«Левиафан» вернулся с призом
Завершился 67-й Каннский кинофестиваль
Чувственная и точная игра Алексея Серебрякова, Елены Лядовой, Романа Мадянова, Анны Уколовой и других артистов, великолепная камера оператора Михаила Кричмана делают «Левиафан» большим событием
В день закрытия на набережной Круазетт после дождей, заливавших Канны накануне, светило жаркое солнце и высыпали звёзды. Люди плотными рядами стояли вдоль улицы, залезали на деревья и на крыши домов. Ещё бы: когда увидишь столько кинозвёзд одновременно.
По красной дорожке шли Моника Беллуччи и Майкл Мэдсен, Эдриен Броуди и Кристоф Вальц, Шарлотта Гензбур и Азия Ардженто, Кароль Буке и Уильям Дефо, Софи Лорен и почётный президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб.
Как заправский шоумен, развлекал публику Квентин Тарантино. Он охотно позировал фотографам, обнимая и кружа в танце роскошную Уму Турман в белоснежном облегающем платье, хохотал и выглядел так, будто именно он сейчас получит главный приз. Двадцать лет назад Тарантино увёл «Золотую пальмовую ветвь» у Никиты Михалкова, которому, казалось бы, гарантированно она должна была достаться. В 1994 году сильному фильму большого стиля, верному традициям мировой кинематографии («Утомлённые солнцем»), жюри предпочло кино смелое, новое, не похожее на то, что снималось раньше («Криминальное чтиво»).
Каннское жюри – 2014 под руководством Джейн Кемпион решило отдать «Золотую пальмовую ветвь» турецкому режиссёру Нури Бильге Джейлану за длинный медитативный фильм «Зимняя спячка», крепко связанный с русской классической литературой, рассказами Чехова, романами Достоевского и Льва Толстого. Герой Джейлана, бывший актёр, живя в собственном доме вдали от суеты в провинции Каппадокия, беседует со своим немногочисленным окружением о смысле жизни. Внешнего действия почти нет, зато есть глубокое, многогранное осмысление бытия. Правда, от зрителей требуется огромное терпение и сосредоточенность, чтобы три часа двадцать минут неотрывно следить не только за прекрасными артистами, но и за английскими титрами. Фильм многословный, и герои говорят по-турецки. Джейлан уже дважды получал на Каннском фестивале Гран-при, теперь дотянулся до мечты всех кинорежиссёров – «Золотой пальмовой ветви».
Фавориту конкурса – 25-летнему Ксавье Долану и его бесподобному, обаятельнейшему фильму «Мамочка» достались безусловное зрительское признание и половина спецприза жюри. Квебекский вундеркинд, начавший снимать фильмы, когда ему было 18, и семь лет назад получивший «Золотую камеру» как лучший дебютант Каннского фестиваля, разделил награду с Жан-Люком Годаром. 83-летний классик мирового кино и его фильм «Прощайте, слова», снятый в 3D, – самое радикальное кино конкурса. Его можно сравнить с поэзией Велимира Хлебникова и Алексея Кручёных, это авангард в чистом, беспримесном виде.
«Левиафан» Андрея Звягинцева, показанный в последний конкурсный день в переполненных залах для прессы и на премьере в главном зале Люмьер, получил приз за лучший сценарий. История разрушения дома, распада семьи, которые необратимо наступают в коррумпированной, циничной системе государственности, – это сильное, смелое и очень своевременное высказывание. Так что приз за сценарий, доставшийся Звягинцеву и его постоянному соавтору Олегу Негину, более чем справедлив.
Лучшей актрисой стала красавица Джулиана Мур, феерически сыгравшая главную роль в безжалостной сатире на Голливуд «Звёздная карта» Дэвида Кроненберга.
Лучшая мужская роль – Тимоти Сполл, что было очевидно с самого начала фестиваля: фильм Майка Ли с его участием «Мистер Тёрнер» был показан одним из первых.
Английский артист долго и трогательно делился воспоминаниями, стоя на сцене, как в 1996 году должен был приехать в Канны с фильмом своего любимого режиссёра Майка Ли «Секреты и ложь», но не смог. Рассказал, что у него была лейкемия и он был уверен, что жить ему осталось недолго. Однако выжил, потрясающе сыграл сложнейшую роль и вот теперь стал обладателем малой «Золотой пальмовой ветви» за лучшую актёрскую работу – это ли не чудо!
Кстати, о «Чуде». Молодая итальянка Алисия Рорвахер получила Гран-при жюри. Она сделала фильм о бедной провинциальной семье, зарабатывающей на жизнь производством мёда. Тягучая и солнечная, как сам этот мёд, картина принесла Алисии приз за лучшую режиссуру. А награду ей вручала великая Софи Лорен.
Ольга Галицкая, Канны. Фото AFP