«Все дети талантливы»
В этом убеждена известный педагог-новатор Любовь Духанина. И доказывает тезис своей работой в необычной инновационной школе
У Любови Николаевны Духаниной множество титулов и должностей. Она – доктор педагогических наук, заслуженный деятель народного просвещения, член-корреспондент Международной академии менеджмента, заместитель председателя комиссии по развитию образования и руководитель рабочей группы «Одарённое поколение» Общественной палаты РФ, член центрального штаба Общероссийского народного фронта… Эта обаятельная женщина – ярко выраженный лидер. Ей удалось создать в Москве одну из лучших частных школ России «Наследник», о которой знают далеко за пределами столицы.
–Создавала «Наследник», конечно, не я одна, а группа единомышленников, которых в начале 90-х сплотила убеждённость в том, что все дети талантливы, и надо дать им все возможности для максимального развития способностей, – говорит Любовь Духанина. – В школу пришли лучшие педагоги. И теперь, когда школе уже 22 года, мы гордимся тем, что 100 процентов наших выпускников поступают в вузы, причём самые именитые – МГУ, МГИМО, МИФИ, Финансовый университет при правительстве России. И в зарубежные вузы тоже.
– Знаю, что в прошлом году вашей школе московский департамент образования присвоил статус инновационной площадки. Какими инновациями вы его заслужили?
– Мы стараемся не просто дать знания, но и помочь ученикам стать успешными людьми, обладающими необходимыми для современной жизни навыками, которые помогут адаптироваться в обществе. Например, ещё в 2002 году мы впервые в стране создали на базе «Наследника» Межрегиональный детский биржевой центр. В нём старшеклассники обучаются основам инвестирования и аналитической работы на финансовом рынке. Они изучают российский рынок ценных бумаг и мировой валютный рынок Forex. Каждому ученику биржевого центра (а это не только наши питомцы, но и ребята из других школ) открывается персональный игровой счёт. С его помощью отрабатываются тактические приёмы торговли финансами. Десятки обучившихся в биржевом центре старшеклассников побеждали на различных всероссийских олимпиадах и конкурсах. Профессионалы-экономисты работу центра очень высоко оценивают.
– Ну а типичным гуманитариям что вы предлагаете?
– Ещё одна наша гордость – студия анимации. Дети в ней проходят все этапы создания мультфильмов. Сначала придумывают сюжет – это может быть сказка, историческое событие, фильм-размышление, что угодно. Потом они представляют, как ведут себя герои, как двигаются, что говорят, потом идёт отрисовка, создаётся композиция кадра, далее рисунки заносятся в компьютер, фильм монтируется, к нему подбирается музыка, происходит озвучание. Эта работа для очень терпеливых, ведь один мультик делается полгода. Но наши творцы занимаются с огромным энтузиазмом. Уже имеем «Золотую коллекцию мультфильмов», которые тоже отмечены наградами разных фестивалей.
Кроме того, ученики могут попробовать себя в качестве радиожурналистов – они делают выпуски радиогазет, вещают из студии с профессиональным оборудованием. Им всегда есть о чём рассказать. Вот недавно группа школьников три дня бродила по лесу в Подмосковье – это был один из традиционных походов «Весенний лес». Его участники определяли маршрут по компасу, сами организовывали себе питание и ночёвки. С ними, конечно, был учитель, но он ни во что не вмешивался, позволял ребятам всё делать самостоятельно. И у них всё получилось! Мы хотим, чтобы дети были всесторонне развиты. Поэтому у нас и бассейн есть свой первоклассный, и большой концертный зал…
– Завидую вашим ученикам. Но вот какой вопрос: они в «Наследнике» все «заточены» на получение высшего образования? Сейчас ведь мы стали понимать, что при большом количестве специалистов с вузовскими дипломами нам не хватает людей, скажем так, рукастых…
– Выбор пути – личное дело каждого ребёнка и его родителей. Мы же хотим, чтобы школьники узнали о самых разных профессиях. Именно поэтому в апреле заключили соглашение с фондом «Образование – обществу» о поддержке зарождающегося движения WorldSkills Kids. Оно как раз знакомит детей с рабочими и сервисными специальностями. И уже провели в рамках этого проекта первый мастер-класс по кулинарному искусству. К нам приехал четырёхкратный чемпион Москвы и чемпион России, участник чемпионата мира по системе WorldSkills молодой повар Михаил Кощеев. Вместе с двумя преподавателями поварского искусства Миша учил наших школьников, от первоклашек до десятиклассников, готовить сложные фигурные бутерброды и фруктовые коктейли. Может быть, кому-то захотелось после этого мастер-класса научиться профессии повара. Но и просто показать, как должно выглядеть красивое блюдо или напиток, как правильно накрывать стол, – это тоже очень важно. Теперь ждём в гости других молодых профессионалов – ландшафтного дизайнера, парикмахера… Смысл в том, чтобы дети поняли – элита общества вовсе не герои глянцевых журналов, а те, кто в своём ремесле достиг мастерства.
