Общество

«На тротуаре главный – пешеход»

28 май 06:01

В Петербурге работает бесплатная школа для велосипедистов, в которой учат правильно и безопасно ездить по городу.


К велосипедистам, соблюдающим ПДД, автомобилисты относятся с уважением

–Нет ничего хуже, чем ездить по встречке! – с таких слов начинается каждое занятие в велошколе.

Сегодня его ведёт Вера Гущина. Это дебют девушки в подобной роли. Новоиспечённого учителя поддерживает сидящий в первом ряду Александр Кожанов, основатель и идеолог школы.

Первое занятие состоялось почти два года назад. За это время ликбез о правильном поведении велосипедиста на дороге получили 800 человек.

Александр выступает за велосипедизацию Петербурга и считает, что человек, который ездит на велосипеде, может стать полноправным участником дорожного движения, если будет соблюдать правила. Проще говоря, у велосипедиста есть не только право, но и обязанности.

– У нас есть свой «кодекс чести». Обязательное соблюдения ПДД, – продолжает Вера, за спиной которой появляются первые слайды с дорожными знаками, о которых велосипедисту нужно знать. – Кроме того, нельзя двигаться по дороге с максимальной скоростью, а также резко менять траекторию своего движения, потому что и то и другое может стать причиной аварии.

Велосообществу наконец-то удалось достучаться до городских чиновников, которые внесли в ближайшие планы создание дорожек и прокатов. В ответ на потепление отношений велосипедистов и власти люди стали охотнее пересаживаться на двухколёсный транспорт. Но вот общая грамотность велосипедистов стала падать. Самой грубой ошибкой в среде опытных велосипедистов считается езда по встречной полосе движения. Кожанов предупреждает, что новичок рискует не только попасть под колёса автомобиля, что уже неоднократно случалось, но и получить нагоняй от своих же.

В прошлом году была проведена разъяснительная акция. Любителей «пилить по встречке», как называет таких нарушителей Александр, ловили на самых оживлённых маршрутах, раздавали буклеты с выдержками из ПДД и указывали правильное направление движения.

– Существует такое понятие, как «копенгагенский поворот», – продолжает Вера, а на экране появляется схема многополосного перекрёстка. – У нас на такой дороге поворот налево запрещён. В итоге велосипедисты спешиваются и идут пешком или нарушают правила и поворачивают через две-три полосы. В Копенгагене придумали безопасный выход из ситуации, осуществляя поворот в два захода. Сначала велосипедист проезжает перекрёсток до противоположного края, затем поворачивает велосипед на 90 градусов, ждёт зелёного света и только после этого едет дальше.

Урок в велошколе делится на две части: теорию и практику. После завершения лекции все желающие отправляются на велопрогулку по наработанному рядом со школой маршруту. Чтобы новички чувствовали себя увереннее, ведущий и замыкающий группы всегда опытные велосипедисты. Такие поездки очень важны, особенно для тех, кто боится тесного соседства с автомобилистами. Групповые выезды – это единственная возможность побороть свой страх, поэтому отдельно от основных занятий Александр для желающих проводит выезды выходного дня.

На лекциях рассказывают и о том, как вести себя в критических ситуациях. Например, когда из припаркованного на дороге автомобиля внезапно решил выйти водитель. Чтобы избежать столкновения, следует помнить, что если вы не видите зеркало заднего вида автомобиля, то водитель не видит вас.

– Если притормаживать уже поздно, то ни в коем случае не сворачивайте в сторону дороги, – предостерегает лектор. – Вы рискуете попасть под колёса автомобиля или в край двери, а это самая твёрдая её часть. Лучше так и ехать, возможно, вам повезёт и удар смягчит выходящий из машины водитель.

К слову, владельцы машин опасаются людей на велосипедах не меньше, считая их действия на дороге непредсказуемыми, поэтому Александр советует на каждом перекрёстке показывать, куда вы направляетесь. Для этого есть несколько знаков: вытянутая в сторону левая рука – поворот налево, правая рука, соответственно, направо, а вот поднятая вверх она означает остановку. Есть ещё один знак, которые придумали участники движения за велосипедизацию города, опущенная книзу левая рука показывает, что велосипедист едет прямо.

– Но даже после этого надо посмотреть, нет ли машин, и только потом поворачивать, – отмечает учитель.

С апреля для велосипедистов действуют новые правила дорожного движения. Среди прочего разрешили передвигаться по тротуару. Но при условии, что нет возможности ехать по проезжей части из-за отсутствия велодорожки, велополосы или велопешеходной зоны или почувствовав недомогание.

– Следует помнить, что главный на тротуаре – пешеход, – подчёркивает Кожанов, – и мешать ему нельзя, если улица многолюдна, то лучше спешиться. И как можно реже пользуйтесь звонком. Вместо «дзы-ы-ы-нь» вежливо попросите пешехода пропустить вас.

Ещё одна набирающая обороты инициатива Александра Кожанова – велоэкскурсии по городу, которые позволяют насладиться красотами Петербурга, а также приобщить к велосипеду как можно больше граждан.


Почувствовать себя увереннее на дороге помогают практические занятия. В групповых выездах ведущий и замыкающий всегда опытные велосипедисты


 

ну и ну!

«Люди любят чудаков»

Петербуржец Александр Лозбенев решил на год отказаться от общественного транспорта и целый год ездить исключительно на велосипеде.

Свой эксперимент студент-психолог запустил чуть более месяца назад, а значит, он ещё в начале пути. Каждый день он делится впечатлениями о проделанных за день маршрутах в социальной сети, а людей, следящих за приключениями велосипедиста на улицах большого города, становится всё больше.

– Я ждал, что будет человек 20, а когда перевалило за 300, подумал, что люди любят чудаков, – говорит Александр, который, как и полагается, на встречу приехал на велосипеде.

Конечно, нашлись и недоброжелатели, обвинившие юношу в стремлении покрасоваться: мол, что такого в том, чтобы ездить на велосипеде 365 дней в году, кто-то так годами живёт.

Александр на такие выпады не отвечает, зато с удовольствием рассказывает, как вдохновился книгами Эй Джей Джейкобса, любителя поэкспериментировать над своей жизнью.

– Он жил год по-библейским заветам, потом столько же практиковал на себе различные оздоровительные методики. Я задумался, а чем бы я мог заняться в течение года, чтобы это не наскучило и имело смысл. Для меня это стал велосипед.

Обратило внимание на Лозбенева и велосообщество. Для Дарьи Табачниковой, одного из лидеров продвижения идеи велосипедизации, он сегодня разрабатывает проект дорожек для Выборгского района.

– Там чаще всего встречаются не очень широкие дороги, зато тротуары по 4–5 метров. Если у проезжей части отобрать ещё целый метр, а то и больше на дорожку, то мы, конечно, заявим о себе, но не подружимся с автомобилистами. Мне больше всего нравится идея «рекомендательной» полосы, по которой может ехать и велосипедист, и автомобилист. Но водитель будет знать, что он на полосе не один, и будет ехать с осознанием этого. Плюс на ней будут действовать ограничения по скорости.

Александр считает, что велосипедисты должны стать полноправными участниками дорожного движения. Сам он соблюдает правила и по возможности ездит по проезжей части.

– Мне на тротуарах страшно. У людей особенность ходить зигзагами, а вот умение ходить по прямой линии – редко встречающийся талант, – шутит велоэкспериментатор, – а если ребёнок под колёса прыгнет, после такого вряд ли захочешь на велосипед ещё когда-нибудь сесть.

Сегодня он призывает своих знакомых и тех, кто следит за его экспериментом, хотя бы на один-два дня отказаться от общественного транспорта и пересесть на велосипед.

– Поначалу мне было самому страшно, – делится Александр. – А как я буду в дождь кататься-то, а как в сильный ветер? Теперь могу ответственно заявить, что нет плохой погоды, есть плохая одежда. Так что всех желающих готов сажать себе на хвост – будем кататься вместе.

За оставшийся год Александр хотел бы найти такого же чудака, готового испытать свои силы, которому можно было передать эстафетную палочку и сделать из эксперимента долгоиграющий проект.

 

тем временем…

«На велосипеде забываешь о возрасте»

В Европе пенсионеры, передвигающиеся по городу на велосипеде, никого не удивляют, разве что российских туристов. У нас же это такая редкость, что единственный велоклуб для людей зрелого возраста в нашем городе как уникальное явление приезжают снимать телевизионщики главного канала страны.

65-летняя Любовь Волкова была одной из первых, кто в рамках образовательной программы школы «Третий возраст» села на велосипед. Сегодня она катается как минимум раз в неделю и уже совершила велотур по дорогам Иматры, преодолевая в день 30–35 километров.

– Началось всё в 2010 году. Тогда в стенах нашей школы стартовал проект «Мечта на колёсах», нас приехали поддержать активисты датского велодвижения и подарили восемь велосипедов. На них мы и начали своё обучение.

Первые выезды участники клуба совершали по Куракиной даче. Потом поступило предложение поучаствовать в городском фестивале «За велогород». Теперь это ежегодная традиция клуба.

– Когда мы начинали проект, – рассказывает Светлана Чернышева, руководитель школы «Третий возраст», – мы хотели внести свой вклад в развитие велодвижения в нашем городе, экологически чистого и полезного для здоровья. Это не только объединение людей по интересам, но и призыв к городским властям создать безопасную структуру для велосипедистов. Участники проекта на своём примере показывают, что велосипед может стать не просто развлечением, а средством передвижения.

Совсем недавно Любовь Волкова вместе с другими велосипедистами зрелого возраста прошли обучение в велошколе, организованной Александром Кожановым, где их научили ездить по проезжей части, соблюдая правила дорожного движения. Обучение отличалось от обычных однократных занятий, принятых в велошколе. Кожанов разработал целый курс лекций, которые длились три месяца.

– Мы очень благодарны Александру, который научил нас ездить по дороге, – говорит Волкова. – Оказалось, что, когда едешь не один, а с группой, это совсем не страшно. А видели бы вы как реагировали водители! Показывали нам большой палец: мол, класс. Действительно гордишься собой, когда ты и люди такого же возраста едут в потоке машин, а молодые по тротуару.

Александр Кожанов тоже остался доволен учениками.

– С людьми старшего возраста, оказалось, очень легко работать, – говорит основатель велошколы. – У них была мотивация. Среди учеников был дедушка 80 лет, который настолько уверенно чувствовал себя на дороге, что на практических занятиях мы ставили его замыкающим группы. Вот в конце мая ждём второй поток.

Галина Городкова катается в школе «Третий возраст» всего три месяца, но уже почувствовала, как поездки благотворно сказались на самочувствии, что для людей её возраста очень важно.

– Когда принимала решение пойти на курс велосипеда, то, как мне казалось, рисковала, – вспоминает Городкова. – У меня не самое крепкое здоровье, и спина больная, и грыжа есть. Но боялась совершенно напрасно. Даже по утрам вставать стало легче.

Соглашается с этим и Любовь Волкова:

– Садишься на велосипед и забываешь про возраст. Это такой кайф!

 

а как у них?

Велодорожек больше, чем надо

Больше всего велосипедистов преклонного возраста в Хельсинки. В этом соседка Финляндия обскакала даже вездесущий Копенгаген, который наряду с Амстердамом признан самым велосипедным городом. Причина этого в большом количестве отдельных велодорожек. Когда в 1970-е годы финны начали восстанавливать велоструктуру, разрушенную в угоду автомобилей, они пошли путём сегрегации, отделив велосипедистов от общего потока городского транспорта. Сегодня это вызывает недовольство у молодых. Многие дорожки простаивают без дела, а там, где в них есть необходимость, они отсутствуют. Зато люди старшего возраста, которые традиционно никуда не торопятся, чувствуют себя на них безопасно и катаются в своё удовольствие.

Александра Заспа. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
66.55
0.186 (0.28%)
Курс Евро
75.55
0.006 (0.01%)
Погода
Сегодня,
22 января
вторник
-14
23 января
среда
-13
24 января
четверг
-18
Ясно