Общество

Рекламное место пусто не бывает?

26 апреля

 

Новые правила размещения рекламы в Петербурге не сократят количество билбордов на улицах, а, наоборот, увеличат их

Едва «НВ» посетовало, что власти города вот уже два года не могут принять чёткую рекламную концепцию, которая бы прописывала, где можно размещать рекламные конструкции, а где нельзя («НВ» от 18 апреля 2014, «Рекламная вакханалия»), как Смольный одобрил такой документ. Казалось бы, новая концепция сделала главное – сократила количество рекламных конструкций в городе с 14,5 до 9,7 тысячи. Однако эксперты, проанализировав документ, пришли к парадоксальному выводу: теперь рекламы в Петербурге станет ещё больше.

Вот уже два года в северной столице нет чёткого понимания того, как и где можно устанавливать рекламные конструкции. Не ясно и то, что делать со старыми щитами, у которых вышел срок аренды. По закону о рекламе такие баннеры должны были через суд заставить убрать. Однако комитет по печати по непонятной причине не хотел этим заниматься. Были известны и случаи, когда исковые заявления подавались, а затем забирались.

На неразбериху указывали чиновникам как сторонние наблюдатели, так и участники рекламного рынка. Существовали большие риски: стоит ли заключать договоры с рекламодателями, если сами щиты незаконны, но при этом их не требуют убирать и не могут определённо сказать, как узаконить?

Постановление правительства Петербурга «Об утверждении схемы размещения рекламы» появилось на сайте Смольного 17 апреля. При этом заседания правительства в этот день не было. Эксперты полагают, что это процессуальное нарушение: такой важный документ нужно было обсудить со всеми заинтересованными сторонами, а не принимать в келейном порядке.

Как рассказал «НВ» председатель комиссии Законодательного собрания по образованию, культуре и науке Максим Резник, подробный анализ нового документа только-только выполнил аппарат депутата Марины Шишкиной и он «доверяет её позиции». Марина Шишкина пояснила корреспонденту «НВ», что сам факт принятия концепции радует.

– Рекламный рынок находится в тени, – рассказала парламентарий. – Ему не дают нормально работать в рамках закона. Очевидно, что существует ручное управление: иски подаются, потом отзываются – и понятно почему. Унизительная ситуация. Если принятие концепции поможет выйти рынку из тени, то это должно принести в бюджет огромные деньги.

По словам Марины Шишкиной, общественный контроль за рынком рекламы очень незначительный, хотя информация об услугах и компаниях занимает едва ли не половину городского пространства. Теперь, возможно, ситуация изменится.

И всё же минусов в документе, по словам экспертов, слишком много. «НВ» писало, что комитет по печати в обход закона о рекламе разрешил установку в городе нескольких дисплеев. Они появились на Лиговском, Литейном, Московском, Каменноостровском проспектах. При этом и комитет по охране памятников, и комитет по градостроительству и архитектуре официально заявили, что отказываются выдавать согласования, поскольку «телевизоры» негативно влияют на архитектурный облик центральной застройки. Так вот, теперь этих экранов будет ещё больше. В Адмиралтейском районе – пять, в Василеостровском – четыре, а в Центральном – три. Скажем, на Владимирской площади останется только один из двух, сохранится дисплей МЧС на площади Стачек у ДК имени М. Горького, продолжат существовать рекламные экраны на углу Московского проспекта и Обводного канала, возле метро «Петроградская» появится ещё один. Новые экраны «украсят» Сенную площадь, площадь Труда, угол Среднего проспекта и Кадетской линии, сразу два экрана появятся на площади Академика Лихачёва.

В схеме не учтены и требования ГОСТа о запрете размещения рекламных конструкций над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Например, в одном только Московском районе предусматривается размещение 16 суперсайтов и 12 магистральных щитов (площадь – 450 квадратных метров). Это существенно влияет на безопасность водителей и пешеходов. Причём, по информации аппарата Шишкиной, ранее проект схемы был отклонён юридическим комитетом Смольного именно по причине несоответствия ГОСТу.