– Теперь хочется узнать ваше мнение о проблемах образования в целом. И в первую очередь о едином госэкзамене, вокруг которого сломано столько копий…
– Я не первый год организую горячую линию по ЕГЭ в Общественной палате и знаю, сколько продолжает к нему возникать вопросов. Единый госэкзамен дал возможность оценить уровень образования в стране и поначалу понизил коррупционную составляющую при поступлении в вузы, предоставил возможность стать студентами ребятам из глубинки. Но постепенно коррупция нашла себе место в структуре ЕГЭ и поставила под сомнение всё то хорошее, что он дал.
Все хотят от экзамена большей открытости. И в этом году общественные наблюдатели смогут присутствовать на всех этапах его сдачи. Институт таких наблюдателей в регионах возник в 2011 году, после того как комиссия по развитию образования Общественной палаты обратилась в Министерство образования и к президенту. Эти люди проходят обучение, чтобы грамотно контролировать процедуру ЕГЭ, отстаивать права детей, поддерживать и организаторов экзамена, и родителей. Ведь преодолеть имеющееся недоверие друг к другу всех участвующих в процессе нельзя, только установив повсюду в пунктах сдачи видеокамеры. Есть и другие сдвиги в совершенствовании ЕГЭ. Банки заданий теперь имеются в открытом доступе, в нём же можно изучить критерии оценивания работ, вся информация о ходе ЕГЭ размещается на специальных сайтах. И контрольно-измерительные материалы будут серьёзно меняться.
– Слышал, что вы – горячая сторонница развития дистанционного обучения детей.
– Потому что это очень прогрессивный метод. Я мечтаю о создании многопрофильной электронной гимназии. Это должен быть портал с насыщенной образовательной программой, на котором дети, живущие в маленьких городках и интересующиеся, допустим, нанотехнологиями, смогут получить знания, не ища педагога (где его в этих городках найдёшь), а сидя у компьютера. Кроме того, этот портал может стать местом общения детей по интересам, они там будут обмениваться своими идеями, защищать их.
– Общероссийский народный фронт в конце прошлого года начал общественный мониторинг системы образования. В чём конкретно он заключается?
– Поскольку более 72 процентов наших граждан по соцопросам качеством образования недовольны, мы обязаны выявить все болевые точки. Эксперты ОНФ, профессионалы в педагогике и просто неравнодушные к тому, как и чему учатся дети, изучают социальные сети, родительские и педагогические форумы, сами проводят опросы, где выясняют, чем особенно недовольны люди. Вся накопленная информация станет основой законопроектов, которые будут предлагать активисты Народного фронта – депутаты региональных парламентов и Госдумы, она же будет представлена президенту страны, лидеру ОНФ для корректировки государственной политики. Кстати, Народный фронт постоянно мониторит и выполнение указов президента, в которых говорится о повышении зарплаты учителей, о достижении стопроцентного охвата дошкольного образования, доклады по результатам этого мониторинга Владимир Владимирович регулярно получает.
– Во время последней встречи актива ОНФ вы говорили с Путиным о Крыме.
– Да, там много вопросов. Первого сентября дети Крыма и Севастополя начнут учиться по новым образовательным стандартам. В России они вводились постепенно, с начальной школы, а на новой российской территории будут введены одномоментно 1 сентября 2014 года (за исключением 9 и 11 классов). В таких условиях необходимо организовать повышение квалификации учителей, завучей, директоров школ, чему ОНФ будет всячески содействовать. Кроме того, очень важно вовремя поставить в Крым и Севастополь учебники и учебное оборудование.
– Кстати, об образовательных стандартах. О них тоже много спорят…
– Я считаю, что новые образовательные стандарты реально прогрессивны, они дают больше возможностей для полноценного развития ребёнка. Но многое зависит от учителя. У него должен быть внутренний драйв, созидательная энергетика, желание всё время искать и внедрять что-то новое.
кстати
В конце прошлого года в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате состоялась выставка кукол из коллекции Любови Духаниной. Эти фарфоровые куклы, персонажи пушкинских произведений, сделала она сама в тандеме с художницей Олиной Дмитриевной Вентцель. Среди 75 кукол – Ленский и Ольга, князь Гвидон и царь Салтан, графиня из «Пиковой дамы», Дубровский и Троекуров… Сам поэт и Натали тоже есть в коллекции. Причём куклы могут стоять, сидеть, двигать руками.
Интерес к кукольному миру у Любови Духаниной воплотился и в том, что она очень много сделала для создания музея-квартиры Сергея Образцова, стала президентом благотворительного фонда имени великого кукольника, а также помогла провести в Москве I Всемирный фестиваль кукол, собравший артистов из 50 стран.
Беседу вёл Андрей Катин