Хорошее дело браком не назовут?
В последние годы и десятилетия всё более отчётливо проявляется кризис института семьи
«Институт семьи находится в кризисе», – сколько раз все мы слышали эти слова. Идёт ли речь о нежелании молодых людей вступать в брак, или о разводах, или о растущем количестве сирот и брошенных детей – специалисты, занимающиеся этими проблемами, очень часто говорят, что «брак себя изживает» и «семейные ценности у современных людей далеко не на первом месте». Почему же это происходит?
В современном мире традиционная семья подвергается атаке со всех сторон. И началось это, конечно, не сегодня, а ещё в 1960–1970-х годах. Именно тогда в общественном мнении появились двойные стандарты: с одной стороны, создание семьи и рождение детей вроде бы и приветствовалось, но в то же время всё отчётливее звучала мысль, что после свадьбы у молодых людей заканчивается свободная счастливая жизнь. Над невестами шутили: дескать, теперь их ждёт «домашнее рабство». Женихам говорили о том, что они теперь до конца жизни будут «под каблуком». Казалось бы, безобидный юмор, но подобные тенденции не могли не сказаться на мировоззрении молодых людей, теоретически готовых вступить в брак. Так что уже в те годы многие не торопились делать это и заводить детей, стремясь подольше пожить для себя.
В перестройку слова «подольше пожить для себя» стали и вовсе обычным делом, и многие охотно следовали этому завету. Тем же, кто в те годы оказался в трудном положении, кому приходилось «не жить, а выживать», – таким людям тем более было не до создания семьи. В те годы желающих жениться или выйти замуж уговаривали «подождать до лучших времён», а уже женатых и собравшихся родить ребёнка порой осуждали за безответственность. «Как можно заводить детей сейчас, чем вы их кормить будете?!» – типичные слова…
В итоге так называемая беззаботная молодость для многих и очень многих растягивается на неопределённо долгое время. И сегодня разговоры про «пожить для себя, пока молод» можно услышать в отношении тех, кому и за тридцать, и за сорок…
Само по себе вовсе не плохо, что люди чувствуют себя молодыми независимо от возраста. Но поскольку одновременно принято считать, что молодость – это не столько период максимальной активности, сколько беззаботность, сплошные радости и минимум серьёзных дел, результат получается весьма грустным. Потому как семья, ответственность супругов друг за друга и родителей за детей к беззаботным вещам не относятся. А значит, пока человек считает себя молодым, то ему всё это и не нужно. Ему, по сути, вообще ничего не нужно, кроме того самого «пожить для себя».
Добавьте к этому потребительский бум и ставшие доступными всевозможные развлечения. Всё это требует и денег, и времени. Так какая же уж тут семья, какой ребёнок? Ведь тогда придётся отказаться и от новых нарядов, и от посещения фитнес-центра, и от отпуска за границей. Многих современных людей эти «ужасные лишения» пугают неимоверно.
При такой «философии» многие рассуждают и так: «Ну, жениться (выйти замуж) – это ещё можно… Но ребёнок…» То есть семья порой становится официально оформленным и уже совместным «продолжением банкета» той самой молодости.
Кроме того, те люди, которые не хотят заводить семью по «принципиальным» соображениям, зачастую используют и такой «убийственный аргумент»: «А почему это я должен жениться? Что сделало государство для того, чтобы человеку было выгодно создавать семью и рожать детей?!» Ну что тут сказать?.. Думается, что тот, кто оперирует подобными формулами, не станет заводить ребёнка, даже если ему подарить за это величайшее одолжение миллион. Ну а ругать государство, противопоставлять себя государству и разрушать это самое государство своей персональной ленью и безответственностью – это наша старая национальная забава… «Государство – это я» – это, увы, пока не про нас. Впрочем, это уже тема для отдельного разговора.
…Тем временем крайним выражением «антисемейных» настроений стало движение чайлд-фри, представители которого считают, что дети просто портят жизнь взрослым людям.
Таковых, конечно, пока не так много, но в целом картина получается неутешительной: большинство молодых жителей России к семейной жизни не стремятся, так как уверены, что для этого им придётся принести слишком большие жертвы.
Но дело не только в «жертвах». Причины для того, чтобы как минимум не торопиться с браком и детьми, могут быть разными.
Скажем, есть женщины, которые решают обойтись без детей вовсе не потому, что их интересуют только модные вещи и поездки на курорты, а из альтруистических побуждений. Обратите внимание: сейчас рекламируется множество товаров для детей, без которых их детство якобы ни за что не будет счастливым. И если супруги не уверены в своих финансах, то решение о пополнении в семье, скорее всего, будет отложено на неопределённый срок. Ведь они не смогут покупать ребёнку лучшие игрушки, одежду и питание, водить его на развивающие занятия, устроить в самую престижную школу и так далее. Слишком велик страх оказаться плохими родителями и услышать от выросшего ребёнка, что у него было «безрадостное детство».
А тех, для кого материальные блага не настолько важны, нередко пугает другое: вдруг они не смогут правильно воспитать ребёнка, вдруг будут уделять ему мало внимания, дадут недостаточно любви?
И все эти страхи зачастую подпитывают психологи, изначально преследующие благую цель – объяснить родителям, насколько важны для ребёнка их любовь, ласка и внимание. Многие из них в этом доходят до крайности и объявляют, что дети обязательно вырастут «необратимо травмированными», если мать не будет рядом с ними 24 часа в сутки, если она будет работать или даже просто изредка отлучаться из дома.
«Если получается, что я в любом случае нанесу своему ребёнку тяжёлую травму, то для меня вывод очевиден – не рожать», – написала одна молодая девушка в блоге психиатра Натальи Стилсон. Почти все читатели этого блога и сама его хозяйка это решение одобрили. И это далеко не единственный случай – подобные мнения можно встретить на любом сайте, посвящённом психологии, воспитанию детей или ещё каким-то близким темам.
Но и это ещё не всё. В последнее время у потенциальных родителей появился новый страх: детей могут отобрать представители ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция, быть может, не слишком заметно, но неуклонно наступает. И современные родители теперь всё чаще боятся: как бы ласково мы ни обращались со своим ребёнком, в каких бы замечательных условиях он ни рос – его всё равно могут забрать в детский дом. Например, по доносу соседей или родителей его приятеля. А жить в вечном страхе потерять ребёнка – не лучшая перспектива...
…Нет, конечно, в России по-прежнему много людей, для которых традиционные семейные ценности – не пустой звук. И даже в самые трудные времена очень многие россияне создавали семьи, рожали детей. Весь вопрос в том, насколько много таких людей. И в том, становится ли их больше или, увы, меньше…
Впрочем, проще всего назначить виноватыми в нынешней ситуации людей, не желающих и боящихся заводить семью. Это было бы не только несправедливо, но и непрактично: поскольку решить проблему это точно не поможет.
Государство в последние годы, конечно, предпринимает определённые усилия, чтобы противостоять описанным выше печальным тенденциям. Но достаточно ли этих усилий? Если говорить о самых свежих тенденциях, то да: официальная статистика свидетельствует о незначительном увеличении количества браков (уровень разводов стабилизировался), но если посмотреть на вещи более глобально – на уровне десятилетий – картина безрадостная.
Что делать? Финансовые вливания – это, конечно, хорошо (та же программа материнского капитала, пусть и небезупречно, но работает). И всё-таки в этой сфере духовное ценнее материального. А стало быть, речь должна идти о целенаправленной (по всем направлениям) работе по укреплению семейных ценностей. А ценности эти – поистине, просите за тавтологию, бесценны.
прямая речь
«Современная мораль направлена против семьи»
Иларион, митрополит Волоколамский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата:
– Все проблемы, касающиеся семьи, относятся к вызовам, важным для всех христиан, независимо от того, к какой Церкви они принадлежат. Современная мораль направлена против семьи: она допускает не только разводы и беспорядочные любовные связи, но и аборты. Последствия этого все мы видим каждый день. Огромное количество браков распадается, огромное количество детей попадает в детские дома или вовсе не рождается. При этом многие дети из семей, придерживающихся такой морали, попадают под чужое влияние, становятся наркоманами или алкоголиками, совершают преступления.
Христианское понимание брака совершенно иное. Брак – это союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви. Одна из его целей – дети, и, для того чтобы вырастить их, родители должны проявить жертвенность. В прошлые века в классической литературе были популярны образы положительных героев и героинь, которые жертвовали собой ради семьи, ради своих близких. Теперь же этот тип персонажей практически исчез.
