Из дорожной грязи не выйти в князи
За громкими разговорами о здоровом образе жизни петербургские службы и ведомства не замечают такой малости, как дорожки в городских парках
Казалось бы, одна изуродованная дорожка в одном из городских лесопарков – мелочь. Но из мелочей, как известно, складывается жизнь. А жизненные реалии Петербурга таковы: концепция развития велодорожек в Петербурге вот уже десять лет красуется лишь на бумаге, а велосипедисты и роллеры вынуждены ездить на специальные стадионы, которых, к слову, в городе раз-два и обчёлся. Бегуны сегодня почему-то всё чаще предпочитают улице беговые дорожки в фитнес-клубах. Да что там спортсмены, обычные люди нередко не выходят прогуляться в парк, потому что не хотят месить грязь. Почему так происходит? Почему мы не можем начать с малого – оборудовать аккуратные дорожки вокруг и внутри городских парков? В этих условиях история о том, как обычная двухкилометровая дорожка для пешеходов и велосипедистов благодаря «стараниям» ремонтников превратилась в колею грязи, обретает особое звучание.
В редакцию «НВ» обратилась жительница Невского района Зоя Иванова, проживающая на Народной улице. Пенсионерка, как и другие жители микрорайона, в свободное время любит гулять в северной части Невского лесопарка – одной из немногих просторных зелёных зон, которые остались сегодня в Петербурге. Не так давно единственная дорожка, ведущая в парк с этой стороны, превратилась в непроходимую грязную тропу – по словам Зои Николаевны, здесь проводили ремонтные работы, связанные с освещением, и развели грязь. В городе потеплело, и пройти к лесу стало невозможно – асфальт скрылся под толстым слоем весенней жижи.
Эта дорожка начинается у автозаправки рядом с Мурманским шоссе, по правой стороне дороги, если выезжать из города. Неширокий путь – около одного метра – растягивается на 3 километра до самого лесопарка. Он идёт вдоль шоссе, поворачивает вправо вдоль кольцевой автодороги, а затем ныряет под магистраль, после чего ведёт влево вдоль КАД до входа в лес. Добраться до зелёной зоны жители Невского района могут только так – других цивилизованных путей не существует.
– Мы ходим в Невский лесопарк гулять: зимой – на лыжах, летом – за грибами и ягодами, – рассказала Зоя Иванова. – Всю дорожку зарыли так, что ходить невозможно. И никто не собирается за собой убирать, а ведь другой дороги, чтобы попасть в парк, нет. Нам нужна асфальтовая дорожка, а не глиняная.
Корреспонденты «НВ» отправились на место. На удивление, асфальт там есть, вот только не везде – чем ближе к КАД, тем больше появляется грязи, а у подземного перехода, видимо, совсем не работает дренажная система – прямо перед ним образовалась огромная лужа.
– В феврале мы действительно проводили ремонт кабельной линии освещения вдоль самой дорожки, – пояснил заместитель генерального директора ООО «Светосервис-СПб» по эксплуатации Дмитрий Лукьянов. – При проведении ремонтных работ никакого снятия асфальта не проводилось. На поверхности асфальта имеется местами слой земли, нанесённой с откоса дороги при весеннем таянии снега.
В ближайшее время Дирекция по строительству транспортного обхода Петербурга (ДСТО), которая заведует кольцевой автодорогой, собирается очистить водоотводные канавы на этом участке КАД, и, возможно, сообщили корреспондентам «НВ», ведомство решит расчистить ещё и дорожку. Словом, комментарии представителей организаций вызывают лишь недоумение.
Хотя вышеупомянутая дорожка в Невском лесопарке лишь повод поговорить о том, что делается, а точнее, не делается профильными службами, чтобы позволить горожанам вести здоровый образ жизни. Ведь недоумение испытываешь, когда, вдохновившись триумфом наших спорт-сменов на Олимпиаде в Сочи, выходишь из подъезда с великом или роликами в руках и… видишь, что заниматься спортом тебе негде! В большинстве городских парков, где оборудованы дорожки, велосипедистам в целях безопасности въезд запрещён. А в Шуваловском, Удельном парках, парке «Сосновка», Юнтолово, казалось бы, бегай-ходи – не хочу, но не тут-то было: малейший дождик – и незаасфальтированные дорожки можно преодолеть только на вездеходе. А так называемые велосипедно-роллерные трассы, которых в городе раз-два и обчёлся, – например, на Северном проспекте, Парашютной улице – напоминают фикцию.
Ежедневно мы наблюдаем, как на роликах и великах дети и подростки катаются либо по тротуарам, либо по проезжей части. Но в первом случае недовольны пешеходы, во втором – можно угодить под колёса автомобиля. И тут неудивительно, что у неглупой молодёжи – а ведь именно она любит крутить педали и бегать – рано или поздно возникнет идея просто переехать в другую страну. Например, в Финляндию. Ведь в ней, как известно, власти заботятся о здоровье своих граждан и для занятий спортом последних создают все условия.
– При первой же возможности я уезжаю тренироваться в Финляндию, – рассказывает руководитель фотослужбы «НВ» Андрей Чепакин, постоянный участник лыжных и беговых марафонов. – Здесь созданы все условия для таких непрофессионалов, как я. А надо немного – минимально подготовленные трассы для кросса и лыжероллеров летом и для лыж зимой. И всего этого в Финляндии с избытком. Вуокатти, Лахти, Ювяскюля, Рука – самые частые места нашего обитания. И везде никаких проблем: бегай, ходи, катайся на лыжероллерах, велосипедах. Никогда твой путь не пересечёт автомобиль.
Андрей Чепакин рассказывает об этих общеизвестных фактах с грустью – петербургские реалии, увы, идут вразрез с финскими. Раньше сотрудник «НВ» жил на Театральной площади. Бегать в центре города, говорит он, можно было только ранним утром – пока не «надышали» машины. Сейчас он с семьёй живёт рядом с Токсово – некогда Меккой питерского лыжного спорта.
– Сегодня от былой славы Токсово не осталось и следа, – резюмирует Андрей. – Большинство трасс существует лишь благодаря усилиям энтузиастов: кто-то помогает финансово, кто-то физически, при этом все созданные подвижниками дорожки и трассы разрушаются при первой возможности – их увечат вездеходами, засыпают мусором, застраивают. Где тренироваться и дышать воздухом? Правильно, негде!
Софья Андреева, Полина Огородникова. Фото Александра Гальперина