Люди борются за центр города. С машинами и чиновниками
Какие улицы Петербурга могут стать пешеходными и как обустроить уже существующие пешеходные улицы
На этой неделе пришли две, казалось бы, никак не связанные друг с другом новости. Первая: согласно рейтингу популярного британского журнала Monocle, Копенгаген вновь признан лучшим для проживания городом мира (российских городов в топ-25 нет). Вторая: на Малой Конюшенной улице под открытым небом открылась необычная выставка «Лето в Питере».
И всё-таки связь между этими событиями есть. Дело в том, что открытие выставки на Малой Конюшенной способствует тому, что эта одна из пока немногих пешеходных улиц Петербурга становится более привлекательной для этих самых пешеходов. А стало быть, это ещё один шаг к тому, чтобы Петербург стал «городом для людей» (а не для машин). То есть в сторону создания атмосферы, которая вот уже много лет успешно создаётся в том самом Копенгагене.
Как обстоят дела с «пешеходизацией» небольших улиц исторического центра, выяснял корреспондент «НВ».
Несколько лет назад, когда Петербург только начинал избавляться от невесёлого статуса «великого города с областной судьбой» и сопутствующей данному статусу запущенности, на берегах Невы появилось несколько пешеходных улиц. Большинство из них (скажем, Малая Садовая или 6–7-я линии Васильевского острова) прекрасно прижились – пешеходы их сразу облюбовали. А вот на Малой Конюшенной улице все эти годы было, по большому счёту, пустынно. Просто потому, что она, что называется, непроходная, и делать тут людям в общем-то нечего (как, впрочем, и машинам). То есть получилось, что общественное пространство рядом с Невским появилось, а собственно общества на нём никакого нет – и пространство пропадает впустую. Разве что кто-то умудряется здесь парковаться.
Но вот на днях на Малой Конюшенной прямо под открытым небом открылась необычная выставка «Лето в Питере». Всего несколько оригинальных арт-объектов сыграли роль детонатора: на улицу потянулись люди. Причём не припарковать свой автомобиль, а просто так – погулять, полюбоваться. Потому что в улице появился смысл.
Экспозиция родилась благодаря усилиям активистов из общественной организации «Код города». Они разместили на Малой Конюшенной несколько занятных конструкций, которые одновременно выполняют функции и скамеек, и велопарковок… Тут же – карты с необычными достопримечательностями северной столицы, фотографии летнего Петербурга плюс бесплатный интернет. В результате Малая Конюшенная превратилась в актуальное, а не формальное общественное пространство.
Как рассказал «НВ» организатор проекта Анатолий Бузинский, место для выставки выбрали не сразу – рассматривали несколько вариантов, в том числе ту же Малую Садовую. Но остановились на Малой Конюшенной. Остановились по двум причинам. Первая: потому что улица широкая. Вторая: по словам Анатолия, эта улица «просто кричала, что её нужно оживить».
– Хотя Малая Конюшенная предназначена в первую очередь для пешеходов, бывают они здесь редко, – констатирует Анатолий Бузинский. – Другое дело – та же Малая Садовая, где постоянно перемещаются потоки людей к Невскому проспекту, к кинотеатрам, к Зимнему стадиону, цирку и так далее. Малая же Конюшенная ведёт, по сути, в никуда, и поэтому потребности бывать здесь у людей нет. А теперь улица стала комфортнее именно для пешеходов, для которых и предназначена.
К слову, это не первая попытка привлечь горожан на Малую Конюшенную. Так, в День города, который недавно отмечали в Петербурге, на этой улице проходил фестиваль авторских поделок «ДеЛаРук» – и горожане с удовольствием заворачивали сюда с Невского проспекта.
Отметим, что популярность Малой Конюшенной – вопрос принципиальный. Ведь именно дефицит пешеходов на этой улице является одним из аргументов противников «пешеходизации» Петербурга как таковой. Мол, зачем городу пешеходные улицы, если вон – Малая Конюшенная пустует? А ведь в городе на Неве полно улиц, которые могли бы стать настоящим украшением северной столицы, если их грамотно обустроить под пешеходные зоны.