Нет в схеме ничего и про «объекты для размещения информации». Это тот случай, когда конструкция рекламной не признаётся, но реклама на ней размещается. Речь идёт об информационных указателях – например, о ближайшем местоположении достопримечательностей, социальных объектов, объектов транспорта, но при этом большая часть таких конструкций занята рекламой. Почему такие конструкции не отнесены к рекламным и не включены в схему – большой вопрос. Существует лишь маленькая вероятность, что отсутствие их в схеме приведёт к массовому демонтажу, – они стоят на каждом углу и сильно мешают проходу людей.

Странными в этой связи выглядят слова председателя комитета по печати Александра Лобкова, сказанные им после обнародованных правил.

– Нынешняя схема больше отвечает пожеланиям жителей относительно зачистки тротуаров от рекламных конструкций, освобождения городских площадей, – сказал чиновник, – делает более удобным передвижение жителей.

– В целом утверждённая схема отражает интересы прежде всего игроков рекламного рынка, а не жителей Петербурга, – считает, в свою очередь, Марина Шишкина. – Городские власти манипулируют цифрами, вводят всех в заблуждение. Говорят, что количество щитов сократилось с 14,5 до 9,7 тысячи. Однако их было всего 11,3! При этом около 1000 рекламных носителей (объектов для размещения информации) в схему не включено. Получается так: 9700 плюс 1000 равно 10 700. Что всего не на 3000, а на 600 штук меньше по сравнению с предыдущей адресной программой.

Тогда какая польза от новых правил? Пожалуй, для обывателей текст схемы может стать свое-образным ликбезом. В нём в иллюстрациях поясняется, что такое суперсайт, чем отличается билборд от ситиборда, как выглядит линза и какова максимальная площадь «щита магистрального».

Остаётся только догадываться, почему новые правила размещения рекламы не обсуждались открыто. Ведь реклама в Петербурге – это дело не отдельной группы чиновников, которые получают деньги от бизнеса, а беда всего города. И понятно, что в рекламных экранах и огромных щитах заинтересованы только предприниматели – горожане всегда выступали против этого. Задача же власти – обеспечивать баланс между бизнесом и жителями. Но, судя по программе, очевидно, что свою основную задачу чиновники не решают и в очередной раз идут только на поводу у бизнеса.

 

компетентно

«Экраны в центре как телевизор, который отвлекает от важного разговора»

Иван Уралов, заслуженный художник России, заведующий кафедрой изобразительного искусства факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, бывший главный художник Петербурга:

– Будь я главным художником, я бы убрал из исторического центра все шестиметровые билборды и 12-метровые щиты. Из центра нужно обязательно выносить так называемые ситиборды (2,6 на 3,6 метра), они могут быть только в спальном районе. Они не дают возможности пройти по тротуарам и мешают их очистке. И вообще в центре нужно оставить разве только тумбы на углах улиц. А такие важные улицы, как Дворцовая и Университетская набережные, обязательно должны быть очищены от рекламы.

На КАД щитов достаточно и сейчас. Они хорошо считываются при тех скоростях, которые там есть. Если всю кольцевую заставить чешуёй щитов, то ничего хорошего из этого не будет. Это отвлекает и приводит к ДТП.

На мой взгляд, самое важное, чтобы все рекламные конструкции были архитектурно упорядочены. Сейчас, когда каждая компания придумывает свой дизайн, получается полная нелепость.

Экраны в центре – это вообще полное безобразие. Даже будучи очень собранным человеком, ты отвлекаешься на световое пятно. Это как телевизор, который включён, когда все гости собрались за столом, а он отвлекает от важного разговора. При этом информация с этих экранов не считывается – я специально проверял, стоял и смотрел на них. К тому же дисплеи очень портят ландшафт.

И ещё. Необходимо изменить отношение и к рекламе на общественном транспорте. Сейчас вроде существует утверждённый цвет для автобусов, но сверху на них наклеивают постеры. И по сути, они представляют такой же рекламный щит, только движущийся. На мой взгляд, это допустимо делать только сзади, с расчётом на водителей, которые едут за автобусом.

Владислав Воробьёв. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь