«Блэкаут может случиться в самый неподходящий момент»
Калининградской области угрожает тотальное отключение электричества
Проблема энергобезопасности Калининградской области, окружённой со всех сторон границами других государств, является ахиллесовой пятой региона ещё с момента распада СССР. Сейчас действовавшая в Союзе система поставки электричества уходит в прошлое. На смену ей должна прийти новая – организация сосуществования с Европейской энергетической системой. О том, какое будущее ожидает энергетику янтарного края, собкору «НВ» рассказал эксперт, руководитель общественной организации «Контроль и содействие» Владимир ЛЕМЕШЕВСКИЙ.
– Владимир, каковы основные уязвимые точки энергосистемы Калининградской области?
– Система уязвима сразу в нескольких местах. По сути, она у нас стеклянная – как на уровне генерации электроэнергии, так и на уровне сетей и объектов сетевого хозяйства. Ведь генерация электричества в области полностью зависит от транзита российского газа через территорию Литвы и Белоруссии, поскольку единственный существенный региональный производитель – ТЭЦ-2 – не покрывает потребностей экономики анклава. Поэтому дефицит, составляющий около 300 МВт, сейчас покрывается перетоком из энергосистемы России через территорию Литвы.
– Но ведь соглашение о транзите электроэнергии имеет определённые сроки?
– Действительно, переток осуществляется на основе соглашения о единой энергосистеме между Белоруссией, Россией и странами Балтии. Надеяться на то, что энергетика стран Балтии останется навечно встроенной в российскую систему, не приходится. Последние два года соседи неоднократно предупреждали нас о том, что переход литовской энергетики на европейские стандарты неизбежен. А западные стандарты принципиально отличаются от отечественных, что означает только одно: переток электроэнергии из России в Калининград через Литву скоро станет невозможен. Иными словами, область стоит перед объективной необходимостью выработки стратегии сосуществования с Европейской энергетической системой. Сейчас две системы соединены только в одном месте – в Выборге, откуда идёт экспорт энергии в Финляндию. Чтобы осуществить такой проект в Калининграде, необходимо построить вставки постоянного тока, на что потребуются инвестиции, сопоставимые с затратами на строительство ТЭЦ-2.
– Но ведь помимо внешнего контура проблем над областной энергетикой довлеет немало проблем внутренних. Например, тот же износ оборудования…
– Как утверждает гендиректор ОАО «Янтарьэнерго», износ сетей в регионе составляет 70 процентов. Эти данные вызывают определённые сомнения, поскольку в отчёте «Янтарьэнерго» за 2011 год указано, что износ основного фонда не превышает 50 процентов. Тем не менее нет худа без добра. Именно мрачные тона состояния областной энергетики помогли утвердить руководству «Янтарьэнерго» инвестиционную программу на 11 миллиардов рублей. Жаль, что после такого решительного старта дело застопорилось. По нашим данным, сами областные энергетики за прошлый год не выполнили и половины инвестиционного плана.
– Тем не менее обстановка и в самом деле удручающая: в последнее время СМИ активно обсуждают проблемы высоких потерь в сетях.
– Потери в нашем регионе 17,3 процента – самые высокие среди всех компаний холдинга ОАО «Россети». С нами не может соперничать даже кавказская «дочка» холдинга. Но цифры вещь относительная и лукавая. В области основной потребитель электроэнергии – население. Следовательно, и потери у нас намного больше, чем в тех регионах, где находятся крупные промышленные центры, забирающие большие мощности. Поэтому из внутренних угроз энергетике региона, на мой взгляд, самая существенная – не высокий процент ненормативных потерь, а коррупционная активность при тарифообразовании. Ряд скандалов и уголовных дел последнего времени лишнее тому подтверждение.
Серьёзные риски для безопасности региона, на мой взгляд, представляют действия менеджмента ОАО «Янтарьэнерго». Генеральный директор естественной монополии в своей каждодневной работе сталкивается с постоянным искусом. Дело в том, что лично Игорю Маковскому подконтрольно крупное частное предприятие ООО «Западная энергетическая компания», СМИ региона неоднократно сообщали о фактах увода активов «Янтарьэнерго» в эту структуру. По данному случаю в регион даже приезжала группа сотрудников ОАО «Россети», занимающихся вопросами безопасности, но о результатах работы этих специалистов ничего не известно.
– Какие меры предпринимаются, чтобы снизить уязвимость системы?
