По земле, по воде и по небу
К 2017 году петербуржцы смогут отправиться в Финляндию не только автобусом, поездом или паромом, но и вертолётом
Петербург и Финляндию может связать регулярный вертолётный маршрут. С такой неожиданной инициативой, заручившись поддержкой в Минтрансе, выступили руководители Кронштадтского района.
Пока, по словам заместителя генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти» Михаила Громова, чиновники планируют соединить город на Неве с Хельсинки и Лаппенрантой. «Плечо» (так называют расстояние, которое может покрыть вертолёт без дозаправки) между Петербургом и столицей Финляндии небольшое, а Лаппенранта в этом случае может стать промежуточным пунктом. Финская сторона располагает всей необходимой инфраструктурой – и в Хельсинки, и в Лаппенранте есть аэропорты и небольшие аэродромы, способные постоянно принимать и отправлять вертолёты. А вот в Петербурге всё предстоит создать практически с нуля – приведена в порядок лишь часть территории, выбранной чиновниками под проект.
Вертолёты кронштадтские власти рассчитывают отправлять с площадки на форте «Константин». Его территорию в 2006 году взяла в долгосрочную аренду транспортная компания ОАО «Третий парк». В прошлом году здесь открылся первый в стране пункт пропуска через границу маломерных, прогулочных и спортивных судов. Теперь иностранные яхтсмены могут свободно причалить к форту и тут же пройти все необходимые пограничные и таможенные процедуры. Интерес, как выясняется, к такому виду туризма у европейцев очень велик. Организаторы рассчитывали в прошлом сезоне на 300 яхт, но их количество перевалило за 600.
– Этот проект нужно развивать, у него большие перспективы, – считает Михаил Громов. – И появление вертолётного сообщения между Петербургом и Финляндией станет одним из главных этапов этого развития. Для организации вертолётной площадки нам придётся расширить зону, занимаемую пограничниками и таможенниками. А это, в свою очередь, позволит более быстро обслуживать и прибывающих морем иностранных туристов.
С помощью вертолётов чиновники намерены составить определённую конкуренцию скоростным поездам «Сапсан». В первую очередь – за счёт сокращения времени в пути. Перелёт от Петербурга до Хельсинки, например, не должен занимать больше 1,5 часа. По словам Михаила Громова, точную цену билета эксперты определят позже, но сейчас ожидается, что путь в одну сторону обойдётся пассажиру примерно в 200 евро. Эти деньги сравнимы с путешествием в вагоне первого класса того же «Аллегро».
Чтобы реализовать амбициозный проект, на территории форта «Константин» предстоит не только расширить таможенную и пограничную зоны, но и установить мощную понтонную площадку, на которую без осложнений смогут приземляться вертолёты, в том числе и машины класса Ми-8. Вряд ли с самого начала действия маршрута удастся привлечь столько пассажиров, чтобы заполнить такое мощное воздушное судно, но в перспективе это вполне реально. Пока же придётся ориентироваться на более лёгкие вертолёты вместимостью 6–8 человек.
– Я уверен, эта линия будет очень востребована, – заявил глава Кронштадтского района Терентий Мещеряков.
Российская сторона надеется полностью закончить создание нужной инфраструктуры к 2017 году. Логика ясна: если даже к этому сроку не удастся запустить в Финляндию вертолёты, город сможет привлечь больше иностранных яхтсменов, оставляющих в пунктах остановок, как правило, на 40–50 процентов больше денег, чем обычные туристы. Но удастся ли это сделать – вопрос. Дело в том, что чиновники в последние годы не хотят давать денег на проект из городского бюджета, стараясь привлечь их из других источников.
Между тем на создание новой инфраструктуры потребуется около шести миллионов евро. 20 процентов от этой суммы обещают выделить российские инвесторы – нынешний арендатор форта «Константин» ОАО «Третий парк». Остальные деньги авторы проекта надеются получить от финской стороны – через гранты и дотации, предусмотренные программой приграничного сотрудничества Петербурга и юго-восточной Финляндии. Сейчас они как раз заканчивают формировать предложение для финнов.
Но финская сторона, как убедился корреспондент «НВ», не сильно горит желанием вкладываться в проект без серьёзных преференций. Генконсул Финляндии в Петербурге Пирьё Тулокас сообщила, что финны пока только знакомятся с возможностями проекта. Зато, по её словам, они очень хотят найти перспективы работы для своих предприятий на российской территории. От наших чиновников соседи ждут поддержки для своих компаний. В частности, оператором вертолётного сообщения они хотят видеть именно финского перевозчика.
Этот проект нужно развивать, у него большие перспективы. И появление вертолётного сообщения между Петербургом и Финляндией станет одним из главных этапов этого развития. Для организации вертолётной площадки нам придётся расширить зону, занимаемую пограничниками и таможенниками.
Михаил Громов, заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти»
Владимир Афанасьев. Фото Ильи Снопченко