По стопам родителей
Сегодня, в Международный день семьи, «НВ» рассказывает о профессиональных династиях, живущих в Петербурге
Для одних быть семьёй – значит соблюдать традиции и чтить обряды, для других – вместе воспитывать детей и внуков, а для третьих – ещё и заниматься общим делом. Корреспонденты «НВ» встретились с настоящими профессиональными династиями и узнали о том, почему дело семьи стало для них делом всей жизни. Любопытное наблюдение: только начав искать подобные династии в Петербурге, мы поняли, что чаще всего профессиональные семейные традиции бережно чтят люди медицинской специальности.
«Семья требует, чтобы я стал хирургом»
Студент первого курса медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Исаев-Апостолов станет врачом аж в седьмом (!) поколении.
– У нас в семье мужчины обычно идут в хирурги, а женщины чаще всего в диагносты, – рассказал Андрей. – От меня, как от мужчины, семья тоже требует соблюдать традицию, но я пока не определился со специальностью. Кстати, мой папа, тоже Андрей, сам нарушил обычай и стал гинекологом.
Молодой человек до сих пор помнит день, когда он твёрдо решил заняться медициной. Андрею тогда было чуть больше шести лет. Мальчик пришёл к бабушке (тоже медику) и заявил: хочу стать врачом. Сначала, как это ни странно, его отговаривала вся семья, но потом – куда деваться – приняла его выбор. Прерывать преемственность поколений никто из врачей не отважился.
Первые врачи из этой династии жили ещё на рубеже XVIII и XIX веков. Как рассказал студент, это были медики не только из России, но и из Греции. Сегодня специалисты династии Исаевых-Апостоловых лечат людей не только в Петербурге. Например, бабушка Андрея, Любовь Исаева, трудится в одном из медучреждений Ростова-на-Дону. Правда, со временем некоторые члены семьи по тем или иным причинам успели покинуть медицинскую сферу. Так, папа Андрея ушёл из гинекологии в предпринимательство.
– Надо в первую очередь заниматься тем, где ты себя нашёл, поэтому я не буду решать за своих детей, кем они станут, – рассказал молодой человек. – Хотя если они захотят быть, к примеру, стилистами, то куда девать всю нашу медицинскую библиотеку?..
«Сработали филологические гены»
Валентина Даниловна Черняк – доктор филологических наук, четверть века заведует кафедрой русского языка в РГПУ имени
А.И. Герцена. Её роман с Педагогическим университетом разменял уже пятый десяток – сразу после окончания филологического факультета (тогда – факультета русского языка и литературы, или просто литфака) ленинская стипендиатка Валентина поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую. Так Валентина Даниловна воплотила в жизнь не только свою мечту, но и мечту своей мамы, которая очень хотела стать филологом-русистом. Получить филологическое образование у неё не получилось (вмешалась война), но любовь к слову перешла к дочери по наследству. Папа Валентины был хирургом, но тоже обожал читать, собрал уникальную библиотеку. Дома царил культ книг. Это предопределило выбор профессии, причём не только самой Валентины. Мария тоже стала филологом. То, что девочка растёт гуманитарием, было ясно сразу, хотя отец Марии – блестящий инженер, кандидат технических наук.
– Видимо, те гены не сработали, – смеётся Валентина Даниловна, – филологические оказались сильнее.
Правда, Мария выбрала другую филологическую стезю: стала литературоведом. Сегодня и мама, и дочка работают в родном Педагогическом университете.
– Я сознательно шла другим путём, чтобы не дублировать маму, – говорит Мария Черняк. – Мы подходим к филологии с разных сторон: она – с точки зрения языка, я – как литературовед, и замечательно, что мы можем профессионально дополнять друг друга. Иногда династии формируются, когда попросту человеку не выпрыгнуть из упряжки. У нас было не так, и я благодарна маме, что она никогда не давила. Это было моё решение.
«Если дочка захочет водить – научим»
Три поколения профессиональных водителей успели вырасти в автобусном парке № 5 в Кировском районе Петербурга. Отец Дмитрий и сын Юрий Матюхины работают сегодня в «Пассажиравтотрансе» и с удовольствием возят петербуржцев в школу, на работу, в магазины и по другим делам. Юрий делает это вот уже шесть лет, а Дмитрий – почти 28.
– После того как сын вернулся из армии в 2007 году, его никуда не брали из-за отсутствия опыта работы, – рассказал старший Матюхин. – А в автобусном парке тогда набирали слушателей на курсы водителей.
В этом же парке на протяжении 14 лет работал и дед Юрия Матюхина – тоже Юрий Матюхин. Его даже включили в состав водителей, которые обслуживали Олимпиаду-80 в Москве. Любопытно, что и здесь внук последовал за дедом – молодой Юрий Матюхин недавно вернулся из Сочи, где работал водителем автобуса на зимних Олимпийских играх.
Кстати, в семье Матюхиных есть ещё одна необычная традиция: мужчин в их роду вот уже несколько поколений называют или Дмитриями, или Юриями. У младшего Матюхина пока только один ребёнок – трёхлетняя дочка, но, возможно, когда-нибудь появится и сын Дмитрий. Юрий пока не задумывался над профессией наследницы, отдал это решение ей на откуп.
– Каждый человек должен выбирать ту профессию, к которой у него лежит душа, – рассказал Юрий. – Мне нравится быть водителем, возможно, дочке тоже понравится – я не против. Поможем и научим!
«Родители научили любить профессию провизора»
Семья Павла Половинко – провизоры, говоря проще – аптекари, вот только непосредственно в аптеке никто из них не работает. Андрей, отец Павла, занимается научной деятельностью в Северо-Западном государственном медицинском университете им И.И. Мечникова, мама и жена – Наталья Шостаковская и Юлия Тельманова – трудятся в оптовых фирмах по закупке медикаментов, а сам Павел – фармацевт на складе в фирме, специализирующейся на клинических испытаниях.
– С женой познакомились в Химико-фармацевтической академии, мы учились в одной группе, – рассказал молодой человек. – Сейчас у нас годовалый сын. Мы не будем настаивать, чтобы он продолжал семейное дело. Выберет свой путь – пожалуйста, а захочет продолжить наш – постараемся помочь.
Как рассказал Павел, ему всегда нравилась химия, поэтому решил заниматься одним из самых перспективных направлений в этой области – фармацевтикой.
– Провизор – человек занудный, дотошный, щепетильный и тщательный, – признался молодой человек. – Профессия довольно тяжёлая, но именно от своих родителей я принял и понял её суть, осознал, что она действительно интересная и не лишена какой-то загадки. Конечно, первые три курса в академии стали настоящим адом – тогда я учился сутки напролёт, но теперь вспоминаю это время с улыбкой.
«С родителями-стоматологами советуюсь каждый день»
Стоматолог во втором поколении Никита Пекарчик, как и все дети, в детстве ужасно боялся лечить зубы. Зато для него и его старшей сестры Дарьи вопрос о выборе профессии не стоял – они всегда знали, что пойдут по стопам родителей-стоматологов. Мама и папа Никиты были военными врачами, поэтому ребята изрядно поколесили по городам и весям. Никита до сих пор помнит, как в военном госпитале ходил к папе в «техничку» и с любопытством разглядывал зубные протезы…
Брат и сестра окончили стоматологический факультет Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Правда, специальности выбрали разные: Никита – ортодонт, Дарья – ортопед-терапевт. Когда Никита поступил в вуз, сестра была на пятом курсе – пригодились конспекты и учебники. Родители учебный процесс особенно не контролировали, рассчитывая на сознательность сына. И не зря. Теперь папа, мама, сын и дочь вместе работают в семейной клинике.
– С родителями советуюсь почти каждый день, – говорит Никита. – Хоть специальности у нас и разные, но у мамы и папы за плечами Вооружённые Силы Советского Союза, поэтому они, как советские врачи, умеют всё.
Кстати, супруга Никиты – тоже стоматолог, познакомились в институте. А кем станет двухлетний сын, пока неясно. Но папа не против, чтобы он пополнил стоматологическую династию.
– Порой, бывает, думаю: всё что угодно, только не это, – смеётся Никита. – А если серьёзно, было бы здорово, если бы он продолжил семейную традицию. Но если сын сделает другой выбор – не страшно.
Материалы полосы подготовили Полина Огородникова, Анастасия Ложко. Фото Александра Гальперина, Алексея Лощилова