Крутить педали пока не дали...
Петербургские велосипедисты до сих пор не могут безопасно и с комфортом передвигаться по городу. Но власти обещают дать им такую возможность.
В течение трёх ближайших лет в Петербурге всё-таки может появиться удобная и грамотно организованная инфраструктура для велосипедистов. Как выяснил корреспондент «НВ», уже разработано 16 маршрутов, которые должны позволить любителям передвижения на велосипедах чувствовать себя на городских улицах как рыба в воде.
Первым этапом создания современной велосипедной инфраструктуры станут пункты велопроката, которые в эти дни оборудуют в нескольких районах Петербурга (см. «фотофакт»). Всего, как сообщили представители комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в Петербурге для начала появится 34 таких точки.
– Это хороший первый шаг к тому, чтобы создать в нашем городе действительно удобную инфраструктуру для велосипедистов, – считает один из лидеров общественного движения «Велосипедизация» Дарья Табачникова. – Но нужно понимать, что одними стойками велопроката ситуацию не изменишь. В них не будет никакого смысла, если не развивать проект дальше, если не строить трассы для велосипедистов.
По мнению Дарьи Табачниковой, сегодня в Петербурге сложилась ситуация, когда существующие велотрассы не пользуются популярностью из-за того, что маршруты попросту не продуманы. В принципе в городе уже есть целая сеть велодорожек, которые в общей сложности протянулись на 26 с лишним километров. Но ведут они, как выразилась велоактивистка, «из ниоткуда в никуда», так что полноценными маршрутами их назвать физически невозможно.
– Пришло время создавать для велосипедистов трассы европейского образца – они должны быть отдельными, чтобы едущие на двухколёсном транспорте люди не мешали ни пешеходам, ни автомобилистам, – уверена лидер «Велосипедизации».
С идеей отделить велосипедный транспорт от остальных участников дорожного движения согласны и активисты городского движения «Красивый Петербург». Недавно они выступили с обращением к велосипедистам, призвав их не нарушать правила и передвигаться по проезжей части, а не по тротуарам.
– Этим призывом мы вовсе не хотели ущемить велосипедистов, – объясняет координатор «Красивого Петербурга» Красимир Врански. – Наоборот, тем самым будет показано, насколько важно создать в Петербурге удобную и качественную велосипедную инфраструктуру, которая позволит сделать городские улицы удобными для всех, в том числе и для автомобилистов. Сейчас об этом хоть немного стали задумываться, сверху начали приходить команды решать такие вопросы. А чиновники наши даже не представляют, как это сделать…
По словам Красимира Врански – и это очевидно, – передвижение велосипедистов по тротуарам создаёт серьёзные неудобства, а то и опасность для пешеходов. В «Красивом Петербурге» предлагают воспользоваться опытом крупных европейских городов и выделить велосипедистам полоску проезжей части на обочинах трасс.
– Начинать нужно не с велопрокатов, а с плавного вливания велосипедных трасс в общую дорожную структуру, – говорит велосипедист с 25-летним стажем Юрий Елисеев. – А по пешеходным дорожкам нам самим крайне неудобно ездить – везде то брусчатка, то водостоки, народ на тротуарах ругается…
Итак, разработанные велосипедные маршруты делятся условно на три категории. Первая (и самая важная, как считают разработчики проекта) – это внутригородские маршруты, которые должны соединить петербургские окраины и ближайшие пригороды с центральной частью города. Все они ведут из спальных районов к крупным транспортным узлам. Вторая группа маршрутов – загородные. И третья – внутрирайонные.
Планы, как видим, наполеоновские. Но насколько реально их осуществить в ближайшее время? Ведь город, похоже, не собирается тратить большие средства на создание инфраструктуры, полагаясь в данном вопросе на поддержку частного капитала. Государственно-частное партнёрство (ГЧП) действительно может стать решением проблемы, когда речь идёт о проектах вроде точек проката велосипедов в центре города (сдавая в аренду велосипеды, инвестор может за определённое время окупить свои деньги или же, например, получить выгодное рекламное место – такой «имиджевый» проект в прошлом году реализовал в Москве один из банков). Но вряд ли частник решится вкладывать свои средства в строительство велодорожек, за проезд по которым не сможет взимать плату.
– Строительство велосипедной инфраструктуры – это исключительно государственная прерогатива, во всех странах деньги на это выделяют городские власти или муниципалитеты, – говорит Дарья Табачникова.
Впрочем, как бы то ни было, по оценкам экспертов, каких-то гигантских затрат на обустройство велодорожек на предложенных авторами проекта маршрутов не потребуется. По большому счёту, предстоит лишь отделить часть дороги и выделить её для проезда на велосипедах.
Негативные последствия видятся, конечно же, в другом – в сокращении ширины проезжей части. С другой стороны, появление велодорожек за счёт проезжей части будет стимулировать людей меньше пользоваться личным автотранспортом и больше – велосипедами. Особенно в летний сезон.
заграница нам расскажет
«Копенгаген спас нефтяной кризис»
Фритс Хансен, представитель Датской федерации велосипедистов:
– Есть такой термин – «копенгагенизировать». Это значит пойти путём развития велосипедного движения, который выбрал наш город.
А ведь в 50-е и 60-е годы прошлого века в Дании, так же как и во всей остальной Европе, уничтожали велодорожки в угоду автомобилям. Был даже проект, по которому озеро в черте города предлагали заасфальтировать и сделать на его месте дорогу для автомобилей. Нас спас разразившийся в 1970-е нефтяной кризис. Тогда многие горожане захотели пересесть на велосипеды, но столкнулись с острой нехваткой велодорожек и вышли на улицы с требованием увеличить их количество. И сегодня мы добились того, что во время ведущих выборов все кандидаты говорят об интересах велосипедистов в рамках своих предвыборных программ.
Остальные европейцы даже шутят, что у жителей Копенгагена есть какой-то «велосипедный» ген. Однако мы, честно, и сами не заметили, как количество горожан, пересевших на велосипеды, достигло 55 процентов.
Среди последних принятых по велосипедизации мер – появление в поездах метро мест для провозки транспортного средства. Так что теперь велосипедисты и под землю могут спускаться со своим транспортом.
Меня часто спрашивают китайцы (у них в стране также популярны велосипеды, но на них катаются только те, кто не может себе позволить купить автомобиль), действительно ли у нас столько малообеспеченных граждан? Нет. У нас на велосипедах катаются и богатые люди, и наши министры. Велосипед – это просто удобно.
«Мэр Лондона ездит на двух колёсах»
Ник Олдворт, глава проекта городского велопроката Лондона:
– Всё, что касается успешной велосипедизации Лондона, – это заслуга мэра города Бориса Джонсона. Он сделал настоящую велореволюцию, девизом которой стало: «Цивилизованный город – это велосипедизированный город». Сегодня в наших планах к 2029 году увеличить количество велосипедистов в пять раз. Для этого выделяются большие средства, идёт развитие велоструктуры. Однако нам пришлось столкнуться с необходимостью не только выстраивать велоструктуру, но и бороться с ментальным барьером лондонцев. И сам мэр уже стал добираться до работы на велосипеде.
Многие люди, которые работают в Лондоне, не живут в нём (это очень дорого). И для нас выходом стал велопрокат. Но это не какая-то частная инициатива, это мера, которую поддержали на государственном уровне. Для государства же это социальная мера. Сегодня у нас тысячи велосипедов для аренды, а получить их можно почти на 800 станциях. А если что-то ломается в дороге, то на велосипеде закреплена кнопка, нажав на которую можно вызвать ремонтников.
Переломным же стал момент всеобщей забастовки транспортных средств, когда нашим прокатом воспользовались 49 тысяч человек за один день. Треть из них после этого стали пользоваться им регулярно.
«Долгая зима финнам не помеха»
Пекка Тахкола, координатор по велосипедному движению в городе Оулу (Финляндия):
– Я знаю, что один из доводов, которые используют противники велосипедизации Петербурга, – это долгая зима. Но вот наш город находится на 700 километров севернее Петербурга. Ещё 15 лет назад передвижение на велосипеде было у нас так же затруднено. И мы были разочарованы тем, что власти ничего не делают. Но мы сумели обратить на себя внимание власти, и сегодня велодорожки от снега у нас чистят раньше автомобильных. При этом они не чистятся до асфальта. Реагентами мы также не пользуемся. Мы оставляем слой утрамбованного снега где-то в сантиметр шириной. И это на самом деле очень удобная поверхность, для которой даже нет необходимости переходить на зимнюю резину.
Большинство жителей привыкли к зиме, и она их не пугает. Поэтому и в минус 10, и в минус 15 количество велосипедистов на дорогах практически не меняется. Меньше их становится, только когда на градуснике ниже 20.
Велосипедные маршруты (проект)
• Финляндский вокзал – ст. м. «Гражданский проспект»
• Финляндский вокзал – ст. м. «Проспект Просвещения»
• Финляндский вокзал – ст. м. «Комендантский проспект»
• Московский вокзал – ст. м. «Международная»
• Московский вокзал – ст. метро «Московская»
• Балтийский вокзал – ст. м. «Ленинский проспект»
• Ржевка (Хасанская улица, проспект Наставников, проспект Косыгина) – Заневская площадь
• Петербург – Зеленогорск, Павловск, Ломоносов, Колпино, Парголово
• проспект Луначарского от улицы Руставели до Выборгского шоссе
• Ленинский проспект от станции метро «Московская» до улицы Доблести
• ж/д станция Колпино – ж/д станция Царское Село
• Цитадельское шоссе – Тулонская аллея (Кронштадт)
Владимир Афанасьев. Фото ИТАР-ТАСС