Город

Война маршруткам?

23 апреля

 

Смольный намерен заменить коммерческие маршруты социальными автобусами

Общественный транспорт Петербурга не даёт городским властям спать спокойно. То транспортные чиновники решают заменить кондукторов валидаторами, то установить на входе в салоны турникеты… И вот – свежая инициатива главы комитета по транспорту Александра Воробьёва, который предложил заменить маршрутки социальными автобусами. Пока – только в Колпино и в качестве эксперимента, но… Логика чиновников удивляет: маршрутки, дескать, в погоне за выгодой часто нарушают правила дорожного движения, и если не получается призвать водителей и владельцев маршруток к порядку, то… проще их убрать. Несмотря на то что большинство горожан, у которых нет проездного билета, сегодня предпочтут маршрутку автобусу: маршрутки ходят чаще, быстрее и останавливаются по требованию.

Петербургские транспортные власти видят в социальных автобусах сразу несколько плюсов. Во-первых, в маршрутке, в отличие от автобуса, нельзя пользоваться единым проездным билетом. Во-вторых, в тесном салоне маршрутного такси (если он тесный) не всегда могут поместиться детские коляски и инвалидные кресла. В-третьих, передавать деньги за проезд – неудобно. В-четвёртых, у маршруток нет чёткого графика поездок. Ну и самый весомый аргумент – это безопасность. Ведь немало машин находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а профессионализм водителей часто вызывает сомнения – именно такие малоутешительные результаты дали последние рейды ГИБДД.

Проводить эксперимент решили в Колпино. Как выяснило «НВ», сегодня на территории района работает 17 коммерческих маршрутов. Их обслуживают около ста маршрутных такси. Чиновники хотят выпустить им на замену 55 автобусов средней и большой вместимости. То есть интервалы движения увеличатся – это раз. Люди не смогут останавливать транспорт и высаживаться там, где им удобно, – два. Время в пути увеличится – три.

Впрочем, как выяснил корреспондент «НВ», идея ещё не обрела окончательной формы. По словам главы комитета по транспорту Александра Воробьёва, проект пока прорабатывается, эксперты взвешивают все «за» и «против».

– Сейчас комитет по транспорту занимается оптимизацией и анализом маршрутной сети, анализирует работу коммерческих перевозчиков, идёт обсуждение на уровне администрации Колпинского района, на уровне перевозчиков… Усиления «Пассажиравтотранса» не планируется. И на данном этапе о расторжении договоров с коммерческими перевозчиками речь пока не идёт, – официально прокомментировал информацию главный транспортник города…

Интересный момент: чиновники комитета по транспорту считают, что городскому автобусному предприятию («Пассажиравтотрансу») не придётся выпускать на линии дополнительный транспорт. Значит, город намерен и дальше использовать на вновь проработанных маршрутах автобусы частных компаний?

– Во-первых, частникам сложно будет сразу же найти необходимое количество машин большой вместительности вместо нынешних микроавтобусов, – рассказал корреспонденту «НВ» высокопоставленный сотрудник одной из частных транспортных компаний. – Их придётся либо арендовать, либо снимать с других маршрутов. А во-вторых, совершенно неясно, каким образом город намерен компенсировать убытки перевозчикам? Мы пока не слышали даже намёка на решение этого вопроса.

Как известно, коммерческий тариф отличается от цены на проезд в общественном транспорте на 5, а чаще – на 10 рублей. То есть за каждого «лишнего» перевезённого пассажира город вынужден будет заплатить дополнительно из своего кармана? Но это огромная нагрузка на и без того дефицитный бюджет.

Жители Колпино к идее чиновников также отнеслись довольно скептически.

– Район у нас небольшой, и маршрутов не так уж много. Я лично буду расстроена, если уберут маршрутки, – говорит жительница Колпино Анна Марчук. – Конечно, лишать людей маршруток не стоит, они, особенно в час пик, очень полезны.

По мнению источника «НВ» в транспортном блоке Смольного, вновь достав из чулана проект замены маршруток государственным общественным транспортом (а эта идея на самом деле не нова), чиновники пытаются оказать давление на частных перевозчиков: у большинства компаний договоры с городом истекают в следующем году, и перед подписанием новых документов в Смольном хотят выторговать для себя наиболее выгодные условия.

И всё-таки у экспертов нет единого чёткого ответа на главный вопрос: зачем всё это затевается? Мы же со своей стороны можем предположить, что город просто устал терпеть «маршруточный беспредел». И тут дело вовсе не в «безопасности»,  о которой нам рассказывают. По данным правоохранителей (которые, впрочем, не любят об этом говорить публично), сфера пассажирских коммерческих перевозок насквозь криминализована. По сути, весь этот рынок – серый. А точнее – это рынок чёрного нала.

Что ж, навести порядок в этом вопросе действительно стоит. (Как и в вопросах той же безопасности.) Но неужели ликвидация маршруток как класса – единственный метод решения этих проблем?..

– По большому счёту, этот проект – такое же сотрясание воздуха, как и попытка установить в салонах автобусов и трамваев турникеты или оборудовать их автоматическими кассами для продажи билетов, – считает аналитик рынка транспортных услуг Юрий Дорошенко. – Сама идея неплоха, но для её реализации в Петербурге не хватает ни финансов, ни чёткого понимания того, как это будет работать. С большой долей вероятности про эту инициативу через несколько месяцев забудут. Иначе в Колпино, а затем и во всём городе может возникнуть настоящий транспортный коллапс.

Владимир Афанасьев. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
60.9
0.276 (0.45%)
Курс Евро
62.54
0.02 (0.03%)
Погода
Сегодня,
13 августа
суббота
+24
Облачно
14 августа
воскресенье
+23
Облачно
15 августа
понедельник
+25
Облачно