Общество

«Дома растут, дорог нет»

05 мартa

Массовое жилищное строительство грозит полностью парализовать транспортное сообщение в некоторых районах Петербурга

В Петербурге уже несколько лет подряд растут темпы ввода в эксплуатацию новых домов. По данным чиновников комитета по строительству, только в прошлом году в городе построили более двух с половиной миллионов квадратных метров нового жилья. Прогноз на 2014-й ещё более оптимистичный. При этом массовая застройка ложится непосильным грузом на транспортную инфраструктуру спальных районов, а её развитие идёт вовсе не так быстро, как требуется. Корреспондент «НВ» вместе с экспертами выяснил, в каких частях Петербурга нагрузка на дороги и общественный транспорт уже приблизилась к критической отметке.

На правом берегу Невы больше строить нельзя!

Лидером по вводу нового жилья в прошлом году стал Пушкинский район, но его инфраструктура пока ещё справляется с потоком автомобилей и автобусов за счёт большой площади и относительно малой заселённости территории. Всё же на протяжении долгих лет Пушкинский район считался больше зелёной, чем жилой зоной, и только в последние годы там активно развивается жилищное строительство.

Второе место занял Невский район – в 2013-м здесь сдали более 400 тысяч «квадратов» жилья. И это далеко не предел – в ближайшие годы в правобережную часть района переедут ещё десятки тысяч новосёлов.

Особо масштабные проекты сейчас реализуются на границе Невского и Красногвардейского районов. Практически полностью заселён квартал «Ладожский парк», расположенный недалеко от Ладожского вокзала. Активно застраивается территория вдоль Дальневосточного проспекта (в сторону Заневской площади), где ещё недавно, кроме пустырей, ничего не было.

– Правобережная часть Невского района интересна застройщикам прежде всего тем, что участки здесь стоят не очень дорого по городским меркам и уже имеется практически вся инженерная инфраструктура, – рассказал аналитик рынка жилой недвижимости Егор Ступников. – По прогнозам, именно здесь в ближайшие годы будет развиваться строительство. Население этой части Петербурга за 5–7 лет может увеличиться на 130–150 тысяч человек.

При этом уже сегодня основные магистрали района – Дальневосточный проспект, улица Коллонтай и проспект Большевиков – не справляются с потоком транспорта, здесь регулярно образуются огромные пробки.

– Строительство новых кварталов возможно только на тех территориях, где одновременно с возведением домов ведётся и расширение дорожно-уличной сети, прокладка новых трасс, – считает эксперт транспортно-логистического центра Оксана Корнеева. – В правобережной части Невского района мы наблюдаем совсем иную картину – дома растут, дорог нет.

По мнению эксперта, уже совсем скоро район столкнётся с настоящим транспортным кризисом, когда в часы пик жители вовремя не смогут добраться до нужной точки.

– Существующие трассы уже сейчас забиты транспортом, добраться, например, в 8 утра от угла Дальневосточного проспекта и улицы Коллонтай до станции «Проспект Большевиков» очень сложно, – продолжает Оксана Корнеева. – Не справляется даже сквозная трасса, идущая по Зольной улице, она лишь добавила пробок. Хорошо ещё, что недавно полностью реконструировали выделенную трамвайную линию, но она не спасает. Трамваю же тоже приходится стоять на перекрёстках на светофорах. Станция метро тоже перегружена – по утрам и вечерам она не справляется с потоком пассажиров. Выходом могло бы стать открытие альтернативной ветки подземки, но все же понимают – это нереально. Я считаю, что нагрузка на дорожно-транспортную инфраструктуру здесь уже достигла критической отметки. Больше строить на правом берегу нельзя!

Сначала метро, потом дома

Красносельский район в прошлом году тоже вошёл в лидеры рейтинга жилого строительства. Активная застройка здесь продолжается уже как минимум 4–5 лет. Особенно застройщикам приглянулись участки западнее проспекта Маршала Жукова, в районе улицы Доблести и проспекта Героев. Ещё западнее вот уже который год пытаются построить мини-город – комплекс «Балтийская жемчужина». Пока он не готов и на треть, но со временем эту часть Петербурга может ждать настоящая транспортная катастрофа.

– Основные магистрали района – это Петергофское шоссе, переходящее в проспект Стачек, Ленинский проспект и проспект Маршала Жукова, – говорит Оксана Корнеева. – Их пропускная способность считалась исчерпанной уже в начале 2000-х годов. Иными словами, эти трассы не подходят для такого количества транспорта, который следует по ним сейчас. И уж тем более они не выдержат тысяч новых автомобилей, на которых в район приедут новосёлы. С другой стороны, здесь есть удобный выход на КАД через Дачный проспект и ЗСД через Ленинский проспект. Но скоростные магистрали тоже перегружены и вряд ли могут стать панацеей от пробок.

По словам эксперта, жители этой части города страдают больше других петербуржцев, потому что огромный спальный район фактически соединён с остальным городом лишь наземным транспортом.

– Ближайшие станции метро, «Проспект Ветеранов», «Ленинский проспект» и «Автово», нельзя назвать сильно перегруженными, – сообщила Оксана Корнеева. – Но для жителей это небольшое утешение – до метро им ещё нужно добраться. Причём если горожане в других районах ещё могут себе позволить добраться до метро пешком, то из Красносельского этот путь займёт не меньше часа. Люди вынуждены пользоваться собственными автомобилями или наземным общественным транспортом. То есть стоять в пробках. Страшно представить, что тут начнётся, когда одну из главных трасс закроют на ремонт. Ведь этот момент когда-нибудь настанет. Мне кажется, что до открытия Красносельско-Калининской ветки метрополитена на любое новое строительство в этом районе нужно объявить мораторий.

– Этот вариант маловероятен, – уверен Егор Ступников. – Проблема в том, что свободных участков в черте города становится всё меньше, а спрос на квартиры не падает, а растёт. Застройщикам либо нужно уходить в область (многие, кстати, так и делают), либо всеми силами охотиться за пока ещё свободными территориями. В Красносельском районе и дальше на запад, к Петергофу, такие площади есть. Ну и не стоит, конечно, забывать про «Балтийскую жемчужину», которую когда-то всё же построят. И тогда, боюсь, даже новая ветка метро не спасёт этот район от транспортного коллапса.

Приморский район спасёт «Лахта-центр»?

Примерно такие же проблемы испытывают и жители всей северо-приморской части Петербурга. С одной стороны здесь огромный новый жилой массив в районе улиц Туристской и Оптиков (сюда, в частности, переселяли сотни ветеранов Великой Отечественной войны, попавших в программу улучшения жилищных условий к юбилею Победы). С другой – целый мини-город вдоль улицы Савушкина в районе Лахты и парка 300-летия Петербурга.

– Нужно отметить, что после запуска развязки на пересечении улиц Савушкина и Планерной нагрузка на транспортную инфраструктуру здесь несколько снизилась, но это временный эффект, – уверена Оксана Корнеева. – Даже ввод в строй полностью Западного скоростного диаметра ситуации серьёзно не изменит. Не будем забывать, что через несколько лет планируется реализовать проект «Лахта-центра», и количество транспорта в этой части увеличится в разы.

По оценке эксперта, нормализовать ситуацию должно увеличение интенсивности движения по выделенной трамвайной линии.

– Действительно, в северо-приморской части города в последние годы строительство развивалось очень интенсивно, – рассказал Егор Ступников. – Но сейчас здесь практически не осталось свободных участков, поэтому прогнозировать какой-то особенный прирост населения я бы не стал. Другое дело – строительство «Лахта-центра». Этот крупнейший комплекс, без сомнения, привлечёт дополнительные машины и автобусы. Но при его возведении эту проблему наверняка учтут, например расширят действующие трассы или проложат новые. Так что район за счёт «Лахта-центра» может не ухудшить, а даже улучшить ситуацию с нагрузкой на дороги.

По мнению собеседников «НВ», в остальных частях Петербурга обстановка сегодня довольно сложная, но не критическая. В Шушарах, например, где тоже строят десятки новых высоток, ситуацию спасает близкое расположение к КАД. В Курортном и Петродворцовом районах развивается индивидуальное строительство, поэтому нагрузка на дороги и транспорт пока особо не ощущается.

– Но это совсем не значит, что так продлится долго, – говорит Оксана Корнеева. – Если в ближайшее время не принять закон о том, что новое строительство должно идти параллельно с прокладкой новых трасс, а к кварталам обязательно должен быть удобный транспортный доступ, Петербург рискует к 2030–2035 гг. превратиться в сплошную пробку.

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь