«У нас каждая игра как последняя»
Главный тренер молодёжного «Зенита» Дмитрий Черышев рассказал «НВ» о задачах команды на сезон и объяснил, в чём российские юные футболисты уступают испанским
Бывший нападающий сборной России Дмитрий Черышев, имеющий опыт работы в Испании в системе мадридского «Реала», прошлым летом возглавил молодёжный состав «Зенита». Первую половину сезона под руководством нового наставника дублёры провели неудачно, но в трёх турах после возобновления чемпионата дважды праздновали победу, уступив лишь в выездной встрече с ЦСКА. Корреспондент «НВ» поговорил с Черышевым о зенитовской молодёжке, о том, как работают с юными футболистами в Испании и насколько сложно петербургским юношам попасть в основу петербургского клуба.
– Дмитрий Николаевич, насколько было трудно после руководства нижегородской «Волгой» в премьер-лиге перестроиться на работу с молодёжью?
– Какое-то время на адаптацию потребовалось, но не могу сказать, что далось это с большим трудом. Да, в работе с молодёжью есть своя специфика: больше приходится объяснять, показывать. Ещё одна проблема, которая свойственна молодым, – нестабильность. Но это всё проходит через игры и со временем встаёт на свои места. Ребятам нужно как можно скорее переходить на взрослый уровень. Это довлеет над ними, поэтому важно следить за психологическим состоянием игроков.
– Почему молодёжный «Зенит» так неудачно провёл осеннюю часть сезона?
– Когда я принял команду, до старта чемпионата оставалось две недели. Пришлось набирать кондиции по ходу сезона. Это сложно, тем более что команда серьёзно обновилась. Практически весь молодёжный состав предыдущего созыва перешёл летом в «Зенит-2», а к нам много пришло совсем юных ребят из Академии. Ещё один фактор – большая ротация. Игроки 1996 года рождения постоянно участвовали в других турнирах, уезжали в юношескую сборную.
– После зимнего перерыва ситуацию удалось улучшить?
– Мы хорошо поработали на сборах. Считаю, что команда стала значительно сильнее. Во-первых, возросла физическая готовность. Даже в проигранном матче с ЦСКА, когда мы полчаса играли в меньшинстве, было заметно, что мы не уступаем физически. Во-вторых, я бы отметил игру в обороне. Появилась согласованность действий, снизилось число тактических ошибок.
– Какая турнирная задача сейчас у команды?
– Выходить на каждый матч как на последний и добывать три очка. У нас хоть и чемпионат, система игры – кубковая: от матча к матчу, настраиваемся на каждую встречу.
– Как вы строите взаимодействие с «Зенитом-2», который выступает во втором дивизионе?
– У нас с самого начала сложились хорошие отношения с «Зенитом-2», поэтому нам удаётся проделывать в этом плане большую работу. Во-первых, наши команды вместе работали на сборах, поэтому тренерские штабы видели, в каком состоянии ребята. Во-вторых, с командой Владислава Николаевича Радимова происходит постоянный обмен игроками. Были ситуации, когда у «Зенита-2» было на сборе по два матча в день – мы к ним отпускали ребят, потому что одна из наших задач как раз в том, чтобы игроки молодёжки переходили на взрослый уровень.
– Болельщики всегда подчёркивают важность для них выступления в «Зените» воспитанников питерского футбола. Вам это усложняет задачу?
– На самом деле работать в большом клубе, каким является «Зенит», всегда очень трудно. Безусловно, свои воспитанники нужны. Но они должны соответствовать общекомандному уровню, как я уже говорил. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы свой опыт использовать для максимального прогресса петербургских игроков. У нас мало приезжих. Трудно? Конечно! Вот, например, в «Спартак», «Динамо», «Локомотив», ЦСКА собирают талантливых ребят со всей России. В некоторых командах, с которыми мы играли, всего два-три местных воспитанника, а остальные – приезжие.
– Но ведь, отказываясь от приглашения иногородних футболистов, вы ослабляете свою команду?
– Можно усилиться одним-двумя игроками, но они должны быть реально сильнее местных. Тут работает тот же самый принцип, что и с легионерами во взрослом футболе.
– Сказывается ли на вашей работе тот факт, что в Петербурге очень низкая конкуренция среди футбольных школ?
– Соглашусь, что такая проблема существует. Но абсолютно точно могу сказать, что сейчас в нашем составе собраны сильнейшие ребята города.
– В чём отличие российского молодёжного футбола от испанского, который сейчас почти безоговорочно считается первым в мире?
– Скорость принятия решений. Мы очень медленно думаем на поле. В Испании с раннего возраста от детей требуют играть с минимальным количеством касаний, как можно меньше времени тратить на принятие решений. В мадридском «Реале» все играют в одно-два касания.
– Но ведь и класс игроков там выше.
– Как раз поэтому он и выше. Это одна из главных причин, по которой футбол в Испании на подъёме. Очень важно, чтобы главный тренер основного состава мог в любой момент взять из молодёжного нескольких ребят, а они были готовы доказывать свою состоятельность на этом уровне.
– В этом сезоне впервые был проведён турнир юношеских команд в Лиге чемпионов. Ваше мнение об этом соревновании?
– На мой взгляд, это прекрасная идея. Мы смогли оценить свой уровень, увидеть, к чему нужно стремиться, получили большой опыт.
– Первый сезон во главе молодёжного «Зенита» получился для вас очень сложным. Скажите честно: сколько раз вам хотелось за это время подать в отставку?
– Ни разу. Когда ты берёшься за какое-то дело, его нужно доводить до конца, как бы трудно ни было. Останавливаться на полпути – не в моих принципах.
Дмитрий Николаевич Черышев родился 11 мая 1969 года в Горьком (ныне Нижний Новгород). Выступал за «Локомотив» (Нижний Новгород), «Динамо» (Москва), «Спортинг» (Хихон, Испания), «Бургос» (Испания). Обладатель Кубка России 1995 года. Играл за сборную России. Тренировал детские и юношеские команды в системе мадридского «Реала». В 2010 году вернулся в Россию, работал спортивным директором в «Сибири» (Новосибирск), в сезоне-2011/12 – главный тренер «Волги» (Нижний Новгород). С лета 2013 года – главный тренер молодёжного состава «Зенита». Отец полузащитника сборной России Дениса Черышева, воспитанника мадридского «Реала», сейчас выступающего за «Севилью».