Война маршруткам?
Смольный намерен заменить коммерческие маршруты социальными автобусами
Общественный транспорт Петербурга не даёт городским властям спать спокойно. То транспортные чиновники решают заменить кондукторов валидаторами, то установить на входе в салоны турникеты… И вот – свежая инициатива главы комитета по транспорту Александра Воробьёва, который предложил заменить маршрутки социальными автобусами. Пока – только в Колпино и в качестве эксперимента, но… Логика чиновников удивляет: маршрутки, дескать, в погоне за выгодой часто нарушают правила дорожного движения, и если не получается призвать водителей и владельцев маршруток к порядку, то… проще их убрать. Несмотря на то что большинство горожан, у которых нет проездного билета, сегодня предпочтут маршрутку автобусу: маршрутки ходят чаще, быстрее и останавливаются по требованию.
Петербургские транспортные власти видят в социальных автобусах сразу несколько плюсов. Во-первых, в маршрутке, в отличие от автобуса, нельзя пользоваться единым проездным билетом. Во-вторых, в тесном салоне маршрутного такси (если он тесный) не всегда могут поместиться детские коляски и инвалидные кресла. В-третьих, передавать деньги за проезд – неудобно. В-четвёртых, у маршруток нет чёткого графика поездок. Ну и самый весомый аргумент – это безопасность. Ведь немало машин находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а профессионализм водителей часто вызывает сомнения – именно такие малоутешительные результаты дали последние рейды ГИБДД.
Проводить эксперимент решили в Колпино. Как выяснило «НВ», сегодня на территории района работает 17 коммерческих маршрутов. Их обслуживают около ста маршрутных такси. Чиновники хотят выпустить им на замену 55 автобусов средней и большой вместимости. То есть интервалы движения увеличатся – это раз. Люди не смогут останавливать транспорт и высаживаться там, где им удобно, – два. Время в пути увеличится – три.
Впрочем, как выяснил корреспондент «НВ», идея ещё не обрела окончательной формы. По словам главы комитета по транспорту Александра Воробьёва, проект пока прорабатывается, эксперты взвешивают все «за» и «против».
– Сейчас комитет по транспорту занимается оптимизацией и анализом маршрутной сети, анализирует работу коммерческих перевозчиков, идёт обсуждение на уровне администрации Колпинского района, на уровне перевозчиков… Усиления «Пассажиравтотранса» не планируется. И на данном этапе о расторжении договоров с коммерческими перевозчиками речь пока не идёт, – официально прокомментировал информацию главный транспортник города…
Интересный момент: чиновники комитета по транспорту считают, что городскому автобусному предприятию («Пассажиравтотрансу») не придётся выпускать на линии дополнительный транспорт. Значит, город намерен и дальше использовать на вновь проработанных маршрутах автобусы частных компаний?
– Во-первых, частникам сложно будет сразу же найти необходимое количество машин большой вместительности вместо нынешних микроавтобусов, – рассказал корреспонденту «НВ» высокопоставленный сотрудник одной из частных транспортных компаний. – Их придётся либо арендовать, либо снимать с других маршрутов. А во-вторых, совершенно неясно, каким образом город намерен компенсировать убытки перевозчикам? Мы пока не слышали даже намёка на решение этого вопроса.
Как известно, коммерческий тариф отличается от цены на проезд в общественном транспорте на 5, а чаще – на 10 рублей. То есть за каждого «лишнего» перевезённого пассажира город вынужден будет заплатить дополнительно из своего кармана? Но это огромная нагрузка на и без того дефицитный бюджет.
Жители Колпино к идее чиновников также отнеслись довольно скептически.
– Район у нас небольшой, и маршрутов не так уж много. Я лично буду расстроена, если уберут маршрутки, – говорит жительница Колпино Анна Марчук. – Конечно, лишать людей маршруток не стоит, они, особенно в час пик, очень полезны.
По мнению источника «НВ» в транспортном блоке Смольного, вновь достав из чулана проект замены маршруток государственным общественным транспортом (а эта идея на самом деле не нова), чиновники пытаются оказать давление на частных перевозчиков: у большинства компаний договоры с городом истекают в следующем году, и перед подписанием новых документов в Смольном хотят выторговать для себя наиболее выгодные условия.
И всё-таки у экспертов нет единого чёткого ответа на главный вопрос: зачем всё это затевается? Мы же со своей стороны можем предположить, что город просто устал терпеть «маршруточный беспредел». И тут дело вовсе не в «безопасности», о которой нам рассказывают. По данным правоохранителей (которые, впрочем, не любят об этом говорить публично), сфера пассажирских коммерческих перевозок насквозь криминализована. По сути, весь этот рынок – серый. А точнее – это рынок чёрного нала.
Что ж, навести порядок в этом вопросе действительно стоит. (Как и в вопросах той же безопасности.) Но неужели ликвидация маршруток как класса – единственный метод решения этих проблем?..
– По большому счёту, этот проект – такое же сотрясание воздуха, как и попытка установить в салонах автобусов и трамваев турникеты или оборудовать их автоматическими кассами для продажи билетов, – считает аналитик рынка транспортных услуг Юрий Дорошенко. – Сама идея неплоха, но для её реализации в Петербурге не хватает ни финансов, ни чёткого понимания того, как это будет работать. С большой долей вероятности про эту инициативу через несколько месяцев забудут. Иначе в Колпино, а затем и во всём городе может возникнуть настоящий транспортный коллапс.
Владимир Афанасьев. Фото Алексея Лощилова