Православный идеал семьи – это не абстрактный идеал: семьи, живущие по-христиански, существуют во всех конфессиях, они живут счастливо, в любви и понимании. А семьям и детям-сиротам, которым повезло меньше, мы пытаемся помочь приблизиться к этому идеалу.
И могу сказать точно: как бы ни начиналась семейная жизнь, как бы ни складывалась она в дальнейшем, были ли у супругов в прошлом другие браки и разводы, являются ли дети в семье родными или приёмными – всё это не является препятствием к тому, чтобы достигнуть христианского идеала семьи. Крепкая семья, в которой есть любовь и верность, – это реально.
по пунктам
Некоторые аргументы против создания семьи и рождения детей:
– В браке меня ждёт домашнее рабство – «у плиты».
– В браке я рискую оказаться «под каблуком».
– Я ещё мало пожил (пожила) для себя.
– Мне придётся отказаться от привычного образа жизни, привычных трат и развлечений – слишком серьёзные жертвы.
– Тут бы самим как-то выжить – какие уж дети… Чем мы будем их кормить?
– С детьми стоит подождать до «лучших времён».
– Почему мы должны заводить ребёнка? Пусть сначала государство позаботится о том, чтобы…
– От детей одна суета и хлопоты!
– Я не смогу обеспечить своему ребёнку достойное детство (лучшую одежду, питание, учёбу в престижной школе и так далее).
– Боюсь, я не смогу хорошо воспитать ребёнка…
– А тут ещё и ювенальная юстиция…
– Моя семья – это моя мама, мой папа.
храм и мiръ
Церковь делает всё, что в её силах
В России действует около 2900 различных церковных социальных учреждений, чья деятельность так или иначе связана с помощью семьям или сиротам. Среди них – 90 крупных приютов для детей и 18 приютов для беременных женщин, которым негде жить. А также детские сады, летние оздоровительные лагеря, всевозможные кружки и секции для детей из малоимущих семей и многое другое. Все эти учреждения могут относиться к приходам разных церквей, а нередко работающим в них священникам и монахам помогают светские люди – волонтёры и благотворители.
Много внимания христианские организации уделяют помощи неполным семьям, в том числе матерям-одиночкам. После неприятного инцидента, когда один из священников позволил себе обвинительные высказывания в адрес женщин, воспитывающих детей без мужа, антиклерикалы поспешили обвинить в плохом отношении к ним Православную церковь, несмотря на то что все публикации того священнослужителя были удалены из интернета, а сам он понижен в должности. На самом деле к матерям, в одиночку поднимающим детей, и православные, и другие христиане относятся с сочувствием и глубоким уважением, даже если они родили ребёнка, не будучи замужем.
– Ни в коем случае нельзя отворачиваться от детей, рождённых вне брака, – подчёркивает председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. – Как бы ни произошло зачатие и рождение ребёнка, и сам он, и его мать могут быть настоящими христианами!
Другое большое направление работы христианских организаций – помощь семьям, имеющим детей-инвалидов. Одним лишь состраданием детям-инвалидам не помочь, а пособие, полагающееся их родителям, составляет около 8 тысяч рублей, поэтому христианские организации занимаются ещё и сбором денег для таких семей. Уделяют они внимание и тем инвалидам, которые содержатся в коррекционных учреждениях. Ни для кого не секрет, что там за больными производится только самый простой уход и они ведут практически растительное существование.
Кроме того, добровольцы из церквей, входящих в Христианский межконфессиональный консультативный комитет, активно способствуют созданию семейных детских домов, где сироты – и инвалиды, и здоровые – могли бы жить с приёмными родителями в отдельных домах, так же как родные дети живут в обычных семьях.
Ещё одна задача, стоящая сейчас перед церковным союзом, – противостояние ювенальной юстиции. Православная церковь и другие христиане считают, что государство не должно вмешиваться во внутренние дела семьи и что родители могут воспитывать ребёнка в своей системе ценностей – это одновременно их право и обязанность.
Помимо этого церковный союз помогает малоимущим семьям, социальным сиротам – то есть детям, находящимся в детских домах, хотя их родители живы, бездетным парам, решившим усыновить ребёнка, несовершеннолетним наркоманам и подросткам, осуждённым за преступления.
Дел у христианских подвижников много, всего и не перечислишь…