«Бытовые отходы должны перерабатываться»
В Институте прикладной экологии и гигиены считают, что сбор мусора «навалом» – вчерашний день
По количеству отходов на каждого горожанина мы уже приблизились к показателям самых богатых стран, но по качеству их переработки отстаём катастрофически. В петербургском Институте прикладной экологии и гигиены разработали проект, реально позволяющий очистить город от отходов. Проект был представлен на Международном экологическом форуме, проходившем в северной столице в конце марта, и вызвал большой интерес у специалистов. О сути и перспективах проекта рассказывают эколог, кандидат технических наук Полина АГАХАНЯНЦ и директор института Алексей ЛОМТЕВ.
– Прежде всего, наверное, надо было получить твёрдое представление о том, что такое наши твёрдые бытовые отходы?
Полина Агаханянц (П. А.): Да, и в прошлом году мы провели исследование – свыше 400 кубометров твёрдых бытовых отходов из разных районов Петербурга разобрали на 30 фракций. Определили содержание органики, металлов, пластиков, стекла, бумаги, текстиля и опасных отходов. Самая большая часть – 37 процентов – органика: пищевые отходы, листья, трава. Их можно компостировать, но компост, который сейчас получают на мусороперерабатывающих заводах в Янино и Горелово, не отвечает санитарным требованиям и не подходит для использования ни в сельском хозяйстве, ни при благоустройстве. Причина – в опасных отходах, составляющих 1,6 процента.
Алексей Ломтев (А. Л.): Ещё один показатель – плотность отходов. Он важен ещё и потому, что вся отчётность по твёрдым бытовым отходам (ТБО) ведётся в кубометрах, а потом пересчитывается в килограммы и тонны. Отсюда многочисленные нестыковки статистических данных. Компаниям, занимающимся вывозом, выгодно говорить, что отходы более тяжёлые. В итоге районные администрации имеют неполную информацию о вывозе, и их данные часто занижены.
П. А.: Мы подтвердили – плотность ТБО в Петербурге падает, что соответствует мировым тенденциям. При этом образование отходов на душу населения хотя и незначительно, но растёт за счёт упаковки. По количеству отходов на человека мы уже близки к показателям самых богатых стран. Но доля органики в наших отходах снижается.
– В чём специфика Петербурга при планировании работы с ТБО?
П. А.: Во-первых, это ситуация, при которой Петербург вынужден размещать свои отходы на территории другого субъекта Федерации – Ленинградской области. Во-вторых, в городе уже фактически нет места для мусоросортировочных станций. В-третьих, брандмауэрная застройка исторического центра не позволяет соблюдать гигиенические нормативы при размещении мусорных контейнеров. Как во дворах-колодцах поставить контейнеры в 20 метрах от стен домов?!
– Допустим, все горожане будут собирать мусор раздельно...
П. А.: Сбор мусора «навалом» резко ухудшает качество сырья. С другой стороны, раздельный сбор не может быть идеальным и требует дополнительной автоматической сортировки. Кроме того, нынешние нормы запрещают располагать на контейнерных площадках более пяти контейнеров. Поэтому мы рассматривали варианты раздельного сбора на две фракции: либо раздельный сбор ТБО и пищевых отходов, либо «единый поток», когда по отдельности собираются лишь фракции, имеющие перспективы реализации, – бумага, пластик, металлы… Мы рекомендуем второй вариант.
Важнейший элемент культуры обращения с отходами – отделение опасных компонентов. В городе уже формируется система экомобилей и стационарных терминалов для приёма таких отходов, и мы предлагаем её расширение.
– Итак, допустим, ваш проект принят. Каков будет процесс его реализации?
П. А.: Прежде всего полное обезвреживание органики – таково требование, принятое в Евросоюзе. Остальные отходы следует максимально утилизировать. Повторюсь, от горожан потребуется и раздельный сбор, и сдача опасных отходов в экобоксы. Затем отходы поедут на высокотехнологичные мусоросортировочные комплексы, которые будут располагаться отдельно или вместе с мусороперерабатывающими заводами. После глубокой сортировки часть отходов превратится в сырьё, имеющее рыночную стоимость. Остальное будет превращено в РДФ – топливо, которое может использоваться на цементных производствах вместо стандартного топлива. Такая технология, мы считаем, предпочтительнее прямого сжигания. И только так называемые «хвосты» – неперерабатываемые инертные остатки – поедут на полигоны.
А. Л.: Важная роль в проекте отводится поиску наилучшего пути транспортировки отходов. Мы постарались осуществить привязку районов к сортировочным и перерабатывающим мощностям и разработать оптимальные маршруты вывоза ТБО от каждого контейнера.
– Появятся ли новые полигоны ТБО?
П. А.: Размещение новых полигонов – в сфере взаимоотношений Петербурга и Ленобласти. По закону в населённых пунктах их размещать нельзя. Городской полигон Новосёлки уже на грани выработки ресурса. Зато к югу от Петербурга полигон Новый Свет-Эко может принимать отходы ещё долго. В итоге мы заложили в наш проект два полигона – к северу и югу от Петербурга. Но могу сказать, что предложенная нами технологическая цепочка позволяет свести полигонное захоронение отходов к минимуму.
Беседовала Наталья Григорьева