«А ведь у нас богатейшие запасы!»
Из-за отсутствия законодательной базы Россия не может нормально осваивать Арктику
В полпредстве президента РФ в Северо-Западном федеральном округе прошёл очередной круглый стол, посвящённый освоению Арктической зоны России. Чиновники и представители работающих в Арктике организаций обсуждали, как развивается эта стратегическая территория, очень важная для страны. Увы, разговор получился не слишком радостным. Специалисты снова перечислили проблемы, из-за которых они по-прежнему не могут нормально работать и которые так и не решаются.
Представители северных территорий – Архангельской и Мурманской областей, Республики Коми, Ненецкого автономного округа – сначала бодро рапортовали об успехах, потом переходили на многочисленные жалобы, которые фактически сводились к одному: дайте нам денег. А специалисты различных ведомств заявляли, что проблем в Арктике столько, что даже с деньгами ничего быстро не получится.
Самое главное, что пока нет даже границ Арктической зоны, которая, согласно представлениям чиновников, уже должна развиваться семимильными шагами. В прошлом году была принята программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года». После её прочтения возникает ощущение, что авторы никогда не видели реальной Российской Арктики со всеми её проблемами. Например, программа предусматривает к 2020 году поднять производительность труда на предприятиях Арктической зоны в два с половиной раза, при этом её население должно утроиться! Добыча нефти должна возрасти на 28 процентов, газа – на 15 процентов, поэтому возрастут перевозки по Северному морскому пути более чем на 150 миллионов тонн!
Но проблема в том, что в России нет федерального закона, который будет регламентировать развитие Арктического региона. Стратегия или государственная программа – это не закон, это пожелания. Почему до сих пор не определены границы зоны? Да потому, что туда все хотят, ибо это будет зона дотаций, льготного хозяйствования. И если с Северо-Западом более-менее понятно, скажем, промышленная Воркута, пусть она и в тайге, – это, конечно, Арктическая зона. Зато в Сибири уже полный беспредел: Якутия вся, до южных своих границ, претендует на включение в Арктическую зону. Мотив у якутов простой: народу там мало, дорог нет, ну чем не Арктика. Не отстаёт в подобных притязаниях и Красноярский край. Если так дальше пойдёт, можно будет дотянуть южную границу Арктического региона до Монголии.
Ректор Национального минерально-сырьевого университета «Горный» Владимир Литвиненко как раз знает Арктику не понаслышке. И он настроен довольно мрачно.
– Стратегия – это не закон, – заявил Владимир Литвиненко. – Стратегия – это тезисы, не более того, нужна программа с финансированием и сроками. Все лезут в Арктическую зону за льготами, это же понятно, а стратегию мы обсуждали 10 лет назад, на всё это нужны федеральные деньги, а где их взять? Льготы надо тем территориям давать, где добывают стратегическое сырьё, а не всем. Получается, что на добычу новых ископаемых надо оторвать средства от нынешнего добывающего сектора, а он и так не в шоколаде. Нет комплексного подхода к проблеме, нужно задействовать и государство, и частные компании, потому что без арктического шельфа мы лет через 5–10 просто загнёмся. Все советские проекты по развитию Арктики пропали, неизвестно куда делись наработки. Нет портовой инфраструктуры, ничего нет, судов тоже, мы ведь даже морскую буровую платформу не можем с места на место перевезти – нет ледоколов. Мы за 3–5 лет истощим береговые месторождения, а по шельфу мы практически не работаем. А ведь у нас богатейшие запасы! При этом мы не дорабатываем месторождения, так, попользуемся – бросим. С кадрами катастрофа – закрыли специальность «инженер нефтяного и газового оборудования», нет такой специализации уже два года как, одни бакалавры остались, которые не знают, как к скважине подойти. Мало геологов, владеющих передовыми технологиями. Это на бумаге у нас очень много ресурсов, но они не подтверждены. И без бурения этого не подтвердить, а чем севернее бурить, тем дороже.
О людских ресурсах сказал и Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, здесь выступивший как эксперт.
– С 1990 года неизвестно, сколько у нас рабочих мест и сколько каких специальностей, никто таких исследований не проводил, – заявил Дмитрий Чернейко. – Нет перспективного планирования кадров, а оно нужно, иначе мы не найдём нужных специалистов. Мы должны знать, каков полный жизненный цикл объекта, чтобы рассчитывать, на сколько лет сюда люди приедут, вахтовым методом они будут работать или семьи привезут, на это нужна разная инфраструктура. А надо ли так увеличивать население, как планируется в стратегии? Может быть, оставить тех, кто уже есть? Есть же программа переселения с Севера, а у нас будет программа заселения Севера? Просто какие-то «встречные перевозки», извините, ну это же несерьёзно.
Не выглядел оптимистом и заместитель гендиректора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам ООО «Газпромнефтьшельф» Рустам Романенков.
– Мы уже работаем на шельфе и сталкиваемся с массой проблем, – сказал Романенков. – Чем больше мы говорим на тему Арктики, тем меньше делаем, разрабатываем всякие программы много лет, но ничего не движется. Вот, например, международный аэропорт Варандей – сугубо вахтовый. Нельзя к нему подходить с теми же критериями, что и к обычным международным аэропортам, это мешает работе, мы просили упростить эти требования, но решение вопроса сильно затягивается. Нужен закон о шельфе, где были бы грамотно прописаны наши платформы. Ведь мы не можем нормально зарегистрировать платформу, которая стоит в нейтральных водах, потому что она не находится ни в одном государстве. Наша платформа – это вообще неизвестно что: это не объект капитального строительства и не корабль, его нет в законе. По Градостроительному кодексу, который действует одинаково по всей стране, включая Арктику, нельзя строить такую платформу на шельфе, даже скважину нельзя бурить! У нас масса вопросов по водопользованию, к нам по ныне действующим законам в любой момент могут применить санкции, потому что деятельность буровиков на шельфе регулируется по тем же законам, что и в Подмосковье, например.
К сожалению, очередной круглый стол закончился практически ничем. Присутствующие согласились с тем, что Арктике нужен федеральный закон, который будет регламентировать её развитие, и специальный орган, который будет руководить этой зоной. Но когда будет принят такой закон и что в него войдёт – это опять осталось неизвестным. Причём уже который год…
Татьяна Хмельник
тем временем…
Земля Франца-Иосифа станет чище
Восемь тысяч тонн арктического мусора предстоит собрать и вывезти в 2014 году с четырёх островов архипелага Земля Франца-Иосифа, входящего в состав Архангельской области. В администрации региона спецкору «НВ» сообщили, что объём финансирования «дворницких» работ в нынешнем гору составит 600 миллионов рублей.
Работы по ликвидации экологического ущерба в архипелаге продолжатся на островах Грэм-Белл и Земля Александры и начнутся на островах Хейса и Гофмана. Гвоздём сезона 2014 года станет уборка на острове Хейса в районе покинутой обсерватории имени Кренкеля. Общая площадь свалки составляет там два квадратных километра, предстоит провести рекультивацию загрязнённой почвы.
Тем временем начался набор в экологическую экспедицию на остров Белый в Карском море. Руководитель штаба отряда волонтёров Алексей Рудковский сообщил спецкору «НВ», что организаторам поступают звонки от потенциальных участников экспедиции практически из всех регионов России. Третий год подряд не теряют надежды принять участие в экологической экспедиции девушки, но на остров Белый ввиду суровых условий берут только мужчин.
Напомним, СССР оставил на островах Северного Ледовитого океана более 100 тысяч тонн мусора: заброшенную военную технику, ёмкости с техническими жидкостями, просто груды металлолома. Федеральная программа ликвидации источников негативного воздействия на загрязнённых территориях Арктики стоимостью 4 миллиарда рублей рассчитана до 2020 года. Вот уже три года Россия занимается генеральной уборкой своих полярных территорий. В 2011–2013 годах на очистку Арктики федеральный бюджет по указанию Владимира Путина выделил
1 миллиард 420 миллионов рублей, а в 2014 году объём финансирования составит 550 миллионов.
Сергей Ростов, спецкор «НВ»