Трамвай до Пулково довезёт
В Минтранс передали проект строительства в Петербурге 13 линий легкорельсового скоростного трамвая
Городские и областные чиновники наконец определились, какой вид общественного транспорта они видят самым перспективным на ближайшие годы. Координационный совет недавно утвердил в общих чертах концепцию развития легкорельсового транспорта, разработанную специалистами ООО «Инвест-Консалт». Документ уже передан министру транспорта России Максиму Соколову. Насколько реальны планы строительства ЛРТ в Петербурге, какие на это потребуются средства и станет ли новый вид транспорта пользоваться массовой популярностью у пассажиров?
Переданная на утверждение Минтранса концепция предусматривает появление в Петербурге и ближайших к городу регионах Ленобласти сразу же 13 веток легкорельсового трамвая. Федеральные чиновники документ изучили, в целом одобрили, но посоветовали для начала сосредоточиться на трёх направлениях. Чёткие очертания пока имеет лишь одно из них, соединяющее район Купчино и аэропорт Пулково.
Напомним, проблема доставки пассажиров в петербургский аэропорт актуальна как минимум последние 10–15 лет. Пока в Пулково можно добраться только на автобусе, маршрутке или такси, если говорить об общественном транспорте. Такой способ доставки пассажиров уже сегодня не выдерживает критики из-за регулярных автомобильных пробок, возникающих на выезде из города, ведь, по данным исследований, с 2008 года транспортный поток на Пулковском шоссе увеличился почти на 30 процентов.
Как вариант решения проблемы городским властям предлагались три проекта: строительство новой ветки метро (либо продолжения уже действующей линии до Пулково), линии аэроэкспресса, который соединил бы Балтийский вокзал и терминал аэропорта, и, наконец, легкорельсовый трамвай (ЛРТ). Последний в Смольном сочли наиболее подходящим для Петербурга.
Как рассказал руководитель Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти Кирилл Поляков, проектирование ветки Купчино – Пулково начнётся уже в нынешнем году. Известна и предварительная стоимость проекта – почти девять миллиардов рублей. Линия должна заработать к 2018 году, то есть к чемпионату мира по футболу. Тянуть ветку строители намерены в два этапа: сначала от аэропорта до станции «Звёздная» (на эти цели потратят большую часть денег – около 7,5 миллиарда рублей), а затем продлить её до Купчино. По мнению чиновников, стоимость проезда в таком трамвае составит примерно 50 рублей. Станут ли действовать в скоростном трамвае единые проездные билеты, а также пенсионные и студенческие льготы, разработчики проекта не решили.
– Окончательная схема будет утверждена в самое ближайшее время, – пообещал Кирилл Поляков. – Но уже точно можно утверждать, что в 2018 году мы сможем прокатиться на первом в Петербурге скоростном трамвае!
Однако глава Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти не смог пояснить, откуда город возьмёт столь немалую сумму на строительство первой линии ЛРТ. Скорее всего, деньги выделит федеральный центр, жизненно заинтересованный в том, чтобы футбольные болельщики и просто туристы не брали штурмом автобусы и маршрутки, выезжая из аэропорта. При этом известно, что частный капитал к финансированию проекта привлекать не станут. Во-первых, частные инвесторы в последнее время очень неохотно вкладывают капиталы в петербургские крупные проекты. А во-вторых, чиновники попросту не могут рисковать сроками, боясь не успеть реализовать проект ЛРТ до начала чемпионата мира 2018 года.
Зато в остальные 12 линий легкорельсового трамвая чиновники планируют вкладывать государственные деньги по минимуму в надежде, что инвесторы заинтересуются проектом и вложат в него свои средства. В принципе, ожидания не такие уж и несбыточные: более 10 компаний (в их числе и иностранные) уже проявили интерес к развитию ЛРТ в Петербурге.
– Главный вопрос: насколько интересным окажется предложение города для таких компаний, – считает аналитик транспортного рынка Борис Нетиевский. – Коммерческие структуры ставят во главу угла получение прибыли и, как правило, инвестируют в проекты, которые могут принести большую выгоду в краткосрочной или в крайнем случае среднесрочной перспективе. Так что либо город должен разрешить инвестору устанавливать по своему усмотрению цену на проезд в скоростном трамвае, либо как-то иначе расплачиваться. Например, сдавать в аренду по низкой цене или вовсе бесплатно территорию рядом с линией ЛРТ, главным образом рядом с остановками, где можно построить коммерческую недвижимость.
Кроме линии Купчино – Пулково в ближайших перспективах появление ещё двух веток, которые свяжут северную окраину Петербурга с посёлком Сертолово, где сейчас развивается активное жилое строительство. Первая из них (от станции метро «Озерки») оценивается в 9,3 миллиарда рублей, вторая (от станции «Парнас») – в 8,8 миллиарда. В обоих случаях по плану участие государства в финансировании предусмотрено на уровне меньше половины. Эти ветки могут стать реальностью к 2022 году.
И наконец, третье перспективное направление: трасса ЛРТ от станции «Рыбацкое» до Колпино (ориентировочный срок запуска – 2025–2027 годы). Её в Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти оценили в 6,5 миллиарда, причём только 990 миллионов из них готово заплатить государство.
По мнению экспертов, плюсов у легкорельсового трамвая два: возможность бесперебойного непрерывного движения и более выгодная по сравнению с метрополитеном стоимость строительства.
– ЛРТ дешевле метро только на начальной стадии, – сообщил источник в транспортном блоке Смольного, пожелавший остаться неизвестным. – В процессе эксплуатации эта разница нивелируется и скоростной трамвай может значительно обойти по стоимости подземку. Дело в том, что обслуживание метро обходится и зимой и летом примерно в одну и ту же сумму. А легкорельсовый транспорт в зимний период потребует гораздо больших затрат. Кроме того, нужно тратить огромные средства на обеспечение безопасности линий, возводить удобные закрытые остановочные павильоны для пассажиров и так далее.
По словам собеседника «НВ», в Минтрансе с большой долей вероятности концепцию утвердят с большими поправками. Федеральный бюджет, как ожидается, даст денег только на ветку к Пулково, а финансированием остальных линий предложат заняться городу.
Владимир Афанасьев