«Режиссура – долгий марафон»
Режиссёр Вера Сторожева – о том, почему всё больше женщин занимаются этой сложной профессией
Имя режиссёра Веры Сторожевой прежде всего ассоциируется с фильмом «Небо. Самолёт. Девушка» – ремейком советского хита «Ещё раз про любовь», где главную роль сыграла Рената Литвинова. За двенадцать лет, прошедших со времён её дебюта, Сторожева сняла много фильмов.
Широкую международную известность ей принесла картина «Путешествие с домашними животными», получившая в 2007 году Гран-при «Золотой святой Георгий» на ММКФ. Героиня Ксении Кутеповой, одинокая несчастливая молодая женщина, обретает семью, когда решает забрать к себе детдомовского мальчишку.
Действие нового фильма Веры Сторожевой «Девять дней и одно утро» тоже начинается в детском доме. Туда приезжает Анна, бывшая детдомовская воспитанница, которую много лет назад удочерила супружеская пара из Франции. Анна сделала карьеру, теперь она фотомодель и занимается благотворительной деятельностью от лица известной косметической фирмы. В старом провинциальном российском городе ей предстоит встретить новых людей и осмыслить свою жизнь…
Фильм «Девять дней и одно утро» – безусловная удача Веры Сторожевой, мимо него, без сомнения, не пройдут ни отборщики кинофестивалей, ни зрители.
О новой картине, своих артистах и о том, что её сегодня волнует в кино и в жизни, Вера Сторожева рассказала в интервью «НВ».
– Вера, фильм снимался ещё до захватившей всех полемики по поводу зарубежных усыновителей. Получается, интуиция подсказала актуальную тему?
– Да, попали в нерв. Я очень плохо отношусь ко всем запретам на усыновление: дурно и несправедливо лишать хоть каких-то возможностей для детей и взрослых объединиться в семью. Тем более что государство со своей задачей по защите детства не слишком-то успешно справляется. У нас на протяжении десятилетий людям вдалбливали, что общественное выше личного. Оттуда пошло разрушение семьи. С давних советских времён, когда называли мещанством домашний уют, высмеивали естественное желание вить собственное гнездо, заботиться о близких. Человеку не давали почувствовать себя личностью, не приучали к собственной, индивидуальной ответственности перед детьми. Конечно, с тех пор многое изменилось, но последствия того воспитания сказываются и сегодня.
– В фильме две героини – Аня и Люба, обе из детдома. У одной судьба сложилась вроде бы благополучно и на зависть многим: живёт в Париже, у неё хорошо оплачиваемая работа, бойфренд – французский фотограф, но она не выглядит счастливой. У второй – скудный быт в обветшалом доме, работа в местной бане и хромота, которая досталась ей от неуклюжих действий врачей. Она не унывает, принимает всё, как данность, живёт, как живётся, но счастья у неё тоже нет. В чём причина?
– Вот об этом и хотелось поразмышлять. Что такое судьба, насколько она зависит от внешних обстоятельств и от самой личности. О том, что такое счастье, как оно связано или не связано с видимым благополучием, откуда берётся гармония в человеке и почему её так трудно достичь. Но это общие размышления. А идея фильма появилась от двух актрис, двух колоритных фактур, двух молодых женщин – это Анна Щербинина и Ольга Попова. Они совершенно разные, но в них мне увиделось неуловимое сходство. А когда я встретила кинодраматурга Анну Козлову, с которой мы делали телевизионный многосерийный фильм «Развод», идея постепенно оформилась в отличный сценарий. Грустный и временами очень смешной. Мне хотелось неоднозначной истории, где нет лучших и худших, правых и виноватых. Важно было полностью сломать стереотипы восприятия. Здесь хорошо, потому что родина, а там – потому что сытно и красиво. На самом деле нет полностью правых и нет абсолютно счастливых. Окончательно фильм сложился уже на монтажном столе, появилась чёткая форма: несколько дней, которые провела в родном провинциальном городе наша Анна, сложились в девять небольших глав с прощальной сценой в финале. И сразу отпали прежние названия, и родилось новое – «Девять дней и одно утро». В нём не только бытовой, но и символический смысл, который станет понятным, когда зрители посмотрят фильм.
– Анна, русская француженка, с некоторым изумлением смотрит на российскую жизнь, во многом ей уже непонятную. А как вы думаете, этот фильм будет понятен иностранцам?
– В самом начале работы я давала читать сценарий французам, была мысль делать копродукцию. Ведь наша героиня приезжает из Парижа, с ней её бойфренд – француз Мишель. Его сыграл великолепный театральный артист Ксавье Галле, очень популярный во Франции. Но для международного проекта нужны длительные переговоры и согласование, а я уже спланировала время съёмок. Так что с этим не сложилось, хотя сценарий всем нравился и был абсолютно понятен. В феврале был рабочий показ уже готового фильма на кинорынке Berlinale, там немецкая дама-продюсер удивилась: мол, это неожиданное для России кино.
– Почему?
– Мы снимали прошлой весной в Ростове Великом, там необыкновенной красоты озеро, простор, церкви, высокое чистое небо. Во всём, что увидела камера оператора Михаила Искандарова, нет грязи, безысходности, чернухи. Наша история печальная, но светлая. О том, что счастье не определяется исключительно внешними обстоятельствами. Они могут изменять нашу одежду, причёску, привычки, мир вещей вокруг, но всё равно разлад внутри человека, его внутреннюю неустроенность не отменяют. Корни всего заложены в детстве. Дети, лишённые семьи, брошенные дети – они как растения, которым изначально искривили корневую систему, они несут потом эту травму всю жизнь. Это очень больная тема, особенно для нашей страны, где так много детских домов.
