Город

Петербург не хочет быть «точкой роста» для России

26 мартa

 

Правительство города подвело экономические итоги прошлого года

По итогам 2013 года экономика северной столицы допустила спад в ряде критически важных отраслей: обрабатывающая промышленность потеряла 1,6 процента объёмов, пищевая – 1,9 процента, производство нефтепродуктов рухнуло на 27 процентов. И даже вечная палочка-выручалочка – строительство – подвело, упав в объёмах на 2,9 процента. Тем не менее на вчерашнем заседании городского правительства, где глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов отчитывался об итогах года, царило мажорное настроение. Ведь, несмотря на отмеченные спады, связанные, по мнению председателя комитета, с проблемами еврозоны и Китая, рост ВРП (валового регионального продукта) достиг неплохого по нынешним депрессивным временам уровня в 3,2 процента (рост ВВП России – 1,3 процента за год). То есть экономика мегаполиса, несмотря на имеющиеся минусы, может, оказывается, работать в плюс.

Да, при всём своём наследственном научном и промышленном потенциале Петербург является сейчас в первую очередь торгово-логистическим центром благодаря крупнейшему в стране морскому порту и дорогам, соединяющим его с Финляндией и странами Балтии. Объём транспортных услуг вырос за год на 4,7 процента, а оборот оптовой торговли – на 12 процентов. Обилие фирм, занимающихся хранением, поставками, продажами товаров, увеличивает потребность в офисной, складской и прочей недвижимости, поэтому по графе «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» рост составил рекордные 13,8 процента. Бурная, почти столичная жизнь Петербурга обеспечивает также спрос в розничной торговле и сфере платных услуг. Всё это именуется красивым термином «постиндустриальная экономика».

Впрочем, пятимиллионный город (статистика утверждает, что на 1 января нас было 5 миллионов 132 тысячи человек) не может жить только на перепродажах, надобно что-то и своё делать. Выручает нас мировой автопром, успешно производящий свои машины в Петербурге, производители бытовой техники (тоже в основном импортные), растёт производство металлов (спасибо «Ижорским заводам» и «Северстали»), некоторых видов оборудования. Спад в пищевой промышленности – тоже отчасти успех, потому что связан с модой на здоровый образ жизни, – за год уменьшилось производство пива (сразу на 16 процентов), табака и крепкого алкоголя.

Тем не менее доля промышленности в ВРП Петербурга каждый год снижается. Отчасти это связано с тем, что многие городские предприятия переехали в область – освобождение Петербурга от заводов было официальной целью трёх прошлых губернаторов. Растут и «невозвратные потери». Так, обанкрочен один из лучших в своей отрасли заводов – «Севкабель». На месте его цехов на Васильевском острове будет жильё. Ликвидирован Петербургский трамвайно-механический завод, который больше 80 лет строил трамваи для города и страны. Развалилась вся лёгкая промышленность. На месте снесённых заводов, как правило, строится жильё – это до недавнего времени был самый рентабельный вид бизнеса, обеспечивавший, в отличие от промпроизводства, 100 и больше процентов прибыли. Поэтому жилищными проектами в городе на Неве занимались и вузы – такие как Горный институт, и оборонные корпорации – знаменитый «Уралвагонзавод», и банки, и вообще все, у кого есть деньги. Строительный бум продолжается, но теперь он во многом переместился на территорию Ленинградской области, где и земля, и подключение к коммуникациям в несколько раз дешевле, чем в мегаполисе. Соответственно, и цены на квартиры процентов на 25–40 ниже, чем в городе. Правда, дорогами не занимаются власти ни области, ни города, ни сами строители, так что «транспортные» потери времени трудоспособного населения принимают катастрофические размеры.

В этом году рост ВРП Петербурга может снизиться до одного процента – такой прогноз дал вице-губернатор Сергей Вязалов. Пессимизм объясняется влиянием на Петербург внешних факторов – ожидаемым снижением ожидаемых темпов роста в стране и в мире. На то, чтобы стать локомотивом и «точкой роста» российской экономики, Петербург не претендует.

Владимир Владимиров, обозреватель «НВ». Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь