От Таганки до британского ювелира
Пушкинский фестиваль, прошедший в Пскове, собрал пёструю палитру театральных явлений
На XXI Международный Пушкинский театральный фестиваль привезли свои спектакли театры из Москвы, Новосибирска, Петербурга, Франции и Великобритании. Но действие не ограничилось лишь театральными представлениями – им сопутствовали лекции, дискуссии, обсуждения, открытые показы, концерты. А выставка художников Таисии Швецовой и Александра Бушуева «Пушкин и Непушкин» оказалась столь интересным явлением, что после фестиваля «получила путёвку» прямиком в Москву в «Гоголь-центр».
Площадки не пустовали, мероприятие оказалось интересным не только «избранным»: чувствовалось, что для псковской публики Пушкинский фестиваль – это действительно праздник, которого ждут целый год.
Интерес вызвали даже такие, казалось бы, непростые для восприятия публикой события, как доклады и лекции. Театроведы, драматурги, режиссёры, поэты и философы говорили каждый о своём Пушкине, раскрывая нам фигуру этого удивительного мудреца, провидца и где-то даже хулигана – с разных, неожиданных сторон.
Спектакль «Пушкинский утренник. Уроки Анатолия Васильева», сыгранный актёрами московской «Школы драматического искусства», показал своего рода лабораторию, интересную для любителей русской словесности: по-новому интонированные пушкинские строки, разыгранная интермедия «Папесса Иоанна» и исключённый самим поэтом фрагмент «Сказки о рыбаке и рыбке» открывали Пушкина в новом свете, новом восприятии.
Фестиваль проходил в только что отреставрированном здании Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина. Торжественности событию придал и приезд Владимира Путина в первый день фестиваля, 3 февраля, когда президента провели по театру, где он даже стал участником беседы, возникшей между писателем Валентином Курбатовым и молодым режиссёром Василием Сениным, возглавившим недавно Псковский драмтеатр.
Премьера музыкального спектакля «Граф Нулин» в постановке Василия Сенина, с которой начался фестиваль, хулиганистая и вольная, задала направление фестивалю, который в этом году проводила новая команда. Были учтены и прежние приоритеты, заложенные создателем фестиваля Владимиром Рецептером: на фестивале блистали Театр на Таганке со спектаклями «Моцарт и Сальери» и «Евгений Онегин», Новосибирский театр «Красный факел» с новаторской постановкой молодого режиссёра Тимофея Кулябина «Онегин» (в этом году он номинирован на «Золотую маску»).
Появились и новые, совершенно неожиданные участники.
– Я приятно удивлён, что нас, театр АХЕ, пригласили в Псков, раньше мы не попадали в орбиту внимания, – рассказал Павел Семченко, показавший вместе с известным петербургским контрабасистом Владимиром Волковым музыкально-инженерно-стихотворный перформанс, построенный на «Нравоучительных четверостишиях» Пушкина, написанных им совместно с Николаем Языковым.
Яркий темперамент английского актёра Пипа Аттона, который подготовил специально к Пушкинскому фестивалю моноспектакль «Реквием по Сальери», был восторженно встречен молодой публикой. Пип стал актёром только в 45 лет, а до того был ювелиром. Его привлекают неординарные личности: он выходил на сцену в образе Чарли Чаплина, Маргарет Тэтчер и даже Адольфа Гитлера. Теперь – взялся за Сальери. Долгое время Пип Аттон был вице-президентом международного фестиваля Fringe в Эдинбурге, где и познакомился с Василием Сениным.
Францию в Пскове представляли молодые актёры театра L`Union и учащиеся Лиможской театральной академии – они показали спектакль «Декабристы. Санкт-Петербург. 1825». Постановка недавно ушедшего из жизни 45-летнего режиссёра из России Антона Кузнецова по пьесам Бориса Голлера заворожила зал и запомнилась пронзительной игрой актёров.
Завершился фестиваль лирической фантасмагорией «Покаяние и прощение» петербургского Большого театра кукол по мотивам «Станционного смотрителя» и «Метели» Пушкина, которую осуществил режиссёр Руслан Кудашов. Это был удачный финал.
Елена Добрякова
из первых уст
«Уверен, наша команда выдержит»
Ему всего 37, но имя этого режиссёра знакомо многим театралам. Выпускник мастерской Петра Фоменко, Василий Сенин – участник зарубежных и российских театральных фестивалей, в том числе Авиньонского и Эдинбургского, лауреат нескольких театральных премий. В Петербурге, в Театре им. Ленсовета, Сенин поставил спектакли «Снегири», «Мера за меру», «На всякого мудреца довольно простоты». Наибольшее признание зрителей получил его спектакль «Заповедник» по повести Сергея Довлатова. Во многом благодаря гастролям Театра им. Ленсовета в Псков с этой яркой постановкой Василию Сенину и было сделано предложение возглавить областной театр, который три года ждал прихода художественного руководителя.
Все фестивальные дни молодой энергичный худрук бегал вместе с организаторами, улаживал дела с билетами, устройством в зале гостей, давал интервью для газет и телевидения, выходил к публике перед лекциями, параллельно бывал на репетициях, следил, как идёт работа над техническим оснащением театрального музея, и отбивался от угроз недоброжелателей.
– Василий, вы уже вошли в роль руководителя?
– Я учусь на ходу, и мне нравится этот процесс. Вообще считаю, что способность учиться – это очень важное, определяющее качество в человеке. Год назад после прохождения конкурса на место худрука я вступил в новый и совершенно ещё не обжитый, не обустроенный дом. И целый год мы с архитекторами, реставраторами, строителями исправляли, доводили дело до ума и боролись за новый театр. Спасибо всем – это был огромный и уникальный жизненный опыт. Было многое изменено – интерьеры, назначение помещений. В проекте 2011 года была заложена фотолаборатория. К чему? Мы поменяли её на репетиционный зал, оснастили звукоизоляцией, потому что у нас проводились музыкальные репетиции. Многие отметили современность и функциональность медиахолла. А по проекту это должен быть цех расписных декораций. Мне пришлось настоять на том, что для этих цехов вполне достаточно места на первом этаже.
– Вы проявляли свою волю при решении технических вопросов. А как решали вопросы с труппой?
– Всё непросто. Здесь числятся в актёрах, режиссёрах люди, которые годами ничего не делают, не ставят спектакли, не выходят на сцену. С несколькими пришлось расторгнуть контракты. Но хорошо, что я уже был подготовлен к разным ситуациям, я был свидетелем, как разворачивался конфликт в «Гоголь-центре», знал, что пережил Кирилл Серебренников, чтобы переломить ситуацию в свою сторону. Но люди выдерживали, и я успокаивался: значит, мы и наша новая команда выдержим.
– На днях вы получили письмо с угрозами от неких «скобарей» (авторы письма так и подписались под ним. – Прим. ред.), оно даже было размещено в прессе, вам угрожали. Как вы думаете, откуда исходит эта агрессия? И почему?
– Театр – это два здания в центре города с приличным бюджетом. Лакомый кусочек. Я и раньше получал угрозы, но вербального характера. Теперь пошли в ход анонимные записки. Я догадываюсь, от кого исходят эти угрозы. Наверное, я не устраиваю кого-то из прежней администрации театра и приближённых к ним, ещё работающих в театре. Я передал записку в руки правоохранительных органов, надеюсь, они разберутся. Хотя признаюсь, мне очень не по себе от этих угроз. Идёшь по улице и ожидаешь чего-то нехорошего. Кто-то пытается выдавить меня таким образом, чтобы я ушёл сам.
– Вы пришли на эту должность наверняка с амбициозными планами. Они начали осуществляться?
– Да, уже сделано немало. В конце декабря мы провели фестиваль французского кино. Большое спасибо Французскому институту в Петербурге и его директору Мишелю Гранжу. Летом в День города пригласили московский Liquid theatre, который показал уличный спектакль «Свадьба». Более тысячи горожан пришли, многие были просто ошеломлены этим зрелищем и просили приехать ещё. В марте театр приедет снова и покажет спектакль «Пока ты здесь...», номинированный на «Золотую маску». Пришла работать в театр молодой петербургский режиссёр Виктория Луговая, окончившая мастерскую Юрия Красовского. Она поставила пьесу популярного немецкого драматурга Лукаса Берфуса «Четыре картины о любви»... С этой премьеры открылась новая сцена. Кстати, благодаря Виктории началось сотрудничество нашего театра с Гёте-институтом. Вика скоро начнёт репетиции нового спектакля. Если говорить о драматургии, то будем ставить и классическую, и современную. По государственному заданию мы должны выпускать минимум 5 новых спектаклей в год. Ну и, конечно, Пушкинский фестиваль, который, я считаю, мы организовали очень неплохо, тоже даёт нам уверенность в том, что мы выбрали правильное направление.
– Мне показалось, что псковская публика как доброжелательна, так и взыскательна, подготовленна...
– Именно так. Тут очень серьёзные зрители. Многие люди сохранили потребность ходить в театр. И они заждались чего-то нового. Посмотрите, билеты на спектакли были раскуплены задолго до фестиваля, а в гардеробе перед спектаклем Театра на Таганке закончились все номерки, пятая часть зрителей сидела на приставных стульях. И это только начало.
Фото Владимира Луповского из архива Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина