Как вы область назовёте…
Вологодчину предлагают провозгласить «душой Русского Севера»
В красно-белую птицу с загадочной русской душой может превратиться Вологодская область. В регионе активно обсуждают новый визуальный бренд и слоган, предложенные «инициативной группой молодых дизайнеров, краеведов и общественников». Впрочем, концепцию нового символа пытаются продвинуть сейчас региональные власти.
Идею создать легко запоминающийся «брендовый» символ региона на Вологодчине стали высказывать ещё десять лет назад. Именно в то время область постоянно путали со сходной по звучанию Волгоградской. Однако в основе идеи лежала всё-таки экономика – предполагалось, что маркированные неким символом товары местных производителей станут более узнаваемыми и конкурентоспособными на внешних рынках. Впрочем, со временем неформальным товарным знаком Вологодчины стало изображение великоустюгского Дедушки Мороза, и идею решили дополнить новым смыслом. Как объясняли представители местной интеллигенции – области нужен не просто товарный знак, а некий внутренний символ общности самосознания, объединяющий население весьма разных по своему составу вологодских городов и посёлков.
И эти слова не были лишены логики. Современная Вологодская область образована на бывших землях сразу трёх губерний – Вологодской, Олонецкой и Новгородской. Учитывая же, что в первые послереволюционные годы здесь также существовали обособленные территориальные единицы с центрами в Великом Устюге и Череповце, при всей кажущейся внешней общности, вологодские города действительно сильно отличаются друг от друга. И в первую очередь – менталитетом проживающих в них людей.
Первоначально объединительным символом региона хотели сделать выполненное в виде сердца изображение церковного купола. Под стать ему был и выбранный слоган «Вологодчина – сердце Русского Севера». Однако проведённые социологические опросы показали, что у части респондентов изображение «купольного сердца» стойко ассоциируется с… желудком, и всю концепцию отправили на доработку. В итоге визуальный символ трансформировался в красно-белую птицу, прообразом которой стал кружевной рисунок известной в регионе мастерицы Ангелины Ракчеевой. Новым стал и слоган. Из «сердца» Вологодская область превратилась в «душу Русского Севера».
Недавно новая концепция бренда-символа обсуждалась на «большом народном сходе», который провели в здании областного правительства. Региональные начальники и приглашённые эксперты постарались подвести под предложенный символ целую научную базу.
– Вологодская область – это и есть самый настоящий Русский Север, – заявил губернатор Олег Кувшинников. – Кроме географических особенностей, подтверждается это и цифрами. Несмотря на то что на территории современной области мирно сосуществуют представители более 100 национальностей, доля русского населения является здесь самой высокой в России и составляет 97 процентов. Вологодская земля в лице древнего Белозерского княжества была оплотом русской государственности, сумев пронести через века богатые культурные и исторические традиции. И сейчас на территории региона насчитывается около 3 тысяч объектов культурного наследия! Да и само понятие «Русский Север» давно закрепилось на подсознательном уровне. Так называются национальный парк в Кирилловском районе, вологодский телеканал, государственный ансамбль и другие коллективы.
– Вологда во все времена была инфраструктурным городом, – вторил главе региона генеральный директор Вологодского музея-заповедника Александр Суворов. – Её важное значение водно-волоковых связей с другими русскими землями неоспоримо. Именно здесь зачастую формировались русские традиции, которые с купцами и мореходами-первооткрывателями попадали на благодатную почву сибирских, дальневосточных и других поселений. Так что Вологодчина – действительно душа многих российских земель.
А вот по поводу того, в каких цветах видят Вологодчину её жители и гости, мнения участников «народного схода» разделились. Но доминирующими цветами в восприятии оказались красный и белый, и под это тут же подвели ассоциативный ряд. Красный – это цвет гроздьев рябины, спелых вологодских ягод и узоров традиционных народных орнаментов, а также старинный синоним слова «красивый». Ну а белый – это цвет чистого снега, вологодских храмов, и помыслов проживающих здесь людей – чистых и добрых.
Итоговый символ, над которым поработали профессиональные стилисты, получился сборным. Основу его составляет образ птицы, «позаимствованный», как уже говорилось выше, с кружевного панно. Слоган «Вологодская область – душа Русского Севера» образует круг, в котором легко угадывается «самоговорящая» для Вологодчине буква «о» (Пару лет назад в областной столице даже открыли памятник этой букве.) С «о» начинается и слово «область».
Впрочем, представленных символов было даже два. Основной, «птичий», и более креативный, молодёжный. Он представляет собой находящийся в динамике жёлто-оранжевый круг – символ жизни и развития. Но так как на статических предметах вращение круга не передать, его буквы и форму сделали слегка расплывчатыми, что создаёт иллюзию движения.
Сейчас всех вологжан приглашают к обсуждению предложенной «объединительной концепции», которое будет идти на страницах местных газет, а также на официальных интернет-сайтах губернатора и правительства области. Первые отклики противоречивы. Кому-то не нравится якобы похожая на индюка «кружевная птица», кто-то не в восторге от красно-белых цветов, чуть ли не усматривая в них приверженность разработчиков символа к армии футбольных болельщиков «Спартака». Хотя есть и немало положительных откликов. А ещё риторических вопросов, мол, не из областного ли бюджета, латаного-перелатаного за последнее время, выделялись деньги на разработку символа и бренда? «Нет, – отвечают им авторы «птичьей» символики, – идея народная, и делалось всё на чистом энтузиазме!» Но скептиков пока всё равно хватает!
прямая речь
Андрей Ворошнин, директор вологодского центра региональной проблематики:
– Объединить посредством символа и слогана жителей Вологодской области в некий патриотически настроенный по отношению к своей малой родине монолит вряд ли получится. Время сейчас другое, и люди другие. Им важна не форма, а содержание – уровень и качество жизни на той территории, где они обосновались. Ну а некоторой части аудитории, уверен, вообще абсолютно «до фонаря», как и в каком образе будет восприниматься Вологодская область. Для людей социально активных, да ещё и постарше – символ важен, но и тут многое будет зависеть от вкусовых пристрастий. Хотя в целом – идея, безусловно, хорошая. И если под «птичьей» символикой Вологодчина станет более узнаваемой и привлекательной для туристов, а экспорт маркированных таким знаком товаров начнёт увеличиваться – значит, она полностью себя оправдала!
Советский лось не прижился
В советские годы неформальным символом региона считался лось, украшавший послереволюционный герб Вологды. Пришедший ему на смену старый-новый герб – с протянутой из облаков десницей с мечом и короной – как визуальный бренд никогда не воспринимался. Лет пять назад, на фоне успеха дедморозовского проекта, была робкая попытка сделать символом региона кружевную снежинку, а то и Снеговика (!), но идея быстро сошла на нет.
Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологодской области