Спорт

«Нам сказали: катайтесь для себя»

14 мартa

Петербургские фигуристы Ксения Столбова и Фёдор Климов поделились с «НВ» своими впечатлениями от Олимпиады и мечтами

Они стали одними из главных открытий сочинской Олимпиады. Долгое время они ходили в «молодых-перспективных» и именно на Играх-2014 впервые сумели продемонстрировать одновременно и надёжность, и кураж, и мастерство мирового уровня. Как результат – золото в командном турнире и серебро в личных соревнованиях спортивных пар. После возвращения из Сочи фигуристы рассказали «НВ», какие задачи ставили перед ними тренеры на Олимпиаде.

– По окончании командного турнира в Сочи у вас не возникло ощущения, что Олимпиада уже закончилась?

Ксения: – Наоборот! Было ощущение, что всё только начинается. Мы же ведь одними из первых выступали на этой Олимпиаде. И, можно сказать, дали такой хороший разгон.

Фёдор: – Вот если бы мы сразу после командного турнира поехали домой – да. Ощущение законченной Олимпиады наверняка возникло бы. А так нам уже через день нужно было вновь выходить на лёд. Кто-то жаловался, что перерыв между стартами очень маленький. А нам, наоборот, оказалось легче. Отстрелялись – и всё.

Ксения: – Мы находились в этой неимоверно праздничной олимпийской атмосфере. Буквально наслаждались ею...

Фёдор: – Когда на тебя ничего не давит, ты не нервничаешь...

– Насколько разнились ваши ощущения перед командным турниром и перед стартом личных соревнований?

Ксения: – Перед командным очень переживали. Понятно: Олимпиада, дебют, полный зал.

Фёдор: – Понимали, что не имеем права подвести ребят, а ещё понимали, сколько труда было потрачено каждым из них, чтобы хотя бы попасть на эту Олимпиаду.

Ксения: – А на личный турнир вышли спокойно – чего терять-то? Катались уже на полную катушку.

Фёдор: – Нам сказали: вы свой план уже перевыполнили; катайтесь для себя (смеётся).

Ксения: – Ну, мы и откатались (смеются оба).

– Ваши мамы были на трибунах, когда вы катали свою серебряную произвольную программу?

Ксения: – Нет. Моя мама не только ушла, она ещё закрыла глаза и уши руками – чтобы не видеть и не слышать. И только когда пробился рёв трибун, когда она почувствовала вибрацию пола и стен от топота ног – тогда поняла, что с нами всё в порядке, и вернулась на своё место.

Фёдор: – Моя мама оба раза уходила с трибуны. Во время короткой программы, кстати, уши закрывала. А во время произвольной, наоборот, пыталась по реакции трибун понять, как мы там.

– Прошлой весной вы перебрались тренироваться в Москву. Успели уже почувствовать себя столичными жителями?

Фёдор: – Какое там! Мы в общей сложности за это время были в Москве месяца полтора. Как переехали, так сразу на сборы отправились. И вообще... Мы же с Ксюшей – коренные питерцы. Мы помним об этом. Помним о людях, которые с нами здесь работали. Мы им очень благодарны.

Ксения: – Спасибо нашей школе, петербургской СДЮШОР, за то, что она сделала для нас. Спасибо тренерам Людмиле и Николаю Великовым, которые создали нашу пару, спасибо хореографу Александру Александровичу Стёпину.

– В начале нынешнего сезона казалось, что ваша пара переживает серьёзный кризис. И психологический, и физический. А потом случился Гран-при России, где вы откатали произвольную программу так сильно, что выиграли у четырёхкратных чемпионов мира Алёны Савченко и Робина Шолковы. И будто выключатель повернули – для вас всё резко повернулось в «плюс». Насколько верны эти впечатления?

Фёдор: – Верны. Только чуть-чуть неточны по времени. Кризис у нас был летом. Самое тяжёлое время – перед прокатами в Сочи, что в начале сентября. После них мы съездили в Москву, поставили новую программу. И вот после этого начался подъём. И тот, не самый хороший для нас прокат короткой программы был обусловлен тем, что мы были очень хорошо готовы. И это вот слишком большое желание показать, что мы теперь умеем, сыграло с нами злую шутку. Хорошо, что это вовремя случилось.

Ксения: – И стало для нас хорошим уроком. Мы стали анализировать, как правильнее строить подготовку, как настраиваться на соревнования и ещё много чего.

Фёдор: – Ошибки у нас возникали и позднее. Но уже не в таких количествах. По одной на турнир, и уже не такие серьёзные, как прежде. И это только одна сторона медали. А вторая – если проанализировать, можно сказать, что начиная с Гран-при России мы на тренировках вообще всё чисто катали. И от этого «нервяк» был на соревнованиях. Потому что нельзя же столько времени катать чисто! И когда на тренировках, во время прокатов возникли помарки, у меня от сердца отлегло. Слава богу, есть над чем работать.

– Приёмы на высшем уровне, похоже, становятся для вас привычным делом. Два года назад, после чемпионата Европы, вас принимали сначала президент России, в Кремле, а потом губернатор Санкт-Петербурга, теперь – снова глава государства.

Ксения: – Тогда, кстати, нас не в Кремле чествовали, а в загородной резиденции президента России.

Фёдор: – А в этом году президент принимал нас в Сочи. Так что в Кремле мы так и не были ни разу.

– Я к чему веду: в прошлый раз вы, Ксения, сетовали на то, что «нечего надеть» – не осталось «ненадёванных» парадных нарядов, а в одном и том же два раза на приём идти неудобно. Удалось решить проблему?

Ксения: – Сейчас была директива: «Форма одежды – спортивная». Так что отправились на приём в парадной «триколорной» куртке и спортивном костюме. Словом, облегчили мне задачу (смеётся).

Фёдор: – И мне тоже. У меня проблема с парадным костюмом до сих пор есть. Известно ведь, что у каждого мужчины должен быть хотя бы один костюм, сшитый под него. Я для этого тоже созрел. Но нет времени, чтобы заняться.

– Если бы вам год назад кто-нибудь рассказал, как в Сочи всё дело обернётся?

Ксения: – Я бы покрутила пальцем у виска. Хотя... Если честно, сама о путёвке на Олимпиаду мечтала, не знаю как.

Фёдор: – Год назад самым смелым предположением было просто поехать на Игры в Сочи в качестве участников. Если случится чудо.

– Ксения, два года назад вы говорили, что у вас есть мечта, и не одна: поехать на чемпионат мира, заработать на квартиру и машину. Сейчас правительство каждому призёру-олимпийцу подарило шикарное авто. Чемпионат мира – вот он, через пару недель, чем дальше себя мотивировать?

Ксения: – Да, мечты сбываются одна за другой. Несбывшихся – всё меньше и меньше. А мотивация – она и не уходила никуда. Я по-прежнему голодна до соревнований.

Фёдор: – Я к мечтам теперь отношусь немного осторожно. По понятным причинам. Но у меня есть цели. Они появляются не каждый день, но периодически. Была цель, опять же – не мечта, попасть на Олимпиаду. Она осуществилась. И если я понимаю, что можно добиться чего-то и дальше – ставлю это своей целью. И сочинская Олимпиада не уменьшила количество таких целей, а, наоборот, умножила. Много чего осознал, многое в голове сложилось – что планирую, что должен делать. Мечтать нужно о чём-то возвышенном. О вечной любви, о мире во всём мире и тому подобном. А всё остальное – цели.

 

Беседовал Олег Алексеев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь