«Они скучные, не такие яркие и быстрые»
Корреспондент «НВ» взяла интервью у своих дочерей, чтобы понять, почему нынешние дети не любят советские мультфильмы
Недавно муж вернулся с очередного похода с дочками-школьницами из кино недовольный:
– И кто придумывает эти странные мультики?
Действительно, пересказать сюжет нового 3D-шедевра про фей толком не смогли ни дети, ни супруг. Как ни крути, получалась сплошная ерунда. После часового обсуждения выяснилось, что главная интрига заключалась в том, что у одной из героинь – фигуристой феи – оказалась «пыльца не такого цвета, как у всех». За что подруги сделали её персоной нон грата, и «хорошая фея превратилась в плохую»… Что случилось с летающими героинями дальше, мне было уже неинтересно. Зачина хватило, чтобы понять: у новомодного мультика довольно странная мораль.
А чего стоят сами герои современных мультиков? Ладно феи, трансформеры, бакуганы, черепашки Ниндзя, губки Бобы, монстры – это всё жутко современно. А на мой взгляд, и жутко, и современно сразу.
– Сидит сын смотрит свежеприобретённый диск с мультиками, – рассказала мне как-то знакомая мама 6-летнего Вовы. – На экране – парад уродов. Спрашиваю: «Это кто?» – Он: «Мальчик». Мальчик страшный, жуть. Во рту почему-то всего три кривых зуба, а на квадратной голове – какая-то рогатая наволочка, завязанная под подбородком. Я говорю: «А что это у мальчика на голове?» – Он: «Панама». Я: «Какая же это панама, может, у него голова забинтована?» – Он: «Ну, панамы разные бывают...» И смотрит, главное, не отрываясь, на этих монстров. Удивительно!
Мы часто удивляемся, почему современные дети буквально подсели (и это слово совершенно правильно отражает смысл) на современные мультфильмы, как на некое бессмысленное удовольствие. Неужели советские мультики перестали отвечать требованиям времени и глубинным потребностям наших детей? Недавно я наткнулась на статью отечественных психологов, которые объясняют этот феномен тем, что на самом деле современные дети не доросли до отечественных мультиков про Умку и Чебурашку. Специалисты считают, что современному ребёнку непонятны даже совсем несложные взаимоотношения наших мультяшных героев, потому что у них «не развита эмоциональная сфера».
Опираясь на собственный материнский опыт, я не могу столь смело называть сегодняшних детей «эмоционально недоразвитыми». Мои дочки – 9 летняя Настя и 8-летняя Маша – необычайно чуткие девочки, но, к моему разочарованию, большинство советских шедевров также считают неинтересными и, как многие сверстники, с упоением смотрят яркие и динамичные сказки про фей Винкс, Барби и так далее. Правда (к моему утешению), в число их любимчиков входит множество развивающих и обучающих мультфильмов (например, мультсериалы «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик», «Даша-следопыт», «Фиксики» и другие).
В поисках ответа на вопрос: «Почему детям не нравятся советские мультики?» – я взяла интервью у собственных дочерей.
– Девочки, чем вам нравятся старые мультфильмы?
Маша: – Старые мультики нравятся тем, что они добрые и чему-то учат.
Настя: – А ещё там симпатичные, весёлые и добрые персонажи, например Винни-Пух, Заяц, Умка…
– А не нравятся?
Маша: – Ну, они какие-то не такие, простые, что ли…
Настя: – Они часто скучные.
– Маша, что значит «не такие»?
– Ну, не такие яркие, красочные, быстрые.
– А чему старые мультики, по вашему мнению, учат?
Настя: – Они учат дружить, выручать товарища в беде, помогать старшим.
Маша: – Учат жалости и взаимовыручке, а ещё честности.
– А современные мультики чему-то учат?
Маша: – Спасать людей от сил зла, в них добро всегда побеждает зло.
Настя: – А ещё любить, красиво и стильно одеваться и причёсываться.
– А если бы я предложила вам посмотреть на выбор, например, «Ну, погоди!» или «Феи Винкс», что бы вы выбрали?
Маша: – Я – «Винкс»…
Настя: – Смотря какие серии.
Софья Андреева
мнение специалиста
Смотрите мультфильмы вместе с ребёнком
Евгения Шестакова, психолог:
– Мультипликация, как и кино, существует и развивается согласно законам окружающего мира. Многие образы и элементы жизни, которые были привычными для нас с детства, сейчас уже практически не существуют. Профессии теряют актуальность, появляются новые атрибуты жизни (компьютеры, мобильные телефоны). Поэтому, когда ребёнок видит их на экране, он принимает эту картину мира как уже знакомую. А вот чтобы по-настоящему заинтересовать ребёнка мультфильмом 1950–1980-х годов, нужно садиться вместе с ним и комментировать, объяснять, заинтересовывать его. Ведь во многих современных семьях совместные игры, рисование, первый совместный труд уступают такому виду деятельности, как просмотр мультфильмов. Если раньше ребёнок смотрел мультфильмы 30 минут в день, то сейчас в некоторых семьях у компьютера или телевизора малыш уже проводит половину дня.
Важно помнить, что дети до трёх лет остро нуждаются в активной познавательской деятельности – им нужно прыгать, бегать, везде залезать. Для современной мамы проще посадить ребёнка за компьютер, включить минут на 40 детский сериал и заниматься своими важными делами. Между тем любая виртуальная деятельность для ребёнка не является образовательной. Чтобы навык стал рабочим, идеи, подсмотренные в мультфильмах, откликнувшиеся в душе ребёнка, необходимо вводить в повседневную практику, то есть продолжать игру после просмотра. Посмотрели серию про Дашу-следопыта – поговорите о картах, покажите, что это такое, а выйдя на прогулку, придумайте свой маршрут, приучая малыша ориентироваться в пространстве, запоминать пункты карты, например адрес своего дома или путь до магазина.
Чаще всего наша современная образовательная система затрагивает развитие интеллекта. При этом, как ни парадоксально, родители чаще всего жалуются именно на эмоциональные проблемы детей: возбудимость, гиперактивность, невнимательность, капризность, требовательность. Общество во многом определяет развитие детей. Развивая EQ (эмоциональный интеллект) у взрослых, мы забываем поддерживать его у детей. Современные мультфильмы предлагают уже, как правило, законченные, готовые решения. И лишь те из них, в которые ребёнок играет после того, как мультфильм закончился, могут становиться сигналом для родителей, что что-то в этом фильме было такое, что затронуло эмоции ребёнка, подтолкнуло не просто к повторному проживанию через ещё один просмотр, а к развитию уже в быту, в обычной, игровой жизни.
Мы с дочкой (4 года) открыли недавно для себя мультфильм «Девочка и слон» 1969 года, снятый по рассказу Куприна. Первый раз ребёнок просто провёл перед экраном 19 минут, совершенно никаких эмоций не выказав. Однако на следующий день, когда я предложила посмотреть вновь, она отказалась (чего, например, с «Барбоскиными» никогда не происходит – одну и ту же серию она может смотреть по десять раз). А вот когда я предложила игру, задала несколько вопросов, мультфильм начал «открываться» для нас двоих. Мы обсуждали, почему девочка заболела, почему её никак не могли вылечить, что делали мама и папа, бывает ли такое в нашей жизни, что когда нам чего-то очень хочется, то это случается… В общем, стало очень интересно. И «винтажные», как сказали бы сейчас, картинки, неяркие цвета, потрясающая музыка наполнили наш день новыми красками.
Мультфильмы могут меняться с течением времени, функция родителей – быть чуткими и внимательными – остаётся ключевой.
мнение родителя
«Современные дети выросли на компьютерной графике»
Олег, папа 5-летней Даши:
– Смотреть старые мультики моя дочка может, но эффект не тот. Современные мультфильмы, конечно, более динамичные, чёткие и красочные в связи с использованием 3D-графики и новых технологий. С их помощью стало легче и проще создавать детализированные персонажи. Вспомните хотя бы Салли из «Корпорации монстров» (главный герой – синий мохнатый). Вы сможете назвать хотя бы одного героя советского мультика, у которого видно, как шерсть дыбом встаёт вплоть до каждой волосинки? Вряд ли. А учитывая тот факт, что современные дети в основном выроли на компьютерной графике, то и анимация сегодняшняя для них, что ли, «роднее». Просто другое поколение, отличающееся от нас (предыдущего поколения), с другими вкусами и нормами.
из первых уст
«Нужно подарить детям свободу»
На вопрос «НВ», почему современные дети сегодня смотрят советские мультфильмы намного реже, ответил известный советский и российский художник-мультипликатор, народный артист России, автор знаменитого «Ёжика в тумане» Юрий Норштейн.
– Сегодня дети просто другие – они активны с точки зрения восприятия информации, но абсолютно пассивны в природном восприятии, а это гибельно для человека. Есть такое понятие – воспитание чувственности, которому современные мультфильмы, увы, не учат. В них есть только яркие цвета, яркие персонажи и агрессия – на этом зарабатывают большие деньги. Советские мультфильмы более медленные, но нельзя говорить, что все они негодны для восприятия, – я знаю множество фильмов, которые с удовольствием смотрят дети и сегодня.
В обществе происходят изменения, которые мы не всегда можем понять и принять. Дети перестают образно мыслить, а не пройдя путь метафорического мышления, они не способны будут воспринимать музыку, поэзию, живопись. Это то связующее вещество, которое способно удержать людей от неразумных поступков, научить их выражать любовь и благодарность, но главное – которое может воспитать чувство чувствования, умения ощущать боль ближнего. Сегодня, к сожалению, с этим у детей сложно обстоит дело.
– Только ли из современных мультфильмов пропали важные уроки чувствования?
– Резко упала эстетическая составляющая, в том числе в детской литературе. Сегодня на полках книжных магазинов огромное количество книг самодовольных авторов, которые не прошли никакой школы и пишут абсолютно бессмысленные вещи.
Я смотрю на своих внуков и понимаю, что по тому, как ребёнок листает книгу, можно понять, есть ли у него дома библиотека. По тому, как он перелистывает страницы, можно определить, насколько он развит. Сегодня уходит это чувство руки, а её движения напрямую связаны с чувственным развитием ребёнка, хотя об этом сегодня говорят только психологи, и то над этой идеей часто смеются.
– Что сегодня должны делать родители, чтобы научить ребёнка чувствовать?
– Родители должны читать ему стихи, включать музыку, но делать это нужно неназойливо и ненавязчиво, ведь ребёнок не любит, когда его заставляют. Нужно подарить детям свободу, когда они сами смогут ощущать себя в пространстве. Сегодня в обществе исчезает понятие «труд», даже отношение к нему становится презрительным. Труд – это же не только работа токарей и слесарей, но и работа художников, творцов. Если объяснять детям, сколько труда вложено в то или иное произведение, то они по-другому станут воспринимать кино, литературу и мультфильмы.
Беседовала Полина Огородникова