Общество

Мы едем… Едем? Едем!

03 апреля

 

Опасности для развития туризма из-за политических передряг ни в Петербурге, ни в Финляндии не видят

Уже ставшие знаменитыми круизные паромы Princess Maria и Princess Anastasia ещё, кажется, хранят  тепло олимпийского Сочи. Там «Принцессы» служили плавучими гостиницами для более чем 8500 гостей Игр. Гости остались очень довольны приёмом, о чём и написали в разных соцсетях и на сайте хозяйки паромов, компании ST. PETER LINE. Но отдохнуть после сочинского вояжа судам почти не удалось. Они вернулись в Петербург и в конце марта опять начали курсировать с туристами по своим традиционным маршрутам: Princess Maria – из северной столицы России в Хельсинки и обратно, Princess Anastasia – из Петербурга в Хельсинки, оттуда в Стокгольм и Таллин с возвращением в родной порт. В одном из первых круизов на борту «Принцессы Марии» в столицу Финляндии вместе с петербургскими туристическими боссами отправился и шеф-редактор «НВ» –  узнать, что новенького ожидает путешественников в ближайшее время. А заодно что думает о развитии связей в нынешней непростой международной обстановке финская «принимающая сторона», ожидавшая нас на том берегу…

На палубах парома, в его многочисленных уютных барах и увеселительных зонах чувствуешь абсолютное умиротворение. Только вот ощущают ли его те, кто строит туристические бизнес-планы на предстоящий сезон? Не сократится ли поток пилигримов из-за взбудораживших всех событий на Украине, реакции на них европейцев и скачков рубля?

Но вначале – о том, что мы имеем на сегодня. В прошлом году два парома перевезли более 750 тысяч пассажиров, и это на 20 процентов больше, чем в 2012-м. Среди пассажиров больше всего россиян, за ними следуют финны и шведы, эстонцы, китайцы и американцы. Иностранцы могут прибывать в Россию на 72 часа без визы, что, ясное дело, стимулирует их интерес к круизам. Ну а в Финляндию в 2013 году как по морю, так и по воздуху и суше выбрались 5,5 миллиона россиян. Они потратили в Суоми 1,3 миллиарда долларов – колоссальную сумму, неоценимую для бюджета этой страны.

Теперь – о происходящем в последние недели. 

– Сейчас множество спекуляций вокруг перспектив туризма в связи с крымскими событиями, – заявил региональный менеджер Центра развития туризма Финляндии Арто Асикайнен. – Но мы надеемся, что наша страна останется для россиян главным направлением.

Асикайнен особо оговорил, что никаких планов по ужесточению процедуры выдачи шенгенских виз для туристов из России или ограничению их въезда у финляндского правительства нет. Распространять действие санкций на тех наших сооте-чественников, которые не попали в санкционные списки, он считает совершенно неправомерным. Иначе столь прибыльные для финнов гости переключатся на другие направления.

Справедливости ради надо сказать, что в Лаппенранте, излюбленном россиянами для поездок местечке, заметили некоторое сокращение потока наших визитёров. Однако есть мнение, что это связано не с политическими делами, а с падением курса рубля. Просто туристы решили переждать до той поры, когда курс «устаканится». Такое уже было во время кризиса 2008 года, но потом ситуация выровнялась. И в Лаппенранте продолжают инвестировать и в развитие гостиничных комплексов, и в расширение торговых центров.

Развивается и пограничная служба Финляндии. Её представитель Юни Лахтинен рассказал, что из-за увеличения количества туристов в прошлом году было образовано новое подразделение погранслужбы прямо в порту. Пограничники говорят на разных языках, в том числе и на русском, французском, китайском.

По словам Ханны Тиитолы, директора по продажам и маркетингу известной сети финских отелей в Петербурге, финнов смущают скачки рубля, но совсем не так, как американцев. Граждане США просто забрасывают петербургских отельеров вопросами, смогут ли они приехать в Петербург, чувствовать себя здесь в безопасности и спокойно вернуться домой. Многие от туров отказываются. А вот немцы – совсем другое дело, их ничто не смущает, как ехали к нам, так и едут.

– По нашим оценкам, в этом году ожидается рост подтверждённых туристов из Германии на 10 процентов, – сообщил Сергей Котенёв, генеральный директор ST. PETER LINE. – Мы опровергаем все слухи о том, что возможность посетить Петербург без въездной визы на 72 часа будет отменена. Закон, принятый в 2009 году,  будет продолжать действовать и будет применяться ко всем без исключения национальностям.

Крупнейший паромный оператор России не видит предпосылок к сокращению судозаходов в порт Хельсинки в 2014 году. Более того, показатель перевезённых пассажиров (а это граждане 138 стран), по прогнозам, в ближайшее время достигнет 2 миллионов человек. Компания с апреля начнёт рекламную акцию на телеканале Euronews в Скандинавии, Германии и Голландии, в скором времени откроет своё представительство в самом центре Хельсинки, на роскошной Эспланаде. Одним из возможных новых направлений для паромов может стать Германия. Рассматривается и перспектива заходов в Ригу, хотя она из-за своего положения требует существенного увеличения времени путешествия. 

Ну и наконец, точка зрения на ситуацию в турсфере заместителя председателя комитета  по развитию туризма Санкт-Петербурга Александра Шапкина:

– Для нашего города одинаково важны и иностранные, и российские гости. Не думаю, что падение курса рубля по отношению к евро и доллару скажется на туристическом потоке в целом. Падение курса рубля приводит к тому, что для зарубежного туриста цена-то падает, и он за те же деньги получает больше. А если нашим гражданам будет невыгодно ехать за границу, они поедут в Петербург. Так что мы практически ничего не потеряем.

Конечно, как гласит шутка, «всё остальное дальнейшее покажет будущее». Но кажется, что и впрямь страсти в международной жизни рано или поздно улягутся, а желание людей странствовать  не иссякнет никогда.

 

только цифры

Как развивался туризм в Петербурге в 2013 году

В прошлом году въездной поток иностранных туристов, прибывших через пункты пропуска, расположенные в Петербурге и Ленобласти, составил 3 миллиона человек, что на 2 процента больше, чем в 2012 году.

Традиционно наибольшее количество туристов прибыло из Германии, Франции, Финляндии, Великобритании, Италии, Испании, США и Японии. Значительно прибавилось количество туристов из Китая (более 240 тысяч в 2013 году).

Объём платных туристских услуг населению увеличился на 10 процентов по сравнению с 2012 годом и составил 13 776 миллионов рублей.

В рамках проекта Министерства культуры РФ «Моя Россия: град Петров» за период с октября по декабрь 2013 года более 18 тысяч школьников из 28 регионов страны побывали в Петербурге.

При поддержке комитета по развитию туризма управляющей компанией «Морской фасад» в Петербурге проведена встреча с представителями 8 портов Балтийского моря (Копенгаген, Таллин, Стокгольм и др.), на которой обсуждалось предложение снизить на 50 процентов стоимость обслуживания круизных судов в период с октября по май для повышения привлекательности балтийских портов. Предложение было поддержано «Морским фасадом».

 

планы

Для морских путешествий сейчас проектируются новые суда. Строительство их – дело очень дорогое. Эксперты говорят, что один метр длины судна стоит в среднем один миллион евро. При этом новые паромы и круизные лайнеры окупят своё строительство только спустя 25–30 лет. Нынешним же неутомимым труженикам, паромам «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия», их владельцы предсказывают ещё минимум 10 лет активного плавания.

Андрей Петров, Петербург – Хельсинки – Петербург. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь