«Процентщики» против «менял»
Тема возможных санкций Запада против России за действия на Украине стала, пожалуй, главной «страшилкой» в российских СМИ. Особенно на этой ниве усердствуют либеральные журналисты и эксперты, для которых солнце всегда встаёт на Западе и которые понимают под либерализмом не столько учение о свободе и правах человека, сколько способ подчинения нашей страны евроатлантическим элитам. Но насколько нам угрожает режим санкций? И кто в нём реально заинтересован?
Когда я говорю о «евроатлантических элитах», я несколько упрощаю имеющуюся картину. Нужно понимать, что единого западного истеблишмента в последние годы больше не существует – он распался на две враждебные группировки, имеющие различные представления о будущем глобальной экономики и роли России в грядущем миропорядке. Первую группировку я условно называю «менялами», потому что они сегодня выступают за распад долларовой системы на несколько валютных зон, между которыми они собираются посредничать, играя на разнице в курсах валют. Вторая партия – это так называемые «процентщики», которые заинтересованы в сохранении «долларовой пирамиды», бесконтрольной эмиссии и разных финансовых производных (вроде деривативов).
В связи с расколом внутри западного истеблишмента нужно рассматривать позиции не отдельных стран, а именно наднациональных группировок. Что мы видим применительно к Украине? «Менялы» Россию всячески поддерживают, поскольку она должна стать одним из «центров силы», вокруг которого сформируется рублёвая валютная зона, – в рамках Евразийского союза. «Процентщики» же, напротив, все свои силы тратят на то, чтобы лишить Москву и «русский мир» любых прав на самостоятельность.
Увы, но именно вторая группировка сегодня контролирует значительную часть мировых СМИ, в которые просто невозможно протащить какую-либо позитивную для России информацию, – это хорошо видно на примере освещения Олимпиады в Сочи. Зато с помощью мирового «медийного пространства» легко очернять роль нашей страны во всех событиях, в которых Россия участвует. Кроме того, эта группа финансирует большую часть некоммерческих организаций, которые буквально терроризируют Украину и многие другие страны мира.
Если говорить о Евросоюзе, то брюссельская бюрократия определённо поддерживает «процентщиков». Что касается руководства отдельных стран, то, чем они самостоятельнее, тем больше склонны работать с «менялами». Это хорошо видно по позиции Британии, которая назвала вопрос о санкциях против России «глупостью», и частично – по позиции Германии. А вот страны Прибалтики и некоторые другие представители Восточной Европы прочно «лежат» под «процентщиками», поэтому ничего, кроме грубой русофобии, от них ждать не следует.
Впрочем, несмотря на видимое могущество, перед «процентщиками» сегодня стоит крайне серьёзная проблема. Основа их могущества – международные банки и другие финансовые институты – могут приносить прибыль только в условиях растущей мировой экономики. Если же она падает, то вместе с ними падает и их влияние. И эту проблему можно решить или доступом к эмиссионному ресурсу (по-простому – к печатному станку), или путём списания части своих долговых обязательств...
После переформатирования администрации Барака Обамы по итогам выборов 2012 года Белый дом прочно взял под контроль ФРС и перенаправил эмиссионный ресурс в основном на поддержку экономики США (их бюджета в первую очередь). Попытки же «процентщиков» вернуть контроль над ключевым для них институтом путём назначения на пост руководителя ФРС их представителя Ларри Саммерса (известного коррупционного партнёра Анатолия Чубайса) также провалились. Сменить Барака Обаму до 2016 года, когда пройдут следующие выборы, тоже невозможно. В результате этот вариант для «проценщиков» быстрого результата принести не может. А время поджимает – следующая стадия мирового финансового кризиса, связанная с обвалом «пузыря» на фондовом рынке США, может начаться в любой момент.
Что же остаётся? Только второй путь, который связан с крупным международным кризисом. Локальные дефолты малых государств (вроде Кипра весной прошлого года) достаточного эффекта не дают, поэтому приходится развязывать крупномасштабный военный конфликт. С Сирией у «процентщиков» не получилось, однако соответствующие попытки до сих пор не прекратились – мы видим откровенные попытки сорвать нормализацию отношений между США и Ираном.
С Америкой, как мы видим, тоже не всё однозначно. Поскольку Обама выступает сегодня на стороне «менял», как и лидеры основных стран G7, они не заинтересованы в санкциях против России. И они будут делать всё, чтобы их не допустить. Однако влияние «процентщиков» в Евросоюзе и в США крайне велико, поэтому они будут эти санкции изо всех сил проталкивать. Причём не просто санкции, а санкции, конкретно направленные на увеличение вероятности дефолта России по сценарию 1998 года. Но я полагаю, что этот сценарий сегодня маловероятен, потому что сама логика мировой истории сегодня явно не на стороне «процентщиков».
Михаил Хазин, экономист, политолог, президент компании экспертного консультирования «Неокон»