Во саду ли? В огороде…
Хранители Летнего сада не собираются ни на йоту исправлять то, что два года назад натворили здесь реконструкторы
В Летнем саду заканчивают последние приготовления к приёму гостей. Его откроют 1 мая. Корреспондент «НВ» прогулялся по закрытому на просушку саду и выяснил, стоит ли горожанам ждать в этом сезоне каких либо изменений в облике этого легендарного места, два года назад подвергнутого кардинальной реконструкции.
Начнём с хорошего: деревьям Летнего сада больше ничего не угрожает (во всяком случае пока). Как рассказала «НВ» Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея (Летний сад находится в ведении этого музея), во время реконструкции больные стволы старались не выкорчёвывать, а лечить – и вот результат: все деревья теперь чувствуют себя хорошо.
– Очень радует и то, что прижились все ели, которые мы высаживали на территории одного из восстановленных боскетов, – рассказала Ольга Черданцева.
Гордятся сотрудники и Красным садом (он у Фонтанки, недалеко от Летнего дворца Петра Первого). Помимо фонтана здесь можно увидеть грядки, которые скоро превратятся в яркие цветные ковры. Некоторые цветы (например, «императорский рябчик») уже даже распустились. Компанию им составляют лавровые деревья, которые не боятся ночных перепадов температур. А скоро к ним добавятся розовые кусты, апельсиновые, мандариновые и лимонные деревья в кадках.
Большинство фонтанов сада включат в конце мая. Заведующий филиалом «Летний сад, Михайловский сад и зелёные территории» Русского музея Сергей Ренни считает, что фонтаны пришлись горожанам по вкусу. Сейчас их отмывают от грязи и пыли, проверяют систему труб…
Кроме того, примерно через месяц в пруду появится пара лебедей.
Вот, собственно, и все новости.
Ну а что же, например, удручающие зелёные заборчики, «подпирающие» параллелепипедные кусты Летнего сада? Помнится, со временем их обещали убрать (мол, когда кустарник превратится в плотную стену, надобность в ограничивающих его решётках отпадёт). Увы, заборчики никуда не денутся. Более того, как выяснил корреспондент «НВ», им даже нашли дополнительную функцию – якобы заборчики исполняют роль… шумозащитных экранов. Другими словами, оказывается, именно благодаря им в саду не слышно шума автомобильных потоков.
– Когда два года назад реконструкторы по сути убили Летний сад, – говорит заместитель главного редактора «НВ» Андрей Миронов, – я, помнится, писал, что «контрольный выстрел» они всё же не сделали, – не вырубили все деревья. Была надежда, что всё ещё можно спасти, – если не вернуть прежний вид, то хотя бы что-то исправить. Вернуть настоящие, дышащие историей скульптуры. Подрезать кусты, чтобы восстановить прозрачность сада и избавить его посетителей от ощущения лабиринта. Установить прежние удобные скамейки взамен нынешних, которые больше похожи на куриные насесты…
Однако в Летнем саду по-прежнему считают, что эти «насесты» – то, что надо. А что касается новых скульптур, то они, как считается, со временем должны приобрести налёт старины. Понятно, что и прозрачность Летнему саду никто возвращать не собирается, раз уж даже заборчики, что называется, прижились...
возвращаясь к напечатанному
«То, что сотворили с Летним садом, – это надругательство, преступление против Петербурга.
И дело вовсе не в том, что на его реконструкцию ушли миллиарды рублей, – с этими катастрофическими цифрами пусть разбирается Счётная палата. И даже не в том, что кому-то не нравится то, что сделали в Летнем саду, – в конце концов на вкус и цвет… И если бы то же самое и даже за те же деньги сделали бы где-нибудь в Красном Селе или на любом пустыре Купчино, я бы только поаплодировал. Но зачем понадобилось резать самое сердце Петербурга, лапать душу города, а по мне – так и лучшее место на Земле?..
...А что, собственно, такого ужасного сделали в Летнем саду, спросите? Для тех, кто в саду впервые, или для тех, кто забыл, когда последний раз здесь бывал, – ровным счётом ничего. Всё чистенько, опрятненько, травка зеленеет, фонтанчики журчат, заборчики стройными рядами колосятся… Но для тех, кто всей кожей чувствовал тот неповторимый скамеечный уют, ту оазисную прохладу, кто с самого рождения дышал той шелестящей прозрачностью Летнего сада, – для них это, повторюсь, преступление…
…Одно утешает: всё ещё можно вернуть. При всём своём благоустроительном варварстве убийцы Летнего сада забыли сделать «контрольный выстрел» – спилить все деревья. Нет, кое-где помахали топориками, да и ветки порубали изрядно, но они, родимые, сами со временем отрастут – и прохлада вернётся. Останется только выкорчевать двухметровые геометрические кусты и вернуть старые скамейки. Да разослать по дачам чиновников Минкультуры белые, как простыни, мёртвые бутафорские статуи. И даже если они все новые фонтаны себе заберут в придачу – не обижусь.
Уважаемые проектировщики, придумайте, пожалуйста, такой проект! Выгодное ж дело – не пожалеете! А мы, налогоплательщики, со своей стороны не пожалеем на это дело ещё два-три миллиарда. А уложитесь в полтора – так вообще сказка.»
«НВ» от 11 июля 2012 года
Владимир Афанасьев