Морской участок Западного скоростного диаметра будет построен намного быстрее, чем сухопутные
ЗСД самая дорогая – 212 миллиардов рублей – и самая многообещающая стройка Петербурга, которая создаст новую градостроительную среду на стыке города и моря
Западный скоростной диаметр, окончательное завершение строительства которого намечено на 2016 год, снизит остроту «мостовой проблемы» Петербурга – хронической перегруженности всех мостов через Большую Неву. Во всяком случае, многострадальный Васильевский остров получит два новых выхода на материк, а те машины, что пойдут через ЗСД, снимут часть нагрузки с вантового (неуклюжим официальным именем Большой Обуховский его никто не называет) и пяти других невских мостов – от Троицкого до Володарского.
В том, что строительство закончится в срок, сомнений практически нет. Технически оставшийся центральный участок – самый сложный. Он практически целиком идёт по воде, ныряет в 3,5-километровый открытый тоннель на берегу Васильевского острова, пересекает на высоте 25 метров Петровский фарватер, а над Морским каналом поднимается на высоту аж в 52 метра. Но зато при проходе через акваторию дирекции ЗСД не приходится вести тяжбы с собственниками земли и сооружений – что нередко труднее, чем построить мост. Так, сухопутный южный участок ЗСД длиной 11 километров строили 7 лет. А центральный, в 11,7 километра, сделают всего за 2,5 года. Это вполне сопоставимо с тем, как строят подобные сооружения в Европе и США. Может, у нас даже темп ещё и повыше.
ЗСД – не просто дорога, а новый градообразующий фактор. Даже визуально он полностью меняет то, что принято было именовать морским фасадом. К худшему или к лучшему – пусть оценивают специалисты, но – меняет. И чем дальше, тем больше. Вспомним историю КАД. Изначально она шла по полям и пустырям. Сейчас же её восточный и южный участок обросли огромными торговыми комплексами, логистическими центрами, жилыми районами. Через 5–10 лет КАД станет внутригородской дорогой. Аналогичную зону притяжения создаст и морской участок ЗСД. Пока что из сопутствующих сооружений здесь запроектированы только искусственный остров под новую станцию метро в районе стадиона и новый яхт-клуб (старый, на Петровском острове, забит под завязку). Но наверняка здесь появятся и новые острова – в том числе плавучие, и жилые дома на сваях, и частные дома-корабли, и, конечно же, торговля с общепитом. Учитывая темпы строительства ЗСД и активность петербургских девелоперов, ждать этого совсем недолго.
Владимир Владимиров, обозреватель «НВ»