Общество

Скорая помощь – это медицинский спецназ

29 мартa

 

115 лет назад, в марте 1899 года, по инициативе профессора Николая Вельяминова и под патронажем императрицы Марии Фёдоровны открылись первые пять станций первой помощи в Санкт-Петербурге

На вопросы «НВ» отвечает Алексей Бойков, главный врач Городской станции скорой медицинской помощи.


– Алексей Александрович, позвольте поздравить вас с исторической датой! Скажите, как вы попали в эту службу – случайно или это был сознательный выбор?

– Я пришёл на «скорую» в 1986 году фельдшером во время учёбы в институте, потом работал врачом линейной бригады, потом – врачом реанимационно-хирургической бригады, заместителем главного врача, а в 2000-м был назначен главным врачом Городской станции скорой медицинской помощи (ГССМП). И ни дня не пожалел об этом, для меня скорая помощь и всё, что с ней связано, – дело моей жизни.

– Сегодня в скорой помощи, как и во многих сферах, тоже текучка кадров?

– За счёт повышения заработной платы в прошлом году нам удалось сократить отток кадров на 15 процентов. Но не забывайте, что отток людей происходит по разным причинам: кто-то уходит на пенсию, кто-то уезжает в другие города. Первостепенная наша проблема – к нам не приходят выпускники. Хотя стремления работать на «скорой» не было всегда. Просто раньше было распределение, и, когда наступал кризис кадров в нашей службе, в определённый год до ста врачей из трёх вузов города направлялись к нам. И они обязаны были отработать три года, а после этого кто-то оставался, кто-то уходил. Теперь каждый сам себе выбирает специализацию. А работа у нас очень тяжела, плюс к тому она стала опаснее, а уважения к врачам меньше. Да ещё СМИ подливают масла в огонь: в работниках здравоохранения добра не видят, а в сотрудниках «скорой помощи» и подавно.

– В советское время самые уважаемые люди – химики, физики, врачи, о них снимали фильмы, создавалась определённая романтизация профессии…

– А сейчас это стереотип – либо врачи-убийцы, либо какая-то эксклюзивная операция, сделанная в каком-то городе как единичный случай. А обычная ежедневная работа врачей нигде не показывается. Кроме того, сегодняшний потребительский экстремизм в отношении скорой помощи достиг своего максимума: людям не хочется идти в поликлинику, проще набрать 03. При этом нет понимания, что скорая помощь бесплатна и доступна, но только для пациентов. Но опосредованно за пациентов, у которых нет угрозы для жизни, остальное население платит налогами. Не важно – это бюджет или система ОМС. Но как можно из-за порезанного пальца вызывать бригаду из двух человек на полностью оборудованной машине, готовой к реанимации?

– Как вы относитесь к платной скорой помощи?

– По закону «скорая помощь» не может брать деньги с пациента. Помощь на дому, неотложная, может быть, но не «скорая». За что вы платите, за комфорт? Какой тут комфорт, если пациент умирает?.. Вы можете потребовать, чтобы сотрудники, входя, снимали верхнюю одежду, надевали бахилы. Если ваш близкий умирает, то вам всё равно, главное, чтобы врачи быстрее приступили к оказанию помощи. «Скорая помощь» не лечит, она оказывает экстренное медицинское вмешательство. Поэтому существующие сегодня коммерческие структуры, которые имеют возможность выбирать себе вызовы, берут такие, где могут предложить дополнительные услуги. Почему бы нет? Должны ведь существовать и палаты с повышенной комфортностью, и семейный доктор, который приезжает и лечит всю семью.

– Кроме функциональных навыков какими ещё качествами должен обладать врач «скорой помощи»?

– Это отдельная специальность, которой, как я считаю, надо обучать специально в вузах, а не делать врача «скорой помощи» из терапевта или хирурга. Здесь надо уметь принимать правильные тактические решения, которые важнее, чем решения клинические. Важна психология общения с людьми. Общения зачастую не столько с пациентом, сколько с родственниками и окружающими, потому что, к сожалению, случаи нападения на бригады и угрозы физической расправы становятся обыденностью.

Много говорят о том, чтобы врачам разрешили на вызов ездить с травматическим оружием, – абсурдная ситуация, когда врач, которого в институте долго учили спасать людей, приезжает на вызов с пистолетом. Но абсурдность эта от безвыходности. Нужно жёстко наказывать даже за попытку нападения на сотрудников «скорой» при исполнении служебных обязанностей. Причём статья должна быть уголовной, а наш сотрудник должен быть приравнен к сотруднику полиции.


из досье «нв»

Первые службы скорой помощи возникли в 1881 году: тогда в Венском театре комической оперы произошёл пожар, в котором пострадали около ста человек. Эта трагедия послужила толчком для организации оказания первой медицинской помощи на месте. Опыт Австро-Венгрии вскоре переняли Германия и Англия. В Российской империи первая станция открылась в Варшаве. Во всех городах скорая помощь зарождалась на пожертвования меценатов и только в Санкт-Петербурге возникла как государственная служба. Право вызова «скорой помощи» имели только официальные лица: врачи, полиция, старшие дворники. В первый год существования службы было зафиксировано всего лишь 317 вызовов, а к 1913 году их количество возросло до 6298.

Первое свидетельство об использовании в Петербурге бригад «скорой помощи» для дежурства в очаге предполагаемых массовых санитарных потерь зафиксировано с 25 на 26 октября 1917 года – во время Октябрьского переворота.

Из самых значимых достижений ленинградской скорой медицинской помощи стало создание в 1957 году первой «штурмовой». Это была новинка и технический прорыв не только для СССР, но и для всего мира. Прародитель реанимационных токсикологических штурмовых бригад в Ленинграде – единственная в Советском Союзе экспериментальная спецмашина, методикой работы на которой владели всего четыре врача.

 

память

Как работала «скорая» в блокаду

К началу войны в Ленинграде функционировало 200 бригад, к зиме 1942 года их число сократилось до семи. Основными их задачами были госпитализация и выезды на места артобстрелов и бомбёжек, обеспечение медпомощи на Дороге жизни. После каждого артобстрела за один день бывало от одного до двух тысяч пострадавших. По распоряжению Ленгорисполкома и Горотдела здравоохранения на «скорую помощь» было решено возложить эвакуацию населения. На Финляндском вокзале под руководством Меера Месселя открыли эвакуационный пункт из города в Кобону.

Вот несколько записей о работе «скорой» в осаждённом городе из дневника Меера Абрамовича 1941–1944 годов.

«Поступил вызов на артиллерийский очаг поражения с наб. р. Пряжки. Со станции № 9 по адресу вышла машина «скорой помощи». Не доехав, однако, до места вызова, в то время как машина заворачивала с улицы Декабристов на Пряжку, осколок разорвавшегося вблизи снаряда попал в кабину машины и поразил насмерть врача Эддара Юрия Михайловича. Это наша первая жертва среди врачебного персонала».

«В ряде жилищных хозяйств были организованы санитарные комнаты. Общее количество коек в сентябре-декабре 1941 года составляло три с лишним тысячи».

«14 ноября 1941 года в 19.35 во время воздушного налёта прямым попаданием фугасной бомбы была уничтожена станция скорой помощи № 8, занимавшая трёхэтажное здание бывшей гомеопатической больницы на Невском проспекте, 92. Два врача – Журикова и Федулова – были убиты, 15 медсестёр и братьев были убиты и тяжело ранены».

«24 января 1942 года останется для нас памятным, так как оно нам принесло нечто совершенно неожиданное. В этот день были выключены оставшиеся в небольшом числе городские телефоны. Таким образом население лишилось возможности пользоваться скорой помощью…»

 

Исторические адреса петербургской «скорой»

Дом на Малой Садовой, 1, где сегодня располагается главный диспетчерский пункт Городской службы скорой медицинской помощи (ГССМП), – пристройка к дворцу И.И. Шувалова (сегодня в помещении дворца находится Музей гигиены). С 1802-го по 1917-й здание занимало Министерство юстиции Российской империи. В 1923 году оно перешло в распоряжение Центральной станции ГССМП. Интересны и другие адреса, где располагались первые станции. Например, на Садовой улице, 58 (Спасская станция), находился полицейский участок, так называемый Съезжий дом, где в романе Достоевского «Преступление и наказание» допрашивали Родиона Раскольникова. А на Загородном проспекте, 17 (Московская станция), располагался дом Рогова, причисленный к образцам застройки пушкинской эпохи. Их здания на сегодняшний день сохранились, правда, к «скорой» уже не имеют никакого отношения…

Сейчас Центральное управление городской скорой помощи включает в себя 26 подстанций, расположенных в разных районах города. Каждые сутки в оперативный отдел по телефону поступает более 7000 обращений.

…Кстати, телефон скорой помощи изначально был четырёхзначным – 2136. И только в 1925 году было решено ввести единый индекс, чтобы население не путалось и не вспоминало длинные номера. К 1979 году появилось два номера 05 – неотложная помощь и 03 – скорая экстренная помощь. А в 1988 году было принято решение объединить два номера в один – 03.

Материалы полосы подготовила Елена Данилова. Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь