Берегись, автомобили!
Концепция «Петербург для людей» в целом и идея пешеходного Невского проспекта в частности начинают приобретать реальные очертания
Таким видят субботне-воскресный Невский-2014 горожане из общественного движения «Красивый Петербург». Есть серьёзные основания полагать, что в Смольном с ними согласятся. И тогда до Невского бульвара будет рукой подать
–Использовать самую красивую улицу города так, как это делается у вас в Петербурге, – под скоростное движение индивидуального автотранспорта – это безобразие! – профессор Михаил Якимов, доктор технических наук, директор Института транспорта ПНИПУ (Пермь), был резок и лаконичен, когда «НВ» попросило его прокомментировать позицию петербургского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в отношении проекта «Невский бульвар».
Один из немногих по-настоящему авторитетных российских профессионалов в области транспортной инфраструктуры часто бывает в Петербурге – изучает эту самую инфраструктуру, выступает с лекциями, проводит мастер-классы… И в своей оценке того, что происходит на улицах северной столицы, он, конечно, не одинок.
На днях наш город в очередной раз посетил выдающийся датский урбанист Ян Гейл, автор концепции «Города для людей», которой в последние годы всё активнее следуют мегаполисы Европы и всего мира. В рамках Петербургского экономического форума он выступил с докладом на тему «Города для людей в XXI веке: потребности, сценарии, вызовы», после чего с ним побеседовал наш корреспондент.
Интервью с Яном Гейлом мы опубликуем в одном из ближайших номеров «НВ». Пока же лишь процитируем его слова относительно пешеходного Невского:
– Петербург к этому готов. Я обратил внимание, что у вас на Невском очень много пешеходов – значительно больше, чем, скажем, на Тверской в Москве. То есть петербуржцы в принципе готовы и хотят ходить пешком. Надо просто им помочь – расширяя пешеходное пространство.
Отметим, что в последнее время (после того как Гейл помог властям Москвы хоть немного привести в чувство задыхавшуюся от пробок столицу) имя этого культового для современной урбанистики человека стало всё чаще звучать применительно к Петербургу. А это даёт надежду, что и наши городские власти решили-таки наконец пойти по европейскому (впрочем, не только европейскому) пути и хотя бы отчасти восстановить баланс в правах по линии «автомобиль – человек». То есть несколько потеснить машины в пользу пешеходов, велосипедов, общественного транспорта и пространства – иными словами, в пользу комфортной городской среды.
Здесь можно отметить и набирающую обороты программу системы внедрения платной парковки в центральных районах города, и очередные, но на этот раз уже более-менее внятные планы обустройства велосипедной инфраструктуры (подробнее – на стр. 6 в материале под рубрикой «Тем временем…»).
Очередным шагом в данном направлении стала та самая идея «пешеходизации» Невского проспекта. Идея родилась, конечно, не в Смольном. Ещё год назад участники общественного движения «Красивый Петербург» предложили делать проспект пешеходным. Для начала – только по выходным и только в летний период (как это, к удовольствию многих петербуржцев, было во время перекрытия Невского из-за ремонта). Тогда призывы горожан ушли в песок. Но вот год спустя в Смольном довольно неожиданно вернулись к этой теме.
Пока в планах городских властей значится: начиная с лета 2015 года по выходным дням делать часть Невского проспекта (от Фонтанки до Дворцовой площади) пешеходной зоной. Для этого уже сейчас прорабатывается вопрос переноса маршрутов общественного транспорта.
Однако в «Красивом Петербурге» предлагают, с одной стороны, компромиссный, а с другой – куда более перспективный вариант. Речь идёт о том, чтобы воплотить идею уже этим, а не будущим летом. Причём – без проблем для общественного транспорта. И для начала – от Фонтанки до Мойки.
– Концепция заключается в следующем, – рассказывает координатор «Красивого Петербурга» Стив Каддинс. – Вдоль существующих автобусных полос устанавливаются делиниаторы, аналогичные тем, которые можно увидеть на Большом проспекте Петроградской стороны (делиниаторы – что-то вроде невысоких, сантиметров пять, полукруглых поребриков или «лежачих полицейских», только узких. – Прим. ред.). Они отделят от автобусного и троллейбусного движения пешеходную зону выходного дня. А между выделенными линиями для общественного транспорта и пешеходной зоной – временные велодорожки, которые, занимая полполосы, станут буферной зоной между пешеходной частью проспекта и проезжей частью. Это, помимо прочего, повысит безопасность пешеходов. Притом от центральной пешеходной части проспекта велодорожки будут отделены скамейками, вазонами с растениями и другими малыми архитектурными формами, которые по будням можно будет перемещать на широкие части тротуаров Невского, заодно улучшив и «будничную» пешеходную инфраструктуру проспекта.
В течение ближайшего времени детальная концепция пешеходного Невского будет представлена экспертам. После чего – с учётом всех уточнений – перенаправлена в администрацию Санкт-Петербурга.
– Даже в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Боготе и во многих других заокеанских мегаполисах вообще весь центр регулярно отдают пешеходам, – говорит Ян Гейл. – Если даже в Америке делают это, то неужели такой цивилизованный европейский город, как Петербург, к этому не готов?
Итак, что же мы имеем? Если предложение «Красивого Петербурга» получит одобрение в Смольном (а общественники на это всерьёз рассчитывают – их отношения с городской администрацией становятся всё плотнее и плодотворнее), то фактически уже в этом году город будет иметь «демоверсию» (пусть и «облегчённую») того самого «Невского бульвара» от Мойки до Фонтанки, о котором с подачи «НВ» минувшей зимой так много и горячо говорили и спорили в городе.
То есть петербуржцы и чиновники получат возможность на деле оценить преимущества пешеходного Невского в варианте бульвара и, если потребуется, найти пути решения сопутствующих реализации проекта проблем. И тогда – если консенсус в обществе будет найден – уже в 2016–2017 годах (когда на полную мощь заработает ЗСД, а парковка в центре станет платной), как и планировалось, на Невском, а стало быть, и во всём центре города будет принципиально иная атмосфера.
Как бы то ни было, можно констатировать: за последние месяцы в отношении проекта «Невский бульвар» дело бодро сдвинулось с мёртвой точки – на смену оторопи власти, на смену огульной критике и страхам автомобилистов приходит конструктив.
«Казалось бы, самая обычная переписка журналистов с чиновниками («НВ» попросило КРТИ изложить свою позицию по проекту «Невский бульвар») заставила всерьёз задуматься о том, куда идёт, а точнее, куда катится наш город, – писало «НВ» каких-то два месяца назад (материал «КРТИ – Комитет по Разработке Тупиковых Инициатив?», 05.04.2014). – И перспективы, надо сказать, безрадостные: есть основания полагать, что стратегическая позиция профильного комитета ведёт Петербург к автомобильному коллапсу и может поставить крест на мечте о «городе для людей»…»
Видимо, что-то изменилось за это время в сознании городских чиновников.
– Сейчас из многих источников поступает информация, что в сентябре будут досрочные губернаторские выборы. И нынешние попытки городских властей адаптировать город «под людей» могут быть связаны именно с этим, – считает Стив Каддинс. – Ведь выборы – это отличная возможность для власти продемонстрировать людям свою заботу. Пытаясь расположить к себе избирателей, власти дают правильные обещания, а потом – никуда не деться: их выполняют. Недавний пример Москвы показывает, что трансформация столицы в сторону «города для людей», запущенная как раз перед выборами мэра, продолжается до сих пор. К счастью, в столице над пешеходными зонами и прочими подобными проектами трудится серьёзная команда – и мы видим, что Москва меняется к лучшему.
Так или иначе, не слишком уж важно, что именно послужило причиной смены вектора городской политики – большая политика, активность общественности и СМИ или же некие инструкции сверху. Главное, чтобы этот процесс не останавливался.
Если взять планы Смольного отдавать Невский пешеходам по выходным (как это было во время дорожного ремонта прошлым летом)…
…и добавить к этому уточняющие предложения «Красивого Петербурга», то мы получим мобильную «демоверсию»…
…проекта «Невский бульвар»
тем временем…
У велосипедистов появилась надежда…
В течение трёх ближайших лет в Петербурге может появиться удобная и грамотно организованная инфраструктура для велосипедистов. Уже разработано 16 маршрутов, которые позволят им чувствовать себя на городских улицах более уверенно и комфортно.
