«Почти за 10 лет всё промокло насквозь…»
Корреспонденты «НВ» побывали внутри южной Ростральной колонны и своими глазами увидели плоды кропотливой работы реставраторов
Не всё удалось восстановить реставраторам – около 20 процентов ступенек пришлось создавать заново
Несколько дней назад закончилась реставрация туристической жемчужины Петербурга – Ростральных колонн. Правда, результат сложнейших работ, которые длились почти пять месяцев (не считая подготовительных этапов), останется скрытым от посторонних глаз – в порядок приводили в основном внутренние помещения.
Переоценить значение Ростральных колонн для Петербурга сложно, ведь без любования открыточным видом Стрелки Васильевского острова сегодня не обходится ни одна обзорная экскурсия по Петербургу. Да что там Петербург!.. Вся Россия ежедневно наблюдает этот прекрасный вид на 50-рублёвой купюре, на обороте которой Биржевая площадь и южная Ростральная колонна – та, что ближе к Дворцовому мосту. Именно на неё и забрались корреспонденты «НВ».
«Там было действительно страшновато…»
Ключи от обоих маяков – северного и южного – хранятся у организации, которая заведует самым главным на Ростральной колонне – огнём, а если точнее, газовым оборудованием. Представитель «Петербурггаза» открыл нам дверь южной колонны и пустил в святая святых – на винтовую лестницу, спрятанную от любопытных глаз за толстыми кирпичными стенами.
– Даже во время реставрации каждое утро приходилось выключать сигнализацию, открывать двери, а уже потом начинать работать, – рассказал заместитель генерального директора по науке и технологии фирмы «Ажио» Алексей Харитонов. – Здесь всё достаточно строго. Сегодня это редкая возможность – попасть наверх.
Именно компания «Ажио» начала реставрацию внутренних помещений Ростральных колонн осенью прошлого года по заказу города. Тогда символы морской славы обнесли традиционным синим забором и на время лишили туристов возможности фотографироваться на их фоне. Около пяти месяцев здесь работали полтора десятка реставраторов, воссоздавая по квадратному сантиметру кирпичную кладку, которая буквально захлёбывалась от влаги под слоем цемента.
– Задача состояла в первую очередь в том, чтобы привести в порядок внутреннее пространство, – объяснил Алексей Харитонов. – Там было действительно страшновато. Изнутри колонны выглядели весьма непрезентабельно – кирпичная кладка серьёзно повредилась, почти целиком разрушился каменный пол. Из всех 256 ступеней (в обеих колоннах) пятая часть оказалась утрачена.
Первым делом сняли цементно-песчаную штукатурку, покрывавшую стены. Её нанесли в середине прошлого века – как отметил специалист, видимо, для того, чтобы не давать стенам разрушаться. Под цементным раствором сырой кирпич, как говорят реставраторы, «запревал», поэтому колоннам становилось только хуже. Освободив кладку, специалисты принялись вручную восстанавливать кирпичи и шовные растворы, подбирая цвет к каждому фрагменту отдельно.
– Это была самая трудная часть работы, – признался один из реставраторов. – Большие объёмы, стеснённые условия, сжатые сроки, ведь нам не разрешили бы работать здесь годами. В итоге, если суммировать данные по обеим колоннам, мы отреставрировали 200 квадратных метров кирпичной кладки. Это самая кропотливая, длительная и дорогая работа во всём проекте.
Нижняя и верхняя части колонн – это кирпичи, а основное их «тело» – природный камень туф. Специалисты проделали немало работы и при восстановлении этого материала: все поверхности очистили от плесени, которая успела развиться из-за влажности, а также отреставрировали разрушенные фрагменты туфа.
«Золота и бриллиантов не нашли»
Когда заходишь внутрь, ожидаешь увидеть тёмную сырую лестницу, как в самых загадочных петербургских легендах, но на деле всё оказывается иначе – в светлом, пускай и узком, помещении, где стоит газовый вентиль, могут поместиться несколько человек. На стене в стеклянной раме висит аккуратный плакат с информацией о колоннах. У потолка несколько ярких светильников. Обстановка напоминает довольно уютную, к примеру, арт-галерею, специально отремонтированную под кирпичный дом.
– Конечно, нельзя сказать, что мы отреставрировали освещение, – улыбнулся Алексей. – Электричества ведь тогда ещё не было, но мы постарались сделать так, чтобы оно не воспринималось как инородное. Свет в любом случае должен быть.
Пожалуй, больше всего уют в своеобразном холле создают не строгие светильники, а новый пол. Его предшественник был полностью разрушен и восстановлению не подлежал, поэтому здесь пришлось положить плиты из природного камня – известняка. Материал, внешний вид, цвет – всё это реставраторы тщательно согласовали с комитетом по градостроительству и охране памятников Петербурга (КГИОП), чтобы сделать покрытие максимально приближенным к тому, которое было здесь изначально.
– Золота и бриллиантов мы не обнаружили, – рассказал Алексей Харитонов. – Хотя копали у входа, снимали остатки развалившегося пола, убирали всё лишнее, даже находили старые гвозди, но и только. Значит, здесь ничего не прятали либо уже ничего не осталось…
Хотя колоннам уже перевалило за 200 лет, они всё ещё хранят в себе загадки. Что интересно, слева и справа от винтовой лестницы вдоль стен колонны проходят два лаза, они замыкаются у небольшого окошка, выходящего наружу. Ответить, для чего нужны такие проходы, специалист затрудняется, говорит, что доподлинно назвать их назначение никто не может, но, возможно, лаз в виде подковы создали для вентиляции внутренних помещений. Он усиливает тягу, чтобы огонь в чаше Ростральной колонны не потух.
«Гидроизоляцию пробили каблуками»
Преодолев 127 каменных ступеней, мы оказываемся на высоте 32 метров. Как и ожидалось, у чаши Ростральной колонны прохладно и дует сильный ветер. Всё же наблюдать за городом отсюда приятно – вокруг хорошо известные достопримечательности, но с нового, необычного ракурса. Хорошо видно и традиционное петербургское небо – серое и тусклое, готовое в любой момент пролиться дождём, который, кстати, тоже немало повлиял на судьбу Ростральных колонн.
– Существует мнение, что климат Петербурга очень плохо влияет на архитектурные объекты, – объяснил специалист по реставрации. – Любой морской город отличается сырым климатом, а Петербург даже менее агрессивен по своему воздуху, чем, к примеру, некоторые дальневосточные города. Петербург – это мегаполис, и его атмосфера, скажем прямо, не очень располагает к долговечной службе материала на открытом воздухе.
Тем не менее реставраторы спасали Ростральные колонны именно от влаги, которая успела проникнуть внутрь сооружения через гидроизоляцию. Ещё не приступив к работам в помещениях маяков, специалисты занялись стилобатами – каменными плитами под колоннами. Именно здесь памятник архитектуры должен быть защищён от влаги.
– Мы планировали выполнить гидроизоляцию в течение двух недель, но после расчистки увидели историческую гидроизоляцию из свинцовых пластин, – рассказал Алексей. – Надо было придумать, как скрепить материалы, чтобы всё надёжно работало. В итоге задача оказалась немного сложнее, чем ожидалось, но мы считаем, что справились с ней успешно.
Сегодня колонны от влаги защищают три слоя гидроизоляции, сделанных из искусственного каменного материала, который внешне сложно отличить от гранита. Он имеет минеральную основу, не содержит ничего органического, а значит, не будет гнить и прослужит долгие годы.
– Раньше ступеньки были покрыты рубероидом, – рассказал специалист. – Гости города, да и сами петербуржцы любят залезать на стилобат, чтобы сфотографироваться. Они каблуками очень быстро повредили покрытие. Последняя работа по гидроизоляции стилобата проводилась в середине 1990-х годов, за эти почти 10 лет всё промокло насквозь. Кирпичную кладку пришлось сначала тщательно и долго просушивать, а уже потом приступать к реставрации.
«Просили забраться наверх»
С высоты 32 метров открывается захватывающий вид на центр Петербурга, жаль, доступен он далеко не каждому
Единственное, что не вошло в план реставрационных работ, – это газовое оборудование. Жёлтые трубы – главные артерии Ростральных колонн – сегодня работают исправно, поэтому пока их менять или ремонтировать не собираются, хотя систему подачи газа передовой не назовёшь. Конечно, чтобы зажечь огонь на маяках, необязательно подниматься наверх – оборудование позволяет сделать это с земли, но вот синхронности пока добиваются по старинке: два человека стоят в разных колоннах и созваниваются по телефону, чтобы пламя вспыхнуло в обеих чашах одновременно.
Специалист отметил, что сегодня в реставрации нуждаются статуи, символизирующие великие русские реки (Неву, Днепр, Волгу и Волхов), которые находятся у основания колонн, а также ростры (носы кораблей), которыми украшены символы морских побед. Кроме того, с гранитными основаниями, которые находятся выше стилобатов, тоже стоит поработать, потому что туда может попасть влага.
– Главное – это следить за водоотведением, – уверен Алексей Харитонов. – Чтобы влага не скапливалась вокруг колонн, чтобы работала ливневая канализация, иногда прилегающую территорию нужно чистить от снега. К тому же следить за поверхностью стилобатов, если вдруг покрытие повредится, а затем сразу устранять проблему и не доводить её до критического состояния. Мы когда работали здесь, то поняли, насколько это важный объект для жителей и гостей Петербурга. Люди вокруг очень живо реагировали на реставрацию и, конечно, просили забраться наверх…
справка «нв»
Ростральные колонны возвели в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона. Автор обратился к древнеримскому обычаю и украсил их рострами кораблей. Служили колонны в качестве маяков, их зажигали ночью и во время тумана. Южный маяк указывает путь в Большую Неву, а северный – в Малую. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые символизируют великие русские реки: у северной колонны – Волга и Днепр, у южной – Нева и Волхов. Колонны стали олицетворением мощи и величия морского флота России.
Сегодня символичные сигнальные огни на маяках зажигаются в дни особых торжеств и праздников. За последние несколько лет колонны стали не только популярным туристическим местом, но и одним из любимых объектов городских экстремалов. К примеру, ночью 7 июня 2011 года южный маяк открыли любители полазать по крышам, к счастью, памятник архитектуры не пострадал. Всего через пару месяцев, ночью 23 августа, неизвестный мужчина, проникнув внутрь одной из Ростральных колонн, открыл вентиль газового трубопровода и зажёг на ней огонь. Как сообщили в правоохранительных органах, прибывший на место пожарный расчёт перекрыл трубопровод и потушил факел – и в этот раз всё обошлось.
Напомним, что не так давно – перед 300-летним юбилеем Петербурга – Ростральные колонны реставрировали, потом ещё раз – весной 2011 года. Необходимость нынешних работ, по словам специалистов, возникла, потому что тогда главный акцент был сделан на оштукатуривании и покраске самих колонн и украшающих их ростр. Теперь же внимание уделили воссозданию исторической обстановки внутри колонн.
Полина Огородникова. Фото Александра Гальперина