Общество

Педагогов надо учить по-новому?

18 июня

Движение «Народный фронт» и РГПУ им. А.И. Герцена предлагают реформу, призванную повысить качество образования в сфере психологии

О том, что в современном российском образовании, как среднем, так и высшем, есть множество проблем, не говорил только ленивый. То, что эти проблемы надо решать, и чем быстрее, тем лучше, тоже понятно каждому. Однако до недавнего времени все, кого волнуют недостатки образования, ограничивались одними лишь скорбными разговорами на эту тему – вспоминали, каким замечательным оно было в прежние времена, жаловались, что теперь всё стало гораздо хуже, обсуждали снижающийся с каждым годом уровень знаний выпускников школ и вузов, ругали новую систему сдачи экзаменов… Сломать этот стереотип и начать действовать вместо разговоров решилось Общероссийское общественное движение «Народный фронт» совместно с Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена.

Сейчас преподаватели этого вуза и члены «НФ» во главе с руководителем рабочей группы по духовно-нравственному воспитанию «Народного фронта» профессором психологии Марианной Дворецкой разрабатывают план по улучшению качества образования в сфере психологии. Начали они именно с этой области не случайно: выпускники психолого-педагогического факультета РГПУ устраиваются на работу в любые учебные заведения – и в школы, и в вузы, и во всевозможные колледжи и лицеи, дающие среднее специальное образование. Кроме того, работают они на самых разных должностях: преподавателями дисциплин, школьными психологами, социальными педагогами… И они же отвечают за атмосферу в коллективах, помогают устранять конфликты между учащимися и учителями, участвуют в воспитании детей и молодёжи. В общем, вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что от педагогов-психологов зависит очень многое. Поэтому чем лучше будут подготовлены психологи, закончившие Герценовский университет и другие вузы, где есть такая специальность, тем лучше это скажется и на подготовке других выпускников, какие бы профессии они ни получали. 

Между тем в образовательных стандартах, касающихся профессии психолога, есть много недостатков и даже прямых противоречий. При этом стандарты ещё и меняются каждые несколько лет. (Читайте материал под рубрикой «Подробно».)

Чтобы понять, как именно нужно изменить программу обучения будущих педагогов-психологов, «Народный фронт» и руководство Университета имени Герцена провели несколько исследований среди выпускников психологического факультета и поступающих на него абитуриентов, а также опросили сотрудников разных школ и средних специальных учебных заведений.

Картина, которую «Народный фронт» составил по результатам этих опросов, выглядит не слишком привлекательно. Начать хотя бы с того, что не все студенты, поступающие на психологические факультеты или отделения, вообще собираются в будущем работать по полученной специальности. 

– Мотивация стать психологом у тех, кто идёт учиться этой профессии, в целом не очень высока и снижается после каждого курса, – рассказала преподаватель Герценовского университета кандидат психологических наук Анастасия Микляева. – На первом курсе психологических колледжей о работе психолога мечтает всего одна треть студентов, к четвёртому курсу их число снижается на 10–15 процентов, а после выпуска работать по специальности идёт 15 процентов от общего числа учащихся. В нашем вузе тоже наблюдается похожая картина. Почему так происходит? Дело в том, что большинство студентов-психологов очень слабо представляют себе, в чём заключается такая работа. Поэтому в процессе учёбы и после выпуска многие разочаровываются в выбранной профессии. И чтобы этого избежать, нужна, во-первых, активная профориентация абитуриентов, а во-вторых, как можно больше практических занятий у будущих психологов. Нужно, чтобы было так: изучили студенты какую-то тему – и сразу же отправляются на практику в школу или какую-нибудь организацию, где работают психологи, и там учатся применять только что полученные знания на деле. И так – с каждой темой. Чтобы они видели: вот для чего им приходилось зубрить теорию, вот чем полезны эти знания. 

Также, по мнению Анастасии Владимировны, студентам, поступившим на психологические факультеты, необходима ознакомительная практика в самом начале учёбы – тоже для того, чтобы посмотреть, чем они должны будут заниматься в будущем. Такой подход к их обучению избавит их от неоправданных ожиданий и повысит интерес к учёбе. 

– А ещё было бы просто замечательно возродить учебно-производственные комбинаты в школах, – считает заместитель ректора РГПУ им. А.И. Герцена Галина Иконникова. – Необязательно точно в таком же виде, как было раньше, но какой-то аналог УПК старшеклассникам необходим. И чем больше там будет выбор специальностей, тем лучше. Подростки смогут ещё в школе не только решить, чем они хотят заниматься дальше, но и попробовать себя в этом деле, узнать его изнутри. 

Ещё одна проблема, касающаяся многих выпускн             иков и абитуриентов, – их личные качества, система ценностей. Опросы показывают, что самым главным при выборе профессии большинство молодых людей считают возможность зарабатывать как можно больше денег. Более альтруистические порывы – помогать другим, делать полезное дело – уже давно стали «немодными». В том числе и у учителей, психологов и других специалистов, чья работа связана с помощью и поддержкой. Это, как считают в «Народном фронте», вообще очень большая проблема в современном обществе. 

– Иерархию ценностей, которая сейчас считается «правильной», пора менять, – уверена Марианна Дворецкая. – В последние годы школы не занимались воспитанием детей, а только давали знания – и в результате теперь дети часто думают только о деньгах. Исправить это можно, если вернуть школьным учителям воспитательную функцию. 

Воспитательную функцию во многом могут взять на себя педагоги дополнительного образования – кружков, секций, клубов, где школьники занимаются своим любимым делом. На таких уроках учителя общаются с учениками менее формально, им легче выстроить с ними доверительные отношения, а детям и подросткам интересно разговаривать с ними, так как их связывает общее увлечение. Проблема в другом: специалистов дополнительного образования, как и остальных учителей, не хватает. 

– Всего в Петербурге сейчас работает 180 государственных учреждений, где дети могут заниматься после уроков разными интересными им делами, – сообщила начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования комитета по образованию Светлана Кузнецова. – Есть ещё частные учреждения, но их меньше. Может показаться, что это не так уж и мало, но на такой большой город, как наш, этого количества недостаточно. А ещё надо учитывать доступность дополнительного образования. В некоторых микрорайонах таких учреждений слишком мало, и не у всех детей есть возможность посещать занятия рядом с домом. А родители не всегда могут возить детей в кружки или секции, расположенные где-то далеко. 

Однако, по словам Светланы Евгеньевны, ситуация с дополнительным образованием в Петербурге постепенно улучшается. Очень многое уже сделано для приобщения детей к спорту: всего в городе около 700 школ, и примерно 400 из них уже имеют свою территорию для спортивных занятий и игр. Какие-то школы оборудовали на них площадки для игры в футбол и хоккей, какие-то поставили турники и другие спортивные снаряды – в общем, дети, любящие физкультуру, могут с пользой провести время после уроков. Кроме того, сейчас очень развито гражданско-патриотическое направление в воспитании молодёжи – во многих школах есть разные программы, связанные с историей Петербурга, поездками по историческим местам, военными играми и другими подобными мероприятиями. В частности, известная ещё в советскую эпоху игра «Зарница» существует до сих пор и каждый год проходит во многих детских летних лагерях. 

Есть и новые программы дополнительного образования, в том числе очень необычные. Например, проект «Театральный урок», начатый в январе этого года. Это одновременно и экскурсия на новую сцену Мариинского театра, и творческое занятие для десятиклассников. Школьникам показывают, как работает сцена и как на ней устанавливаются декорации, они посещают все подсобные помещения театра, а потом им даётся задание: подготовить сцену к какому-нибудь спектаклю на их выбор. Их работу оценивают сотрудники театра, а потом подростков кормят обедом и показывают им спектакль на новой или старой сцене Мариинки. Проект рассчитан на несколько лет, и предполагается, что в нём будут принимать участие все ученики 10-х классов. А сами юные участники в большинстве своём выходят из театра в полном восторге. 

– Но вообще, самое главное в дополнительном или, правильнее было бы сказать, неформальном образовании – это сами педагоги, – заявила Светлана Кузнецова. – Личность может быть воспитана только личностью – люди понимали это ещё в древние времена. Поэтому очень важна поддержка учителей, в том числе и материальная. Петербургские педагоги её получают: у нас ежегодно проходят конкурсы на лучшего учителя, лучшего директора школы, лучшего педагога дополнительного образования, и победитель получает широкую известность, всеобщее уважение, да ещё и крупную денежную премию, что тоже крайне важно. 

Но для того чтобы педагоги, делающие из каждого ребёнка личность, сами были личностями, они тоже должны получить по-настоящему качественное образование, научиться не только давать знания, но и воспитывать. И это возвращает всех заинтересованных в воспитании личностей к тому, что педагогическое и психологическое образование необходимо реформировать. 

Можно ли этого добиться в ближайшие годы? В «Народном фронте» считают, что да, и собираются передать все эти предложения правительству России. Услышат ли их там? Марианна Дворецкая и её коллеги уверены, что услышат. 

 

подробно

Образовательные стандарты – замкнутый круг

В образовательных стандартах, касающихся профессии психолога, есть много недостатков и даже прямых противоречий. При этом стандарты ещё и меняются каждые несколько лет.

Первоначальный свод требований к этой специальности, принятый в 1993 году, предполагал, что студент, выучившийся на педагога-психолога и получивший степень бакалавра, будет потом учиться ещё какой-нибудь профессии. А четыре года учёбы на психолога считали чем-то вроде «промежуточного этапа» или «первой ступени», за которой должно было последовать «настоящее» обучение. На это настраивали всех желающих учиться на психолога студентов: по окончании учёбы им нужно было быть готовыми переориентироваться и выбрать другую гуманитарную специальность. Надо ли говорить, что такое отношение к учёбе со стороны преподавателей передавалось и студентам и те в большинстве своём относились к полученной специальности не слишком серьёзно?

Во втором стандарте, принятом в 2000 году, психологическая специальность уже считалась «самостоятельной» и не требующей дополнительной учёбы, но у него были другие слабые стороны. В нём указывалась крайне широкая область деятельности, в которой выпускники с такой специальностью могли работать. Человек, закончивший психолого-педагогический факультет, мог заниматься исследованиями в области психологии, консультировать людей с разными психологическими проблемами, выбрать воспитательную сферу… Но при этом в стандарте не было вообще никаких требований к компетенции такого специалиста – что именно он должен знать, какие дисциплины изучить, какие научные работы прочитать, не уточнялось. В результате хорошими психологами становились те, кому повезло с преподавателями и кто сам старался изучить как можно больше литературы по своей специальности. Но такими добросовестными были далеко не все. 

По третьему образовательному стандарту, утверждённому в 2010 году, студенты учатся на психолого-педагогических факультетах сейчас. По сравнению с предыдущими правилами в нём область деятельности выпускников расширили ещё больше. Фактически обладатель такого диплома может заняться наукой, педагогической деятельностью или стать практическим психологом. В результате у студентов нет чётких установок, к чему готовиться в дальнейшей жизни, и их отношение к получаемой профессии опять-таки получается довольно легкомысленным. Пусть не у всех – ответственные студенты, из которых получаются хорошие специалисты, разумеется, есть в каждом вузе и на каждом факультете. Но много ли их в наше время? В школе-то их учили выпускники психолого-педагогических факультетов прошлых лет, среди которых тоже далеко не все стали мастерами своего дела… 

Получается замкнутый круг, который теперь и собираются разорвать «Народный фронт» и руководство РГПУ им. А.И. Герцена.

Татьяна Алексеева, заместитель редактора отдела социальных проблем «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь