Всё было впервые и вновь…
В Москве энтузиасты создали уникальный «Музей 60-х»
Раритетный «Полароид», допотопный телефонный аппарат – в музее есть чему удивиться. Особенно молодым
В трёх тесных комнатках на первом этаже серого кирпичного дома – целый мир. Мир удивительных, свободных, ветреных и ужасно притягательных нынче лет. Шестидесятые годы прошлого века – это полёт Гагарина, фильмы Гайдая, стихи Евтушенко, абстракционисты и начало поп-арта, «Битлз» и «Лед Зеппелин», мини-бикини и хиппи… Об этом и о быте невероятного по спрессованности событий и перемен десятилетия рассказывает музей, создатели которого – люди, «пороху» того времени не нюхавшие.
Станислав Колокольников и Евгений Захаренко родились уже в 70-е, приехали они в столицу из Сибири. Но оба почему-то духом шестидесятничества были с детства заражены. Поначалу они объединились для создания информационного ресурса в Сети, где выкладывали всё, что могли собрать о легендарном десятилетии. Потом заинтересовавшихся этим интернет-журналом стали собирать в парке «Лосиный остров» на тематические встречи, где музыка соответствующая звучала, стихи читались… И постепенно начала у Станислава и Евгения собираться коллекция предметов и артефактов, которыми стали с ними делиться новые знакомые. «Единоверцы», так сказать, убеждённые в том, что 60-е были переломным десятилетием, во многом определившим образ жизни современных людей, зародившим многие тенденции теперешнего искусства. Это был золотой период для средств массовой коммуникации и массовой культуры. Впервые за всю историю человечества так полно и разнообразно можно было зафиксировать в аудиовизуальных формах все сколько-нибудь значимые события в любых сферах жизни. Ну а для советских людей это были годы, открывавшие им картину мира во всём его многообразии и противоречивости. Да и просто семейный достаток укрепить, обзавестись разными полезными дома вещами, о которых все тяжёлые предыдущие десятилетия люди и помыслить не могли.
Вот они, немые свидетели бурных 60-х, предметы гордости совслужащих и рабочих, их чад и домочадцев: огромная и неуклюжая по нынешним меркам стиральная машина, одна из первых, собранных в СССР; памятная многим швейная машина «Веритас»; а вот телевизор «Темп» 1964 года рождения (здравствуй, здравствуй, мой дорогой ровесник!). Кому-то, скорее всего тому, кто мог проникнуть «за бугор», принадлежало вот это чудо из чудес: мгновенная фотокамера Polaroid. Но и наши фотоаппараты тех лет были очень даже на уровне, и кинокамеры мы тогда научились делать. Виниловые грампластинки-гиганты и миньоны постепенно заставили забыть о «музыке на костях» (пластинках, сделанных из рентгеновских снимков). Вперемешку в музее радиолы и проигрыватели-чемоданчики, магнитофон с бобиной – и раритетнейшая автобусная касса, в прорезь которой совали монетки, прокручивали ручку и отрывали рулонные билетики. Кстати, билетики тоже из кассы торчат.
А как же без украшений квартир? Кому – чеканка с традиционной девушкой, кому – купленный у спекулянтов плакат с Элвисом. Полюбоваться ими, полистать журналы 60-х можно, сидя на диване производства Венгрии, ещё одной мечте советских обывателей. Здесь всё можно потрогать, покрутить, а хозяева ещё и чаем напоят.
– Очень много экспонатов нам подарила одна девушка, которая поселилась в квартире своей ушедшей бабушки, – говорит Евгений Захаренко. – Надо сказать, что молодёжь к нам часто приходит, особенно те, кто историей рока интересуется.
– А как удалось вам помещение для музея получить? В Москве, где каждый метр золотой…
– Несколько лет бились. Даже Медведеву писали, когда он президентом был. Не одно муниципальное управление с просьбой обошли, в итоге пошла навстречу управа района «Академический». Ремонт в этой квартирке сделали своими руками. Музей открылся в декабре 2012 года. Пока мы работаем два дня в неделю, плата за посещение символическая – 100 рублей. Устраиваем тут периодически концерты, просмотры фильмов.
У хранителей памяти о 60-х планы любопытные. Например, чтобы в трубке таксофона звучали телефонные разговоры из старых лент. И им хочется собрать как можно больше экспонатов, о чём они просят всех посетителей. И люди откликаются, тащат сюда всего понемножку. А одна молодая дама написала: «Была бы я «года выпуска» пораньше на 10 лет – сама бы себя в качестве экспоната предоставила».
Андрей Катин, Москва – Петербург