Общество

Вы срисуйте, вы спишите – вам зачтётся

12 апреля

 

 

Почему современные школьники всё чаще предпочитают настоящей учёбе списывание и прочие всевозможные уловки

Чем ближе конец учебного года, тем больше в Сети услуг, помогающих подросткам подтянуть успеваемость. И речь не про репетиторов и наглядные пособия. Предлагаются готовые решения задач почти любого учебника, вывешиваются заполненные сканы рабочих тетрадей, в конце концов, можно заказать индивидуальную работу за умеренные деньги. Последние два года за несколько часов до экзаменов в интернете появлялись даже варианты одобренных заданий ЕГЭ и ГИА. Корреспондент «НВ» разбирался, почему власти не слишком усердствуют в борьбе с этим явлением.

Эти сайты не прячутся в закоулках интернета, как предложения проституток или рецептурных лекарств, и щедро представлены в главных социальных сетях. Например, «ВКонтакте» на запрос «ГДЗ» (Готовые домашние задания) открываются ссылки на 5643 сообщества: в одних 2 участника, в других – 113 тысяч. В некоторых аннотациях деликатно сообщается, что эта группа, дескать, существует для родителей: например, ребёнок учится в 9-м классе, мама программу уже забыла, а тут есть возможность посмотреть ответы и решения и пособить чаду. А где-то пишут со стёбом: «Рекомендуйте нас – и мы расшибёмся в лепёшку, но поможем Вам списать». Или так: «История – очень интересный и увлекательный предмет: битвы, сражения, политические интриги. Вся суть человечества отражена в его истории, и не знать её просто стыдно. Поэтому пользуйтесь нашими решебниками».

Нынешний виртуальный рынок вырос именно из решебников, появившихся лет пятнадцать назад и придуманных якобы для проверки школьниками своих ответов. Хотя все понимали, что соблазн содрать пошаговое решение будет слишком велик. В итоге идея упала в интернет и там сказочно разрослась: например, аудитория сайта «Спиши.ру» составляет около 7 миллионов посетителей, 400 тысяч посещений в день. Для сравнения: популярный новостной интернет-портал со 100 тысячами посещений ежедневно зарабатывает на рекламе достаточно, чтобы содержать три десятка сотрудников и иметь прибыль. Смотрим его рекламное предложение: всплывающий под шапкой сайта баннер (600 тысяч показов за неделю в динамике) обойдётся рекламодателю около 150 тысяч рублей еженедельно.

У главных сайтов «ГДЗ» расценки выше. А расходы на создание контента куда ниже: достаточно трёх-четырёх админов и редакторов. От их лица публикуются объявления: «С радостью купим Ваши рабочие тетради, решённые более чем на 70 процентов. Цена за тетрадь – до 500 рублей».

Между тем решебники в своё время грешили множеством ошибок и неточностей, а в Сети на каждый ляп тут же приходят десятки возражений от внимательных школьников. И высокая достоверность достаётся практически бесплатно.

На одном из ресурсов декламируется: «Наш сайт подготовил «ГДЗ» онлайн по 190 учебникам. Списывание с нашего сайта идёт более пяти лет + начался розыгрыш IPHONE 4S. Списывай удобно!»

Интерфейс большинства сайтов как под копирку: таблица, по вертикали – предметы, по горизонтали – классы от 5-го до 11-го. Кликаешь своё проблемное место – вылетает перечень учебников. Принципиальное отличие только одно: некоторые ресурсы делают ставку на публикацию сканов с реальных школьных заданий, заслуживших высокие оценки.

На большинстве «брэндов» немного места уделяется гуманитарным дисциплинам: всё-таки в них меньше формул, примеров и упражнений, а задание часто зависит от находчивости учителя. Что ж, пожалуйста, к вашим услугам группа «ГДЗ по истории. 5-й класс. Годер Г. И.». Детишки к упрощению учёбы привыкают сызмальства. Встречаются также предложения подготовить «лабу» по физике или химии на заданную тему в течение 1–2 часов. Цена вопроса 500–1000 рублей.

Тут же – реклама концертов или модной одежды. Видеоматериалы начинаются известными любому телезрителю клипами. И вряд ли они появились здесь бесплатно.

А ведь сегодня социальные сети вынуждены выполнять любое требование Роспотребнадзора: например, заблокировать нелицензионное аудио или видео, националистические или антирелигиозные группы. Нет никаких сомнений, что разгромить бизнес на «ГДЗ» проще простого. Но, по всей видимости, нет ни команды, ни чьей-то заинтересованности в таком раскладе.

Мы не нашли никакого намёка на борьбу с рынком списывания на сайтах прокуратуры, Следственного комитета или МВД. А в комитете по образованию Петербурга элементарный вопрос настолько озадачил, что нас попросили прислать письменный запрос.

В то же время невозможно представить себе, будто «всё куплено», – доходы владельцев сайтов «ГДЗ» по меркам серьёзного бизнеса смехотворны.

– Понятия «списывание уроков» в юриспруденции нет, как нет даже административной ответственности за публикацию ответов к школьным домашним заданиям, – говорит адвокат Николай Артамонов. – Теоретически школьный учитель является госслужащим, а значит, не имеет права получать доход от коммерческой деятельности. Но пойди ещё докажи, что он зарабатывает на группе «ГДЗ» в социальной сети. Совсем другое дело, если поймать за руку работника образования, благодаря которому в интернет утекают варианты ЕГЭ и ГИА. Причастные к их подготовке специалисты подписывают обязательства о неразглашении, а значит, могут быть уволены и привлечены в качестве ответчиков по иску.

Тем не менее из года в год вечером накануне ЕГЭ и ГИА в интернете появляются варианты заданий. Конечно, экзаменуемый не знает, какой из них ему попадётся. Но если полночи поработать с этой информацией, то преимущество, безусловно, будет. До сих пор ни один организатор не был официально обвинён в сливе информации. В описании некоторых групп и сегодня есть слова: «Вступай! Здесь будут ответы на 2014 год на ГИА».

– Единые экзамены вводили, чтобы у всех школьников были равные возможности, – говорит сотрудник системы образования, пожелавший остаться анонимным. – А значит, варианты одинаковы в Петербурге, Пскове или Ярославле. Утечка может произойти где угодно: роно ведь не Моссад – эти «секретные материалы» по полдня лежат на столах без присмотра. И кто проверяет, вскрывали ли конверт? Не могу представить себе, что экзаменатор, что-то заподозривший, сорвёт мероприятие: ему потом писать тысячи объяснительных, а вечером задания ЕГЭ всё равно выложат в Сеть выпускники. К тому же сразу после сдачи экзаменов у многих работников образования начинается отпуск. Кто будет разбираться? Комитету оно тоже не нужно: даже если найдут канал утечки, это наверняка окажутся его же работники.

Тем временем в 2010 году Роспотребнадзор одобрил новые требования СанПиН. Из них следует, что в 1-м классе обучение должно проводиться вообще без домашних заданий. Впоследствии затраты времени на его выполнение не должны превышать в 6–8-м классах – 2,5 часа, в 9–11-х классах – 3,5 часа.

Но, во-первых, 3,5 часа после семи уроков – это около 10 часов занятий ежедневно. Во-вторых, эти нормы нигде не соблюдаются – учителя задают сколько вздумается, директор за ситуацией не следит. 

Поразительно, но и многие учителя не видят в списывании вреда.

 

– Ученик, который сумел найти правильные ответы на задания и грамотно их оформить, уже заслуживает тройки, – говорит учитель математики Вероника. – И при срисовывании в интернете рабочей тетради что-то ведь в голове ученика остаётся. И это лучше, если он просто будет играть в компьютере, смирившись с очередной двойкой.

 

слово психолога

«На списывание толкают непомерные нагрузки»

Людмила Крапухина, директор центра психологической помощи «Кэт»:

– Индустрия списывания – это лакмусовая бумажка нашего среднего образования. Чтобы хорошо учиться, 15-летний ребёнок должен вкалывать по 60 часов в неделю. Ведь у него по семь уроков в день, включая субботу, плюс три часа надо ежедневно уделять домашним работам. И чем больше у школы амбиций, тем больше задают. В престижных лицеях родители жалуются, что приходится нанимать помощника, потому что в 19 часов на сайте учреждения вдруг появляется задание: к завтрашнему утру сделать дровосека из желудей. Берёшь фонарь и едешь в парк собирать жёлуди.

А ведь закон устанавливает продолжительность рабочего дня: для взрослых людей 40 часов в неделю, для несовершеннолетних – не более 24. А школьник обязан сгибаться над страницами по 60 часов, потому что его пугают отчислением. Ведь средний балл ЕГЭ по школе стал главным критерием оценки работы директора. А как повысить «среднюю температуру по больнице»? В 10–11-м классах сбросить «балласт» из двух-трёх отстающих выпускников: не допустить до экзаменов, оставить на второй год. Или завалить их уроками так, чтобы сидели ночами. Причём не факт, что они двоечники, – просто имеют успеваемость ниже среднего в классе.

 

В этой ситуации даже успевающие ученики списывают и покупают работы. Например, ребёнок собирается в гуманитарный вуз. Чтобы выкроить себе время на нормальную подготовку к истории и обществознанию, он «сдирает» химию, физику и биологию. Проблема в том, что в дальнейшем такой подход реализуется им в вузе или при написании кандидатской.


высшее образование

Технические новинки – им в помощь

Сайты предлагают подстраховаться и во время сдачи ЕГЭ. Это ведь ерунда, что единый экзамен нельзя списать: в Сети предлагается до полусотни способов сделать это. Вот некоторые из них:

1. В айпад загружаются аудиофайлы с ответами по всему курсу сдаваемого предмета. «Шпаргалка» прячется в туалете рядом с кабинетом. Изучив задание и выявив пробелы в знаниях, ученик отпрашивается в туалет, прослушивает файлы и по памяти их воспроизводит. Проблема: он такой умный не один, а сразу 30 айпадов в туалете не спрячешь. Надо кооперироваться с однокашниками.

2. За 7–8 тысяч рублей в Сети предлагаются наушники SpyEarpiece – вроде тех, что использует Том Круз в шпионских триллерах. Наушники с ноготок и невидимыми глазу проводами. Их можно подключить через Bluetooth к телефону. Далее либо группа поддержки диктует школьнику ответы, либо он слушает заранее записанные аудиофайлы. Проблема: перед ЕГЭ телефоны отбирают. Поэтому с собой нужно принести два. И ни в коем случае их не перепутать.

3. Перед экзаменом никому не приходит в голову отбирать часы. А ведь часы-калькулятор содержат по 200 страниц памяти. Проблема: вводить в часы информацию придётся вручную. Возможно, проще выучить.

Впрочем, даже опытные учителя соглашаются: ребёнок, способный сдать ЕГЭ одним из перечисленных способов, не пропадёт в жизни. 

«Диссер под ключ»

Любой психолог подтвердит: успешно списанный экзамен закрепляет привычку химичить во время учёбы. Из школы ловкач попадает в институт. А за зачёты и экзамены уже можно более-менее официально платить. Недаром в стране существуют десятки частных контор, единственным достоянием которых является непонятно как полученная лицензия. В таком вузе можно пять лет отучиться, не зная, где он находится. И вполне логично на этом фоне выглядит «диссергейт», грянувший в России в марте 2013 года.

К этому всё шло: появились ресурсы вроде «Антиплагиата», позволяющие проверить любую кандидатскую или докторскую на предмет заимствований. И оказалось, что фальшивых учёных, чиновников и экспертов в стране тысячи. Причём первая, вторая и третья волны разоблачений уже выросли в девятый вал: проверяя диссертации друг друга, оппоненты сводят счёты.

По идее, фальшивая диссертация равносильна подделке документов. И их использование должно преследоваться уголовно. А значит, нужно внести уточнения в Уголовный кодекс. Но Госдума почему-то не торопится с инициативами. А в интернете полно предложений «Помогу с диссертацией» или «Диссер под ключ».

Денис Терентьев. Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь