Берегись автобуса
Серьёзная авария на Невском проспекте, причиной которой стало недомогание водителя, вновь вывела на свет нездоровое состояние общественного транспорта Петербурга
ДТП на центральной магистрали северной столицы, в котором пострадали 26 человек, чудом обошлось без смертей. Инцидент произошёл около девяти вечера во вторник: возле дома № 64 по Невскому проспекту автобус
№ 181 вдруг выехал на тротуар, протаранил несколько фонарных столбов и врезался в толпу прохожих. Десять из них, в том числе ребёнок, остаются в больницах города. Состояние двоих тяжёлое. Сам водитель, получивший помимо ушибов и сотрясений перелом берцовой кости, перенёс операцию.
Основная версия происшествия проста – водителю внезапно стало плохо. Хотя до этого 53-летний мужчина на самочувствие не жаловался. По словам одного из очевидцев, который помогал вытаскивать водителя из искорёженной кабины, тот успел сообщить, что у него внезапно потемнело в глазах, вероятно – из-за жары.
В транспортной компании «ПИТЕРАВТО», которой принадлежит автобус, заявили: ЛиАЗ был исправен, машина вышла на линию всего год назад.
– До окончания расследования говорить о причинах аварии рано, – сообщила официальный представитель компании Евгения Титова. – Но потеря сознания водителем действительно могла спровоцировать аварию. Как нам рассказали медики, во вторник произошёл резкий скачок давления, зафиксировано увеличение количества вызовов бригад скорой помощи.
Евгения Титова также отметила, что перед сменой сотрудник, как обычно, прошёл обязательный предрейсовый медосмотр, о чём имеется отметка в журнале. Раньше проблем со здоровьем у него не было, за плечами – 20 лет стажа, в компании на хорошем счету. Хотя не секрет – и это подтверждают сами сотрудники транспортных предприятий, – что часто процедура медосмотра проводится лишь для галочки.
– Больше всего внимания обращается на то, выпивал человек за несколько часов до рейса или нет, – говорит бывший водитель одного из крупных петербургских перевозчиков. – Давление измеряют. По большому счёту, это и есть весь медосмотр. Я лично в рейс выходил с температурой под 38, никто даже внимания не обращал.
Как бы там ни было, вчера губернатор Георгий Полтавченко дал срочное поручение проверить работу городских предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. И начать, конечно, с «ПИТЕРАВТО». Операционный директор компании Александр Паю уже согласился с версией о том, что на состояние водителя могла повлиять жара: в автобусах нет кондиционеров. Увы, по излюбленной схеме чиновников, до проверок дошли лишь тогда, когда завыли сирены «скорой помощи».
Между тем авария на Невском – ещё один печальный повод обратить внимание на плачевное состояние общественного транспорта в стране в целом и в Петербурге в частности. Северная столица и Ленинградская область считаются одними из самых аварийных в стране, наряду с Москвой и Московской областью. По данным СМИ, с января по сентябрь прошлого года в городе произошло 619 аварий с участием пассажирского транспорта. В них пострадали 2213 человек, 147 погибли. Причины ДТП разные: превышение скорости, игнорирование сигналов светофора, нарушение правил дорожного движения… Однако сбрасывать со счетов факт, что зачастую водители общественного транспорта работают в тяжёлых условиях, нельзя. Ведь будь в кабине злополучного автобуса № 181 кондиционер, вероятно, с водителем не приключилась бы такая беда. Но система климат-контроля, распространяющаяся, кстати, не только на кабину, но и на салон, увеличивает стоимость нового автобуса примерно на 20 процентов и делает гораздо дороже его эксплуатацию. Перевозчики же пытаются всеми силами сэкономить на новой технике. Именно поэтому зимой в нашем транспорте зуб на зуб не попадает, а летом впору брать с собой веник, как в баню.
Не лучше ситуация и в метро, где духота тоже ощущается, но по несколько иной причине. Тут дело в количестве вентиляционных шахт. При строительстве старых веток (в частности, Московско-Петроградской линии) их проложили недостаточно, из-за чего в поездах всегда тяжело дышать. На новых участках такой проблемы нет. Наоборот, пассажиры часто жалуются на холод в вагоне. Разрешить ситуацию могла бы массовая закупка современных вагонов с принудительной, а не приточной вентиляцией. Но на эти цели потребуются огромные деньги, которых в городском бюджете нет.
После подобных историй волей-неволей задумаешься, прежде чем сесть в общественный транспорт. А между тем именно отказ от личных автомобилей в его пользу – залог того, что Петербург перестанет задыхаться в пробках и станет на один шаг ближе к европейским городам, где поездка на автобусе не превращается в испытание на прочность нервов, а заодно и вестибулярного аппарата. Но пока городские власти не обяжут транспортников выпускать на улицы современную, «человеколюбивую» технику, оборудованную как минимум кондиционерами, о призывах к водителям оставлять свои машины и бодро шагать на автобус можно забыть.
Никита Рубцов, Анастасия Ложко. Фото Юрия Гольденштейна