Первым же этапом создания современной велосипедной инфраструктуры станут пункты велопроката, которые в эти дни оборудуют в нескольких районах Петербурга. Всего, как сообщили представители комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), в Петербурге для начала появится 34 такие точки.
– Это хороший первый шаг к тому, чтобы создать в нашем городе действительно удобную инфраструктуру для велосипедистов. Но нужно понимать, что одними стойками велопроката ситуацию не изменишь, – говорит один из лидеров общественного движения «Велосипедизация» Дарья Табачникова. – В стойках не будет никакого смысла, если не строить трассы для велосипедистов. В принципе в городе уже есть целая сеть велодорожек, которые в общей сложности протянулись на 26 с лишним километров. Но ведут они «из ниоткуда в никуда»… Пришло время создавать для велосипедистов трассы европейского образца – они должны быть выделенными и протяжёнными.
Разработанные велосипедные маршруты делятся условно на три категории. Первая (и самая важная, как считают разработчики проекта) – это внутригородские маршруты, которые должны соединить петербургские окраины и ближайшие пригороды с центральной частью города. Все они ведут из спальных районов к крупным транспортным узлам. Вторая группа маршрутов – загородные. И третья – внутрирайонные.
(Подробнее об этом – в материале «Крутить педали пока не дали…», «НВ» от 23.05.2014)
…а у любителей парковаться в центре – опасения
О необходимости введения платной парковки в перегруженном машинами центре Петербурга говорится давно. Но до поры до времени дальше разговоров дело не шло. И даже удачный опыт Москвы, где зона платной парковки стремительно расширяется на протяжении уже многих месяцев, не подвигал петербургских чиновников к решительным действиям.
В феврале вице-губернатор Марат Оганесян, курирующий в том числе и КРТИ, заявил, что платные парковки в центре (без которых, напомним, реализация проекта «Невский бульвар» немыслима) городу жизненно необходимы и оборудовать их нужно уже к 2016 году. Однако чиновники КРТИ чуть позже рассказали, что внедрение системы платных парковок планируется начать только с небольшого района в Коломне в виде, так сказать, эксперимента – и получалось, что как система платные парковки заработают неизвестно когда.
И наконец в апреле выяснилось, что целый ряд ведомств разрабатывает конкретную программу обеспечения города уже к 2016 году 23 тысячами платных машино-мест. Как сообщили в том же КРТИ, первая платная парковка на 3000 авто появится недалеко от станции метро «Чернышевская». Взимать плату за парковку там начнут со следующего года. Затем по планам города платную парковку на 20 тысяч мест организуют между Невой, Фонтанкой, Лермонтовским проспектом, улицей Декабристов, переулком Матвеева, Крюковым каналом и площадью Труда. А это уже значительная часть центра.
(Подробнее об этом – в материале «Асфальт тронулся!», «НВ» от 18.04.2014)
напомним
В чём суть проекта «Невский бульвар»
5 февраля этого года «НВ» запустило проект под условным названием «Невское время. Невский бульвар», в котором мы открыли общественное обсуждение идеи реконструкции Невского проспекта. Авторы идеи предлагают сделать часть Невского проспекта (от Мойки до Фонтанки или до Садовой улицы) бульваром: широкая пешеходная зона в центре, по две полосы движения (предположительно для общественного транспорта и автомобилей местных жителей) и узкие тротуары по краям.
Опрошенные нами эксперты считают, что реализация проекта «Невский бульвар» (или любого другого проекта по перераспределению инфраструктуры исторического центра в пользу пешеходов) возможна и начать работы необходимо уже в 2016 году – когда, как планируется, на полную мощь заработает ЗСД и будет введена система платных парковок в центре. ЗСД, как предполагается, оттянет на себя значительную часть транзитных потоков, сегодня следующих через центр из одного конца города в другой, а платные парковки во многом избавят центр от так называемой маятниковой миграции. Если начать реконструкцию Невского одновременно с открытием ЗСД (не раньше, но и не позже), то произойдёт необходимое и полезное для города перераспределение транспортных потоков.
Над материалами работали Софья Андреева, Анастасия Ложко, Владимир Афанасьев, Игорь Тимофеев