Что похоронят в ядерном могильнике?
Жители Ухты и близлежащих посёлков протестуют против строительства неподалёку от их домов свалки радиоактивных отходов
Прошёл почти год после общественных слушаний в Ухте по вопросу строительства неподалёку от посёлков Водный, Шудаяг и Ярега пункта захоронения отходов радиевого производства (ПЗРО). Не получив тогда ответов на волнующие их вопросы, жители накопили новые и в конце концов начали активный сбор подписей против создания полигона. Их интерес поддержал и врио главы Коми Вячеслав Гайзер, который направил письмо в «Рос-атом» с просьбой вернуться к проработке проекта с привлечением общественности.
Хотя поначалу всем казалось, что авторы проекта преследуют совершенно благие цели и действуют в интересах жителей. Ведь радиоактивные отходы, образовавшиеся после десятилетий радиевого промысла, загрязнили территорию посёлка Водный. И вот наконец Дирекция по ядерной и радиационной безопасности государственной корпорации «Росатом» представила местным жителям концепцию проекта по реабилитации загрязнённых территорий, разработанную петербургским ОАО «РАОПРОЕКТ».
Но этот документ сразу же вызвал у вполне искушённых жителей посёлка настороженность. В первую очередь их смутило место, выбранное для ПЗРО. Радийный могильник решили соорудить рядом с дачным массивом, фактически в черте города Ухты, где, кстати, по генеральному плану предполагается жилая застройка. А пока это одно из любимых мест отдыха горожан на берегу одноимённой реки.
Кроме того, по этому участку проходит водораздел рек Нефтянка и Лун-Вож, что создаёт угрозу широкого радиационного заражения водотоков на огромной территории. К тому же неподалёку находится Ярегское нефтяное месторождение, а также крупнейшее в России перспективное месторождение титана. А по закону в зоне месторождений полезных ископаемых строить подобные объекты нельзя.
Но более всего людей насторожила ёмкость ПЗРО – 222 тысячи кубометров. Это при том, что согласно той же концепции объёмы радиоактивных отходов возле Водного составляют всего 12 тысяч кубометров! Сразу появилось подозрение, что сюда начнут со всей страны свозить радиоактивные отходы и хоронить в этом радийном могильнике. По словам одного из самых активных противников строительства, председателя ижемского землячества «Изьватас» в Ухте Валерия Чупрова, среди партнёров проекта крупные атомные электростанции, такие как Белоярская, Балаковская, Билибинская АЭС, а также федеральное государственное унитарное предприятие по обращению с радио-
активными отходами «РосРАО». Не исключено, что свои отходы они и будут отправлять под Ухту.
Конечно, сразу же появились предложения переработать загрязнённый грунт с территории заводов, на которых добывался радий, и с так называемого «хвостохранилища», куда складировались отходы радийного производства, и вывезти их подальше от Ухты. Однако такой вариант оказался бы слишком дорогим удовольствием, цена вопроса превышала два миллиарда рублей. А создание местного захоронения, как обещали авторы проекта, обойдётся гораздо дешевле – всего 140 миллионов. При этом они поклялись, что это никак не экономия на их здоровье, и гарантировали безопасность. Только жители трёх посёлков, которым предстоит жить рядом с могильником, им не верят.
Хотя на тех общественных слушаниях его участники проект поддержали: всё-таки лучше, если опасные отходы наконец законсервируют на объекте, который будет находиться под постоянным контролем.
Вот только поставленные вопросы остались без ответа. И в Ухте образовалась инициативная группа, которая принялась собирать подписи против строительства могильника. К этому делу подключились и некоторые политические партии. Кстати, в одном из обращений говорится:
«Завтра может быть уже поздно! Уважаемые жители Республики Коми! Если произойдёт строительство могильника радиоактивных отходов в центре республики, отсидеться не удастся никому: ни в Воркуте, ни в Летке, ни в Сыктывкаре, ни в любом другом уголке Коми края. Надо сделать всё возможное, чтобы эта общая проблема не стала нашей общей бедой. Скажем НЕТ планам «Росатома»! Скажем ДА чистой среде обитания жителей Республики Коми!»
За кратчайшие сроки инициативная группа собрала несколько десятков тысяч подписей.
Власти города и республики не смогли остаться в стороне. Администрация Ухты провела закрытое совещание, на котором обсуждался проект ПЗРО. Затем мэр города Игорь Михель, занявший эту должность только осенью прошлого года, а потому не имевший никакого отношения к общественным слушаниям по проекту, встретился с инициативной группой, обсудил проблему с председателем республиканской комиссии по экологии, а также с руководителем отдела охраны окружающей среды. И все высказанные опасения передал временно исполняющему обязанности главы республики Вячеславу Гайзеру. После этого и родилось письмо врио губернатора Коми руководителю «Росатома» Сергею Кириенко, в котором изложены все доводы противников радийного могильника. А Игорь Михель, выступая на заседании совета города, заявил:
– Позиция руководителя нашего региона и администрации муниципального образования городского округа «Ухта» в этом вопросе однозначна: никаких радиоактивных отходов на территорию Ухты завозить не позволим!
Казалось, противники ПЗРО одержали первую победу, но недавно они обнаружили на сайте госзакупок информацию о проведённом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по консервации хранилища отходов в посёлке Водный в обеспечение мероприятия «Реабилитация территории субъектов Российской Федерации». Сумма контракта – 201,4 миллиона рублей. На конкурс была подана только одна заявка – от ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», поэтому торги признаны не состоявшимися. Но по закону контракт в таких случаях может быть заключён с единственным участником конкурса.
Получается, люди собирают подписи, местные власти заявляют об их поддержке, губернатор отправляет соответствующее послание, но «караван идёт». Интересно, чиновники хотя бы понимают, какая волна протеста поднимется после того, как начнётся строительство радийного могильника?
прямая речь
Владимир Зайнуллин, доктор биологических наук, заведующий отделом радиоэкологии Института биологии Коми научного центра УрО РАН:
– Радиологической ситуацией посёлка Водный наш отдел занимается с шестидесятых годов прошлого века. Накоплены очень большие данные. Нынешнее состояние радиоактивных отходов не обеспечивает безопасность жителям Ухты и посёлка Водный. ПЗРО может минимизировать опасность, но стопроцентную гарантию он дать не в состоянии. Облучение в малых дозах способно привести как к улучшению жизнеспособности людей, так и, наоборот, к их снижению. Я сторонник того, что здоровье у нас должно быть стабильным.
Екатерина Руденко, житель посёлка Шудаяг, член инициативной группы по сбору подписей против строительства ПЗРО:
– Отношение населения к размещению близ наших посёлков радиоактивных отходов резко отрицательное, поскольку данный объект будет располагаться слишком близко от населённых пунктов. К тому же это водораздел двух рек, близко река Ухта, а внизу по её течению находится город Ухта. Всё это даёт повод для беспокойства. Кроме того, рядом находятся дачные массивы. Всё это говорит, что авторы проекта о людях не думали вообще. Ещё надо понимать наши российские реалии. Могут возникнуть проблемы с качеством строительства объекта. Он будет федеральным, а это значит, что ни республика, ни город, ни тем более мы не сможем контролировать: что же будет с его дальнейшей эксплуатацией, чем он будет пополняться. Мы считаем, что в Коми вообще не место подобным объектам, поскольку у нас нет атомной промышленности.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми