В РНБ – выставка, посвящённая Даниилу Гранину
«Солдат и писатель. К 95-летию Д.А. Гранина» – выставка под таким названием развёрнута в зале Корфа Российской национальной библиотеки.
Основу экспозиции составляют материалы из личного архива выдающегося писателя современности, в разное время поступившие на хранение в РНБ. Среди экспонатов – «Блокадная книга» (написанная в соавторстве с Алесем Адамовичем), другие широко известные его книги: «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр», «Вечера с Петром Великим» и, конечно, «Мой лейтенант». По оценкам Центра чтения Российской национальной библиотеки, именно этот роман, удостоенный в 2012 году премии «Большая книга», сейчас входит в число самых читаемых в России литературных произведений. В экспозиции также киносценарии, черновики, заметки, фотографии, статьи о жизни и творчестве Гранина, письма читателей. В одной из витрин – номер «НВ» от 9 января 2014 года, открывающийся материалом о том, как Петербург праздновал 95-летие своего почётного гражданина.
– Даниил Александрович – наш давний читатель, он президент Общества друзей Российской национальной библиотеки с 1995 года, – сказал, обращаясь к собравшимся на открытие выставки, генеральный директор РНБ Антон Лихоманов.
После чего он вручил Гранину памятную медаль, выпущенную к недавно отмеченному двухсотлетию главного книгохранилища России.
Официальная часть церемонии была на редкость краткой, завершилась она автограф-сессией.
Выставка открыта до 17 апреля.
Владимир Желтов
прямая речь
«Жизнь важнее литературы»
Даниил Гранин:
– Хочу сказать: я не только писал. Я ещё жил, жил по-разному. Я воевал, я наслаждался жизнью, я гулял, путешествовал. Потому что жизнь – она важнее литературы. Важнее литературного творчества, которое для меня лично представляет необходимость. Я уже давно ничего не умею делать по своей инженерной специальности, только писать. В писательстве много есть такого, что позволяет видеть жизнь интересную, удивительную, разнообразную. Потому что имеешь дело с человеком – со своим, возможно, будущим героем. Человек – это, честно говоря, чудо. Не знаю, каждый ли человек понимает, что он – чудо. А надо бы понимать. Человек создан так, что может всё. Может любить, может ненавидеть, создавать. Он – творец.
Я начал свою литературную работу поздно. В основном после войны. Четыре года у меня отняла война. Это, конечно, потеря невозместимая. И всё же хотелось возместить потерянное время… Занятие литературой долго приходилось совмещать с чем-то – с работой по специальности, с заработком, с какими-то другими человеческими обязанностями, от которых нельзя было отказываться…
Что я вам хочу ещё сказать? Однажды у меня был разговор с Александром Фадеевым. Это был очень хороший писатель, он руководил Союзом писателей. Фадеев заинтересовался моим романом «Искатели» – тогда он был популярен. Александр Александрович меня позвал к себе в гости. Мы беседовали, он мне говорил о недостатках моего романа, о достоинствах. Когда мы закончили разговор, я его спросил о том, что меня давно волновало: «Александр Александрович, скажите, пожалуйста, как определить долголетие книги? Сколько лет её будут читать? Сколько лет она будет жить?» Фадеев сказал: «Я не знаю, не хочу знать и тебе не советую знать. Это знание гибельно для писателя. Потому что, если он будет знать, он будет стараться писать так, чтобы книга жила долго, а должен исходить из других, более высоких, небесных задач». Я долго думал над его словами. И понял, что это правильно. Есть какие-то вещи в литературе, которые не надо знать. Я не хочу иногда даже знать, как читают, сколько читают, читают ли, не читают мои книги, потому что – «ты сам свой высший суд, взыскательный художник».
Я пишу книгу несколько лет, и никто мне не может помочь, и никто мне не может сказать, что хорошо, что плохо. Я сам знаю, что получилось и что не получилось. Но в то же время – эти слова правильные, но немного лукавые. Всё-таки я рад, если книгу читают, если о ней говорят, если подходят подписать её.