– Персонаж Ксавье Галле тоже отягощён проблемами, идущими из детства. Что французский артист думал о своём персонаже и понравилось ли ему сниматься в России?
– Ксавье – театральная звезда, большой артист. Играет Треплева в «Чайке», грезит Чеховым. Ему понравилась предложенная роль, был знаком и понятен его герой. Но он согласился сниматься в нашем фильме за совсем небольшой гонорар в основном потому, что очень хотел побывать в России. В Москве мы привели его в МХТ, он сел в зрительном зале в кресло с табличкой «Немирович-Данченко» и плакал как ребёнок – от счастья, для него это святыня. От съёмок он был в полном восторге. Мы возили его по монастырям, всё показывали, рассказывали.
Ростов Великий – запущенный город, но очень красивый. Когда сошёл снег, обнажилась земля, вся заваленная мусором, отбросами, я сказала нашему французу: «Ксавье, не обращай внимания. Просто зима внезапно кончилась, это всё уберут, будет хорошо». А он ответил: «Ничего, ничего, я так и думал».
– В небольшой роли мэра блеснул комедийными гранями таланта известный артист и режиссёр Сергей Пускепалис. Интересно, что тут он впервые после своего актёрского дебюта в фильме «Коктебель» появляется на экране вместе с сыном – Глебом Пускепалисом. В «Коктебеле» тот был мальчишкой, теперь – профессиональный артист, играет в театре у Сергея Женовача, снимается в кино. Но в центре фильма, как мы уже сказали, две актрисы – Анна Щербинина и Ольга Попова, расскажите о них. Кстати, Анна очень напоминает внешне Ренату Литвинову. Это случайность?
– Наверное, это какой-то мой излюбленный тип. Рената, Ксения Кутепова, Алёна Бабенко, теперь Анна Щербинина. Внешне немножко холодноватые, сдержанные, с сильными эмоциями внутри. Аня в «Девяти днях…» говорит о себе: «Я зимняя женщина». В них есть утончённость, хрупкость, бледность, особенная стать. Они все немного отстранённые, отдельные, но разные, конечно же. Личная судьба Анны Щербининой косвенно отразилась в сценарии: она рано уехала из дома, начала жить самостоятельно в другой стране, ей пришлось преодолеть много трудностей, освоить незнакомый прежде язык и чужой уклад, так что переживания её героини были ей хорошо знакомы.
– А Люба в исполнении Ольги Поповой, наоборот, тёплая, открытая, как будто бы совсем простая. С непростым характером при этом. Её любит снимать в своих фильмах Кира Муратова. Вы тоже. Сложно на съёмочной площадке с родной дочерью?
– Мне с ней легко, она очень самостоятельная, собранная, ответственная и органичная. Оля всегда хотела быть режиссёром, закончила ВГИК, сейчас учится в старейшей и очень знаменитой американской киношколе – School of Cinematic Arts при Южно-Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Её заканчивали Джордж Лукас, Грег Араки, Роберт Земекис. Сама поступила, нам сказала только, когда её приняли. Её актёрскую одарённость первой заметила Кира Муратова и стала звать в свои фильмы. Между ними своё особое общение и понимание.
– Вас ведь тоже многое связывает с Кирой Муратовой: эпизодическая роль в её «Астеническом синдроме», сценарий для одной из её «Трёх историй», который вы написали. Как возникло это общение?
– Началось с того, что, когда мне было 20 лет и я была студенткой Университета культуры, мой будущий муж, режиссёр и сценарист Сергей Попов, повёл меня в Дом кино и мы смотрели «Познавая белый свет» Киры Муратовой. Таких фильмов я не видела прежде. Это было сильное и странное, необычное впечатление. Потом мы ехали вместе в машине, и я сказала ей робко: «Мне очень понравилось ваше кино». Так мы познакомились. Как-то она сказала Серёже, и он мне это передал, что «из Веры получился бы хороший режиссёр». В то время я даже думать не думала о работе в кино. Но слова Киры в меня запали. На Высшие режиссёрские курсы поступила в 1991 году, когда у меня уже было двое детей. Помню, нужно идти на экзамен, а Серёжа в Питере, детей надолго оставить не с кем, да ещё у меня два талона на распродажу в «Детский мир», пропустить нельзя, никаких товаров в магазинах нет. Я написала за полтора часа письменное задание и побежала в «Детский мир». Думала: поступлю, не поступлю – кто знает, а колготок детских потом точно не достану (смеётся).
– В итоге удалось поступить. Кто ещё тогда стал студентом?
– Серёжа Урсуляк, Ваня Попов, Алексей Зернов. К несчастью, Вани, который сделал чудесный детский фильм «Котёнок», и его лучшего друга и соавтора Лёши уже нет, умерли недавно буквально один за другим. Ещё с нами учился очень известный сейчас сценарист Гена Островский. Всего семнадцать талантливых мужчин, я была единственной женщиной на курсе нашего учителя – Александра Митты.
– Теперь иная картина. Появилось очень много женщин-режиссёров. Чем это можно объяснить?
– Женщины, по сути, очень сильные, их сегодня активно интересует самовыражение, и они умеют «рулить процессом». Режиссура – не спринтерская профессия, это долгий, трудный марафон, у женщин больше воли и терпения. И быть режиссёром очень интересно. Сейчас очень много талантливых картин, снятых женщинами-режиссёрами, и мы о них скоро услышим.
Беседовала Ольга Галицкая