Как только пешеходная Малая Конюшенная получила хоть какоето соответствующее наполнение, на неё сразу потянулись люди
Предположительно эта выставка на Малой Конюшенной продлится до конца лета
Улица Рубинштейна так и просится стать пешеходной. Всё наполнение, инфраструктура, необходимая для полноценной жизни пешеходной улицы, здесь уже есть. Осталось только убрать машины
Этот участок Большой Морской – парадный вход на главную площадь Петербурга. Но сегодня он используется как парковка. Несмотря на все заверения чиновников, что так быть не должно…
перспективы
Петербург готов к новым пешеходным зонам. А власть?
В прошлом году общественники из движения «Красивый Петербург» провели опрос горожан – петербуржцев спрашивали, какие улицы города они видят пешеходными. Было названо более 80 маршрутов. Из них выбрали 40 наиболее перспективных и представили список на суд экспертной комиссии.
Специалисты (эксперты в области транспорта, градостроительства и урбанистики) единогласно заключили: как минимум пять улиц Петербурга уже в ближайшее время можно превратить в пешеходные зоны.
А именно:
– участок Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба;
– Кирпичный переулок между Большой Морской и Малой Морской улицами;
– пешеходный маршрут по Крюкову каналу от Новой Голландии до Никольского собора;
– трамвайно-пешеходный Средний проспект Васильевского острова от 12-й линии до Кадетской;
– Леонтьевская улица в Пушкине.
Алгоритм действий был предложен простой: сначала запретить парковку, затем расширить тротуары, а затем – посмотреть, что из этого получилось, и в зависимости от результатов делать или не делать улицу пешеходной полностью. То есть эксперты предложили использовать принцип английских парков – прокладывать дорожки там, где это удобно людям.
Кроме того, часть экспертов поддержала предложения и по другим улицам. Речь, например, шла о постепенном превращении Садовой улицы и Кузнечного переулка в трамвайно-пешеходные зоны с запретом на парковку и с широкими тротуарами. На Пушкинской же улице, по мнению экспертов, лучше максимально расширить тротуары, но оставить пространство и для автомобилей. А на улице Рубинштейна нельзя забывать о проезде для местных жителей во дворы своих домов. На Васильевском острове стоит развивать пешеходную инфраструктуру 6–7-й линий до набережной Большой Невы, расширяя тротуары, но сохраняя одностороннее движение к Большому проспекту. Такую же схему предложили и для набережной Мойки между Исаакиевской площадью и Марсовым полем, и для набережной канала Грибоедова от Гороховой улицы до Невского проспекта. И так далее.
– При правильном подходе можно оживить любую городскую улицу, особенно в центре Петербурга, где всегда есть люди, – уверен координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс. – А как только бизнесмены увидят, что место привлекает горожан, то те же кафе появятся здесь сами собой. Если создать некий «драйвер», то на смену банкам и бутикам, обычно пустующим по выходным, придут кафе, маленькие магазины и так далее.
Тем временем наработанные предложения разослали по комитетам и ведомствам Петербурга. Это было почти год назад. Однако до сих пор ничего не произошло. Казалось бы, вот они – готовые, продуманные решения. Но, увы…
Особенно удручает ситуация с участком Большой Морской (от Невского до арки Главного штаба). В «Красивом Петербурге» получили целую пачку с положительными вердиктами чиновников. Но даже парковку в этом месте так и не запретили…
тем временем в столице…
Москва стремительно становится городом для людей
В прошлом году в центре Москвы появилось сразу пять пешеходных маршрутов общей протяжённостью более 5 километров. От автомобильного движения освободились Тверской проезд, улицы Никольская и Большая Дмитровка, Крымская набережная, организован обширный пешеходный маршрут по Замоскворечью. Кроме того, в том же 2013 году в девяти административных округах столицы было создано 30 пешеходных зон районного значения общей протяжённостью почти 27 километров.
А в начале мая пешеходная зона появилась на участке Болотной набережной. Правда, пешеходная она только по выходным и праздникам, а в будни эта тупиковая улица выполняет в основном функцию парковки.
Согласно планам столичных властей, в 2014 году в Москве появится ещё порядка 100 (!) новых пешеходных маршрутов на подходах к станциям метро – участки протяжённостью 500–1000 метров.
Параллельно в Москве стремительно увеличивается зона платной парковки. А в итоге – в столице становится меньше пробок и больше пространства для людей.
Полина Огородникова. Фото Юрия Гольденштейна и Алексея Лощилова