«В Литве церкви не взрывали»
Отец Антоний, игумен вильнюсского Свято-Духова монастыря, отмечает, что литовское православие гонений не ощущает
Отец Антоний – человек молодой. Он, что называется, религиозный деятель новой формации. Нет, в вопросах Церковных уложений или основ веры он безоговорочно крепок – речь о другом. А именно о том, что, родившись в благополучной советской семье, получив образование в обычной советской школе, а после, пережив трансформацию Литвы в независимое государство и последствия этой перестройки, он хорошо понимает, какими путями современная молодёжь идёт по жизни. Понимает, например, то, почему, вволю вкусив всех прелестей нынешнего дня, юноши и девушки сплошь и рядом возвращаются к православным истокам.
– Недавно, отец Антоний, мне попалась довольно большая публикация о литовском православии. И автор очень аргументированно доказывал: то, что Литва стала католической, а не православной, – не более чем историческая случайность. Это действительно так?
– Мне кажется, так сказать нельзя. Литва – страна западная, она исторически тяготела к Польше, а не к России. Это исторический факт. А вообще литовцы изначально язычники. Так же как, кстати, и славяне. Они практиковали поклонение огню, и там, где сейчас стоит кафедральный католический костёл, было капище, в котором постоянно горело пламя.
– Да, но ведь исторические источники указывают, что сюда массово переселялись православные из Киевской Руси. Неужели они никак не влияли на местное население?
– Не массово, но они сюда шли. Поэтому можно говорить о том, что православие появилось в Литве даже раньше католичества. Правда, долгое время тут практически не было храмов, и официально православие присутствует на литовской территории с XIV века. Наш Пречистенский собор в Вильнюсе и Пятницкая церковь, где крестили прадеда Пушкина, считаются древнейшими церквями. Они, конечно, перестраивались, но были возведены именно тогда. А потом, где-то лет через сто, началось объединение с Польшей, государство официально выбрало католичество, и оно сохранялось в Литве всегда, даже в рамках Российской империи и СССР…
– И насколько сегодня правительство Литвы различает католические и православные храмы?
– Поскольку католичество в Литве титульная религия, государство, безусловно, оказывает ему большее предпочтение. Но тем не менее, когда страна объявила себя независимой, Православная церковь заняла достойное место, и наш архиерей участвует во всех значимых событиях. В общем, к нашей Церкви никогда не предъявлялось претензий, мы не ощущали никаких гонений или неприязни. И не только мы – и татарская мусульманская община, и лютеране, и иудеи, и старообрядцы тоже – все в принципе пользуются равными правами: могут владеть имуществом, арендовать землю, преподавать в школах. Конечно, католичество выделяется… Но, должен сказать, там тоже всё не так уж и просто.
– Что вы имеете в виду?
– Как и во всём мире, в Литве идут определённые негативные процессы: погоня за материальным, неверие, равнодушие. Опять-таки возрождается язычество. Появилось немало энтузиастов возрождения древнего язычества, которые придумывают ритуалы, насаждают двоеверие…
– Вы как-то пытаетесь с этим бороться?
– Видите ли, человек может прийти к вере только самостоятельно, свободно. Господь лишь зовёт, предлагает, но каждый сам решает для себя, отозваться ли ему, уверовать или нет. Это очень сложный процесс. Его нельзя форсировать, человек должен созреть.
– Вам, отец Антоний, разумеется, виднее, но ведь есть же и воскресные школы, в которых детям с малолетства рассказывают о Христе, о Церкви, об истинных ценностях!
– Вообще-то это происходит не только в воскресных школах. В общеобразовательных тоже. У нас, в отличие от России, никто не прячется за формулировку «культурологический предмет». В Литве ещё на волне независимости разрешили преподавание детям религии. Указывалось, что это может происходить по согласованию, с дирекцией школы, и, как правило, дирекция не против. Так и случилось, что сразу же появился чисто религиозный предмет – основы веры. Во время уроков католики готовят маленьких детей к первому причастию, обучают их основам религии. Поэтому у православных тоже не было с этим проблем. Мы назвали свой предмет «Основы православия». Урок, конечно, факультативный, и тем, кто не хочет изучать основы православия, предлагают другой вариант – этику. В среднем получается, что половина детей посещает занятия по религии, половина – уроки этики.
А если говорить о воскресных школах, в советское время, как вы, наверное, помните, такие вещи были запрещены. Но теперь они есть почти при всех наших храмах. Например, здесь, в Вильнюсе, при кафедральном Пречистенском соборе большая школа существует уже больше 20 лет, и при Михайловском храме тоже работает очень хорошая школа. Причём обычно во всех воскресных школах создаются три группы: для самых маленьких, для детей постарше и для взрослых.
– И кто в них преподаёт?
– Как правило, учителя религии, которые работают в общеобразовательных школах.
– Вот мы с вами и перешли к одному из самых болезненных для стран Балтии вопросов – проблеме русских школ…
– Вы правы, проблема серьёзная. Многие родители – не только этнические русские, но и поляки – хотят, чтобы их дети учились именно в русской школе, потому что в литовской другая обстановка, другая специфика, другой менталитет. Власти же потихоньку русские школы выдавливают. Поскольку детей в классах действительно немного, школы объединяют – сначала две в одну, потом три в одну. А русская община изо всех сил старается свои школы всё-таки сохранить.
– Бог даст, всё получится. Но беда ведь ещё и в том, что молодёжь, окончив хоть русскую, хоть литовскую школу, немедленно из страны уезжает…
– Эмиграция из Литвы, конечно, превышает всякие рамки. Основная масса молодых стремится в Европу, но есть и те, кто едет в Россию. Правительство, насколько возможно, занижает официальные цифры, но всем понятно: положение трагическое. Фактически никто не знает, сколько сейчас населения в Литве. Я думаю, на деле осталось миллиона два… (По данным переписи 2011 года, в Литве проживали чуть более 3 миллионов человек. – Прим. «НВ».)
– А сколько вообще православных в Литве?
– Во время переписи населения православными назвали себя 140 тысяч человек.
– В общем, немало… А спросил я об этом вот почему. В Латвии на протяжении нескольких лет в сейм вносится предложение дать православным в Рождество официальный выходной день. А как с этим в Литве?
– Видите ли, у нас разные ситуации. Я имею в виду количество проживающих в стране русских. В Латвии их очень много, а у нас всего 5 процентов. Нас недостаточно, чтобы ставить такой вопрос, поэтому он у нас и не поднимается. Но люди просто договариваются на работе.
– Вы сказали о русских, но разве среди этнических литовцев православных нет?
– Почему же нет? Есть. В вильнюсской Пятницкой церкви у нас даже чисто литовский приход. Тамошний настоятель вместе с одним университетским филологом сделал перевод богослужения, и теперь там все службы и требы совершаются по-литовски.
В других приходах, конечно, тоже есть литовцы. Точное их количество я вам сказать не могу, но, думаю, их примерно 5 процентов от общего числа.
– Вот слушаю вас, отец Антоний, и думаю: то, о чём вы рассказываете, звучит так, словно Православная церковь в Литве почти не имеет проблем…
– Что вам сказать… Свобода, о которой у нас так много говорят и которой так гордятся, пришла и для греха, для страстей и соблазнов. Поэтому, я думаю, молодёжи сейчас не просто прийти к Богу... Ну а насчёт трудностей – в Литве ведь не было таких страшных гонений на Церковь, как в России. Тут храмы не взрывали, не уничтожали. Какие-то, конечно, закрывали, передавали разным организациям. Но когда пришла независимость, восстанавливать церкви с нуля нам не приходилось, все были в более-менее нормальном состоянии. Нам это тоже помогло. Вот, скажем, есть в Вильнюсе храм Святых Константина и Михаила…
– Тот самый, который построили к 300-летию дома Романовых? Я там был, очень красивая церковь!
– Да. Вот и скажите мне, вы можете себе представить, чтобы такой храм в своё время уцелел в России? Сложно? А тут он стоит…
Беседовал Владимир Ермолаев