– В начале двухтысячных годов, когда ещё не было ТЭЦ-2, руководство региона начало активно обсуждать проблему энергобезопасности региона. Тогда почти всё электричество поставлялось перетоком из общероссийской энергосистемы транзитом через Литву.
Администрация бывшего в то время губернатора Владимира Егорова разработала стратегию, согласно которой основные потребности в электроэнергии будут покрываться ТЭЦ-2, а обеспечивать пиковые нагрузки будет сеть небольших угольно-торфяных электростанций. Далее после каждой смены команды у руля региона менялась и стратегия энергобезопасности – от создания резервных хранилищ до строительства атомной станции. Как правило, было много слов, метаний из стороны в сторону, а воз проблем оставался на месте.
– Но, насколько известно, от проекта Балтийской АЭС, несмотря на определённые сбои, никто не отказывается.
– Противников у станции много. И, как правило, большинство противников мало понимают в энергетике. Их просто стопорит от слова «атом». Тем не менее выскажу свои сомнения. Сложность проекта была в том, что АЭС может подавать только фиксированную мощность. Атомную станцию нельзя «переключать» с «летней» мощности в 380 МВт на «зимнюю» в 750 МВт. Поэтому в расчёт следовало брать минимальное потребление, то есть около 380 МВт.
«Росэнергоатом» заявил о планах построить два энергоблока суммарной мощностью 2300 МВт. Планировалось, что излишки электроэнергии будут поставляться в Германию и страны Балтии. Но немцы чётко дали понять, что не планируют вести переговоры о покупке электричества с БАЭС. То есть у нашей станции не оказалось внешнего потребителя. Кроме того, система региона не готова к подключению к БАЭС. Чтобы такое стало возможным, нужны опять-таки многомиллиардные инвестиции.
Поэтому реальный выход из ситуации – строительство третьего энергоблока ТЭЦ-2, для которого имеется необходимая инфраструктура. При вводе в эксплуатацию третьего энергоблока потребности региона при самом активном экономическом развитии были бы покрыты на 10–15 лет вперёд.
Сейчас и правительством области, и «Янтарьэнерго» разрабатываются новые стратегии развития отрасли, какие выходы из проблем будут предложены в новых документах – пока неизвестно.
– В августе прошлого года на несколько часов большинство районов области, в том числе и главная военно-морская база Балтийск, остались без электричества. Это уже не первый подобный инцидент в российском анклаве. Версий, озвученных официальными лицами, было множество: от удара молнии до сбоев в работе оборудования. Что вы думаете о причинах и возможно ли повторение блэкаута?
– Официальная версия Ростехнадзора о причинах блэкаута сводится к тому, что руководство ТЭЦ-2 не сделало выводов из аварии в 2011 году и опять произошло ложное срабатывание автоматики газовых турбин, приведшее к аварийному отключению.
Однако я склонен верить версии, озвученной правительством области по горячим следам. Тогда сообщалось, что руководство «Янтарьэнерго» не смогло организовать должным образом ремонтные работы на одной из линий. Судя по сообщениям из муниципалитетов, где накануне блэкаута в течение дня происходили веерные отключения, такая версия кажется мне более логичной. О влиянии грозового фронта говорить просто неловко, в Советске даже грома не было в тот день!
Я давно слежу за действиями менеджмента «Янтарьэнерго» и могу констатировать, что за последний год из предприятия произошёл настоящий исход технического персонала всех уровней, начиная с главного инженера и заканчивая простыми электромонтажниками. Естественно, это не могло не отразиться на качестве обслуживания сетей. Так что кадровый вопрос стоит также отнести к одной из проблем энергобезопасности российского анклава.
Что касается возможности повторения блэкаута, вынужден констатировать, что такое при нынешнем состоянии дел в западной губернии возможно. Притом, по закону подлости, блэкаут может случиться в самый неподходящий момент. Хотя когда ещё техногенные аварии происходили в подходящее время?
Рассуждая об энергобезопасности нашей области, нельзя оставлять без внимания и экономический аспект этой проблемы. Достаточно зайти в интернет, кликнуть стоимость тонны угля или мазута для Калининграда и, например, Пскова или Новгорода, и легко можно убедиться, что цена на энергетические ресурсы будет сильно отличаться. Не на проценты, а иногда и в разы! Нужно чётко сознавать нашу геополитическую зависимость и, модернизируя эту громоздкую структуру, учитывать логистический фактор.
Игорь Никонов, генеральный директор газеты «Калининградская правда»
Беседовал Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области. Фото автора