«А управдом на что?»
Чиновники призывают петербуржцев создавать на добровольной основе домовые советы, которые должны наконец навести порядок в сфере ЖКХ
Сегодня в городе создано около 6500 советов многоквартирных домов. Хотя, по данным жилищного комитета, в них нуждаются 17 500 домов, в которых способом управления является не ТСЖ или ЖСК, а управляющая организация. Контрольных сроков по организации домовых советов, говорят в Смольном, нет. Ведь собственники, по логике чиновников, сами должны быть заинтересованы в их создании – каждый житель дома хочет знать, на что идут его деньги, отданные в управляющую компанию. Однако, как выяснила корреспондент «НВ», таких добровольцев в северной столице – раз, два и обчёлся, а от советов, судя по московскому опыту, пользы ни на грош.
Если разобраться по уму, к созданию советов своих домов горожане должны были приступить ещё три года назад, когда в силу вступили новые поправки в Жилищный кодекс РФ, подписанные президентом Дмитрием Медведевым. Тогда на раскачку власти дали один год. Но срок прошёл, а новые управдомы в достаточном количестве так и не появились. Сподвигнуть жителей на создание советов должны были местные чиновники, но и они не слишком торопились. И вот недавно среди районных властей началось что-то вроде соревнования – у кого больше сформируется домовых советов.
– У нас вчера на двери парадной появилось объявление, подписанное нашей управляющей компанией, что сегодня мы должны собраться во дворе дома и выбрать какой-то совет, – позвонила в «НВ» жительница дома
№ 46 по проспекту Стачек. – А что это за совет и для чего он нужен, ни я, ни соседи не знаем…
Корреспондент «НВ» решила присоединиться к мероприятию. В назначенное время на детской площадке собрались жители пяти квартир. По закону кворум обеспечен лишь при явке более 50 процентов собственников, а тут и десяти не набиралось. От инициаторов выступали управдом и начальник ЖЭСа управляющей компании ГУПРЭП «Строитель». На вопрос корреспондента «НВ», по какому праву они организуют собрание собственников, дамы заявили, что им поручили провести собрание в администрации Кировского района. Разумеется, никакой доверенности от районных чиновников, как это предписано Жилищным кодексом, у них не было. Не смутило их и указание на то, что объявление появилось на дверях парадных с нарушением сроков – за один день до даты собрания вместо положенных десяти.
Оказалось, что из пятерых собравшихся на площадке жильцов никто не знал, что такое совет дома. Дамы из управляющей компании объясняли сбивчиво.
– Вот в вашем доме регулярно проходит текущий ремонт, – пыталась провести ликбез старшая. – Я же не всегда могу знать, что у вас нужно ремонтировать. А так председатель совета всегда сможет координировать нашу работу.
– А управдом на что? – недоумевали жильцы. – Пусть чаще приходит, с людьми разговаривает – и будете знать, какие в доме проблемы. Вы же наша управляющая компания, у нас у каждого с вами договор, мы вам деньги платим – вот и управляйте!
– Создать совет вы обязаны по закону! – занервничали дамы из ЖЭСа. – И сделать это нужно до сентября. Давайте рекомендуйте кого-нибудь. А на следующей неделе уже придётся заочное собрание проводить, но хотя бы уже какие-то кандидаты будут.
Однако никто никого так и не предложил. Народ разошёлся обескураженный: как выбирать кого-то, кто будет решать судьбу твоего дома и твоих денег, которые ты ежемесячно платишь, если порой не знаешь, кто живёт с тобой на одной лестничной площадке?
Между тем в Москве уже были случаи, когда неизвестно кем и как выбранные советы домов выступают с предложением увеличить плату, чтобы якобы что-то дополнительно отремонтировать, и даже агитируют жильцов больше вносить в качестве будущей платы за капремонт. Потому-то уже есть прецеденты, когда граждане, узнав о проведённых с нарушением процедуры собраниях, идут в прокуратуру и отменяют ранее принятые решения.
И всё же петербургские чиновники считают, что домовые советы просто необходимы, если собственники хотят «улучшить свой быт и комфорт проживания».
– Домовой совет является связующим звеном между управляющей организацией и всеми собственниками, – считает Сергей Шарлаев, начальник управления жилищного комитета по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями. – Совет многоквартирного дома согласует условия договора управления, текущий ремонт, участвует в приёмке работ по ремонту и содержанию общедомового имущества. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы собственники выбирали советы многоквартирных домов.
При этом закон о советах дома, на которые городские власти попросту хотят свалить ответственность за содержание жилья и контроль над управляющими компаниями, не предусмотрел ни «кнута» за отказ от создания такого объединения жильцов, ни «пряника». И вряд ли найдётся масса желающих выполнять совершенно бесплатно практически те же функции, что и ТСЖ. Хотя в Москве подумывают над тем, чтобы привлекать людей к домовым советам, например, льготами по квартплате. В Петербурге же, увы, никаких «пряников» для новых «швондеров» чиновники изобретать не намерены. Поэтому самое безобидное, что могут сделать созданные в спешке и с нарушением процедуры советы, – это не сделать ничего. Ведь ответственности за ничегонеделанье опять же никакой. Тут возникает логичный вопрос: к чему вообще придумывать ещё одну нелепицу в и без того запутанной сфере ЖКХ?
Анна Кострова