами, к примеру, исследовательских работ, выполненных по итогам открытых конкурсов, ознакомиться снова нельзя.
Мединский решительно пытается внедрять в общественное сознание определённые мифологемы, однако «культурная отрасль» не спешит идти в народ под новыми флагами и стягами. Меня не смущает и даже кажется разумной сама идея существования пакета государственных приоритетов. Но это не могут быть спонтанные выкрики отдельных людей. И это не могут быть «заспинные» решения в угоду позиции одного человека.
А что до задуманного полтора года назад разгрома научных институтов Министерства культуры, то он был аргументирован небрежно, исполнен хамовато и трусливо. Уклончивость, фальсификации, неискренность, передёргивание, абсолютная безжалостность к людям и безразличие к родной культуре – вот коктейль, который смешал непонятно кто и неясно зачем. Во всех уничтожаемых институтах как под копирку раздувается административно-хозяйственный аппарат, множатся бездельники-охранники, зорко следящие за остатками учёных. И плевать руководству на научные исследования, без них ведь теперь вполне можно прожить.
«Изменения нужны, но не такие»
Илья Кузнецов, артист балета Мариинского театра:
– Увы, наш министр не разбирается в балете. Иначе бы он не назначил на пост ректора в нашу Академию русского балета имени А.Я. Вагановой Николая Цискаридзе. Я против Николая как человека балетного лично ничего не имею. Мы долгие годы танцевали с ним вместе в концертах, спектаклях, никогда ничего не делили. Но когда я узнал о его назначении на должность ректора академии, опешил, даже послал ему эсэмэску: «Коля, что происходит?» Но было всё уже решено, министр Владимир Мединский уже подписал приказ о назначении.
И Мединский, и Цискаридзе видели, что реакция коллектива академии негативна, никто не хотел прихода нового ректора, но разве обязательно считаться с мнением людей? А ведь прийти сюда человеку, воспитанному в другой школе, другой манере, других правилах, – это как разрушить чужую религию. Когда педагоги начали протестовать, Николай был в недоумении. Ему же всю жизнь на ухо говорят, что он король, что он великий. А тут вдруг взяли и показали, что не его это место.
Да, здесь, в академии, нужны какие-то изменения в плане предметов: вернуть фортепьяно, фехтование, возвратить какие-то исторические традиции. Но железо «впилить» в залы – снаряды железные – это нонсенс! Балетный человек всегда накачивался живым весом. Нужны гимнастические тренировки: отжимания, кольца, турники. Но когда на тренажёре занимается танцор, то получаются грубые мышцы – зачем эта показуха? Но сегодня мало кто из педагогов может поднять голос, многие боятся потерять своё место. Конечно, их ждут и в Японии, и в Америке, можно взять и сделать резкие шаги, уехать. Но почему нужно непременно уезжать из страны лишь только потому, что власть не ведает, что творит?
Нам всем очень не понравилось, как вообще было сделано назначение. Посреди учебного года, внезапно – это выглядело грубо и неделикатно.
Очень неприятно, когда люди, облечённые властью, ведут себя как цари, которым дозволено всё.
«Сломанные часы, которые два раза в сутки показывают правильное время»
Борис Вишневский, депутат ЗС:
– Я разговаривал с Даниилом Граниным после эфира на «Эхе Москвы» от 31 января, когда министр культуры Владимир Мединский назвал «враньём» слова Даниила Александровича о ромовых бабах для партийной верхушки в блокаду. Мединский звонил Гранину, пояснил, что его не так поняли. Но на вопрос писателя о том, а как его надо понимать, не ответил. Даниил Александрович сказал, что не хочет дальше это всё раздувать: видимо, у нынешних министров это такая форма извинений, что как-то признавать свои ошибки и извиняться они, видимо, органически не способны. Так что господин Мединский остался при своём. А все его заявления о том, что они достигли взаимопонимания, на мой взгляд, сказки для маленьких детей, потому что никакого взаимопонимания по поводу того, что происходило в блокаду, они, конечно же, не достигли. И достигнуть не могли. Гранин, который защищал наш город, имел полное право обо всём этом говорить, опираясь на факты. А господин Мединский – это пиарщик, который многократно заявлял, что важны не факты, а их интерпретация, а если, мол, вы патриоты, то историю надо изображать только позитивно.
Он человек, который прожил только небольшую часть своей жизни при советской власти, но он полностью перенял методы идеологической борьбы, которые тогда были приняты. Ровно такие же писали советские учебники истории, исключительно в позитивном ключе.
Признаюсь, что не особенно внимательно наблюдаю за действиями министра, потому что считаю его персонажем, особого внимания не заслуживающим. Он абсолютно случайный человек на этом посту, и мало кто о нём вспомнит после его отставки. Но зато я внимательно наблюдал за историей вокруг Российского института истории искусств, который с полного благословения Мединского был просто разгромлен. Часть людей ушла сама, кого-то уволили, и теперь ощущение, что от прежнего института там уже мало что осталось. А на все письма и обращения – и я, кстати, тоже лично министру писал с просьбой передать институт в ведение Петербурга – приходили лишь формальные отписки, никакой поддержки эта инициатива от Минкультуры не получила. Я абсолютно уверен, что это всё происходит исключительно из-за того, что кому-то понравилось историческое здание в центре города. Оттого все эти гонения.
Плюс к этому, когда встречается имя Мединского, я вижу, что это всегда связано с какими-то скандалами. Вдруг выясняется, что в его диссертации обнаружен плагиат. Он постоянно занимается разоблачением неких мифов и неких «заговоров», которые наши «враги» строят против России, и рьяно защищает «правильную» интерпретацию нашей истории.
Я мало встречал людей в сфере искусства и культуры, которые бы о нём отзывались положительно. И даже если Мединский был замечен в каких-то прогрессивных шагах, таких как назначение в Цирк на Фонтанке Вячеслава Полунина или в БДТ Андрея Могучего, то это относится скорее к случайности. Есть поговорка, что даже остановившиеся часы два раза в сутки показывают правильное время.
«Всё это вызывает возмущение в профессиональной среде»
Андрей Смирнов, кинорежиссёр:
– Я абсолютно уверен в том, что любая попытка регламентировать искусство аморальна. А такое настойчивое желание у Министерства культуры есть. Это касается цензуры и предписывания, что снимать кинематографистам, на какие темы, а на какие темы не снимать… Сегодня власть мечтает о том, чтобы не было умников и интеллигентов, а чтобы были послушные граждане, которые бы слушались власть, как слушает дитё мамку. И грустно, что сейчас, какая бы от Министерства культуры инициатива ни исходила, включая созданные два практически цензурных совета (военно-исторический и психологический), всё это вызывает недоумение. Кто позволил министру создать эти советы, мы не знаем. Любые инициативы Министерства культуры за последний год, начиная с фактического введения цензуры в кино, попыток реформировать научные институты, связанные с киноискусством, и заканчивая скандальным назначением нового директора Вагановского училища, – всё вызывает возмущение в профессиональной среде. Только ленивый не высказался по этому поводу.
Фото Интерпресс