Кондуктор, нажми на тормоза!
Желание чиновников, которые «рулят» общественным транспортом, во что бы то ни стало повысить тарифы на проезд, дошло уже до абсурда. Как вам, скажем, такой кульбит петербургских столоначальников: оказывается, с января этого года стоимость проездного на три вида городского транспорта скакнула с 1190 до 1400 рублей не из-за подорожания топлива, не вследствие массовой закупки трамваев и автобусов и даже не для того, чтобы увеличить зарплату водителям, кондукторам и ремонтникам, а только потому, что властям мешают льготники!
В «Невском времени» под рубрикой «вопрос – ответ» представитель комитета по транспорту Петербурга прямо так и заявляет взволнованной читательнице: «Необходимость увеличения тарифов вызвана большим количеством льготников, имеющих право льготного или бесплатного проезда». При этом чиновник ссылается на закон № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге».
Я проштудировал указанный документ, который был принят в ноябре 2004 года, и убедился: ничего подобного там нет! Ни слова о том, что петербуржцы должны изыскивать в своих карманах дополнительные средства на поддержку льготников. В законе лишь говорится о том, что пенсионерам, ветеранам войны, инвалидам и прочим жителям северной столицы, нуждающимся в опеке со стороны государства, предоставляется право на приобретение льготного ежемесячного билета для проезда на всех видах пассажирского транспорта по цене, равной размеру ежемесячной денежной выплаты.
На деле же теперь получается, что мы дважды платим «за того парня-льготника». Вначале – налогами, перечисляемыми в бюджет (ведь именно из него финансируется льготный проезд «отдельных категорий граждан»!), а потом вдобавок – дополнительной оплатой за проездной...
Петербургский общественный транспорт вообще сфера, полная загадок и мифов. Вот, например, один из них, рождённый ещё в конце 1990-х годов. Тогда руководство петербургской подземки чуть ли не в каждом своём выступлении в СМИ горячо убеждало горожан, что высокая стоимость проезда связана исключительно с непомерным количеством пенсионеров и прочих счастливцев, которые бесплатно ездят на метро. Дескать, вот если бы бюджет полностью оплачивал их перемещения под землёй, тогда и стоимость жетона была бы в два раза ниже. Миф этот рассеялся 10 лет назад, когда случилась монетизация и льготники вскладчину с городским правительством стали платить за проезд полностью. Ну и на сколько подешевел с тех пор жетончик? Вот то-то!
Или, например, загадка: почему билет на автобус в Петербурге стоит дороже, чем в иных городах России? Впрочем, так же как на трамвай и троллейбус. Жаднее петербургских транспортников, пожалуй, лишь московские, которые на днях потребовали повысить стоимость проезда в метро почти в два раза...
На вопрос, как избавить транспортников от перманентного желания задирать цены на всё и вся, наверное, и Друзь со товарищи ответить не способен. Тут, что называется, нужна «помощь зала». То бишь нас всех, живущих в этом городе и в этой стране. Скажем, для начала потребовать у топ-менеджеров транспортных компаний, чтобы они публиковали в общедоступных СМИ информацию о том, из чего складывается себестоимость проезда в наших автобусах и трамваях. У кого и за какую цену покупается топливо. Почему приобретаются именно такие вагоны. Куда, наконец, деваются те средства, которые транспортники зарабатывают на рекламе... А потом настоять на том, чтобы начальники всех основных транспортных служб ежемесячно опять-таки публично отчитывались о том, что полезного для города и горожан они сделали.
Может, тогда удастся скинуть с жетона если не половину, то по крайней мере треть стоимости?
Дмитрий Аркатовский, публицист