Мир хижинам, война овощам
«НВ» рассказывает про пять бывших сельхозугодий, где сегодня развернулось жилое строительство
Несмотря на огромную территорию со всеми пригородами, Петербург испытывает дефицит с землями под жилую застройку. Если раньше новые микрорайоны росли на месте бывших производств и зелёных зон, то теперь власти нашли «резерв» на сельскохозяйственных полях. «НВ» узнало, где капусту и картошку заменят высотные «муравейники».
Совхоз «Ручьи»
Самые крупные пашни в пределах КАД ещё недавно простирались в конце Пискарёвского проспекта. Ботва молодых корнеплодов осталась на панорамных снимках Google.Maps. Они со всех сторон окружали расположенную там деревню Новую, и местным дачникам казалось, что они нашли рядом с городом тихий уголок с пасторальными видами.
Но не тут-то было. В прошлом году началось масштабное освоение этих земель, некогда принадлежащих совхозу «Ручьи». Группа «ЛСР» принялась строить жилой микрорайон «Новая Охта». Это множество 20-этажек в типичной «спальной» архитектуре. Зато какие пафосные названия застройщики выпросили у топонимической комиссии: проспект Маршака, улицы Корнея Чуковского и Даниила Хармса!
Река Охта, которая станет восточной границей микрорайона, из некогда тихой и живописной речки превратится в подобие унылого Оккервиля. Да и деревню Новую, глядишь, не за горами постигнет та же участь, что и примыкавшие угодья.
Само же предприятие «Ручьи», по счастью, осталось на плаву.
– Они получили хорошие компенсации за каждый участок КАД, который прошёл по их полям, получают компенсации за поля, которые идут под застройку, – рассказывает Татьяна Марьина. – Основные производственные площади «ручьёвцы» увели в район деревни Кавголово. Кроме того, купили часть развалившегося совхоза в Кировском районе Ленобласти, а недавно выкупили целый экс-совхоз в Лужском районе.
Фирма «Лето»
История с бывшим тепличным хозяйством, некогда занимавшим гектары земли по обе стороны Пулковского шоссе, – одна из самых болезненных потерь.
В 1971 году агроном, директор совхоза «Тепличный» Раиса Штрейс была инициатором первого в СССР специализированного сельскохозяйственного производственного объединения «Лето». Под него отдали земли на выезде из Ленинграда – между Дунайским проспектом и железнодорожными мостами. В сотнях теплиц, которые создавали своего рода архитектурный ландшафт этих мест, выращивались десятки тысяч тонн различных овощей: огурцов, помидоров, перцев, зелени, – продукция шла на прилавки обеих столиц.
«Лето» выдержало перестройку, распад Советского Союза и даже кризис 1998 года. Но пало под натиском рейдеров. Теперь на месте аккуратных теплиц выстроены коробки торговых комплексов. Их называют кладбищем гипермаркетов из-за низкой рентабельности. Вот совсем недавно там закрылась «Карусель».
– Если бы не рейдерский захват и не необходимость застройки, то «Лето» до сих пор процветало бы, – считает эксперт по сельскому хозяйству региона Татьяна Марьина. – Там всегда был очень сильный менеджмент, а само тепличное хозяйство, тепличные комплексы рентабельны. Пример – агрофирма «Выборжец» во Всеволожском районе, которая в каком-то смысле стала преемницей «Лета» (а прежде была его «дочкой»). Сейчас её продукция лежит на прилавках тех же гипермаркетов, которые там построили.
Киевское шоссе
Ожидается, что в обозримом будущем кардинально изменится пейзаж вдоль Пулковского и продолжающего его Киевского шоссе. Некогда там были земли Сельскохозяйственного института (ныне Аграрный университет), чуть далее – совхоза «Нагорный», а в районе Кондакопшино – совхоза «Лесное».
Среди полей удачно разместились садоводства, там активно росли коттеджи, тем более что туда довольно удобно добираться как на машине, так и на электричке. Вокруг – речки, озёра, леса. В общем, всё, что нужно дачнику.
Но огородничеством Смольный заниматься не намерен. Все земли вдоль Пулковского и Киевского шоссе готовятся под малоэтажную застройку (три-четыре этажа). Ближе к гатчинской деревне Дони расположится город-спутник Южный. А уже в 2014 году начнётся строительство первых домов позади Пулковской обсерватории. Там уже всё к этому готово: участки подготовлены для жилищного строительства и нарезаны под конкретные постройки.
Это будет первый этап реализации масштабного проекта «Пулковолэнд», который займёт территорию между Пулковским, Волхонским шоссе, Южным кладбищем и обсерваторией. В «соседях» у будущих новосёлов будут не только могилы, но и крупнейшая свалка – Волхонская.
Лаврики
Та же судьба оказалась и у областных земель совхоза «Ручьи», которые занимали площади между границей города, Буграми, Лавриками и Мурино. Там нашлась компания «Евроинвест», которая выкупила сотни гектаров у совхоза, перевела их под жильё и теперь распродаёт питерским застройщикам.
Буквально за два последних года там выросли десятки высоких жилых домов. Все их жители будут прописаны в посёлке Мурино Всеволожского района Ленинградской области, но это людей не смущает. Ведь адреса у них будут о-го-го: Воронцовский бульвар, проспект Авиаторов Балтики, бульвар Менделеева. Однако покупателей, вложивших миллионы в будущее жильё, вряд ли волнует транспортная доступность: Токсовское шоссе – единственный выезд из Мурино в Петербург – стоит едва ли не круглосуточно уже сейчас.
Что интересно: присутствие «Ручьёв» в тех краях осталось. Сельхозпредприятие владеет молочным комплексом «Лаврики», где выращивает и откармливает коров. Для него закуплен современный доильный зал, всё обставлено по ирландской технологии. Оборудование компьютеризировано. В программы заложено, сколько с одной бурёнки надо надоить, сколько выдать молока новорождённому телёнку.
Вот только хорошо ли будет коровам, когда вокруг будут не уходящие в дали поля, а многоэтажки?
Пулковское отделение совхоза «Шушары»
На берегу реки Пулковки сейчас высятся коробки будущего «Экспофорума» (преемника «Ленэкспо»), за ними активно растут жилые дома. Вдоль трассы вырубили деревья – чтобы её расширить.
А ещё недавно здесь стоял лишь пяток жилых домов, построенных для работников Пулковского отделения совхоза «Шушары». Собственно, так же и назывался посёлок. Вокруг, по обеим сторонам шоссе, лежали сельхозугодья. Поля поднимались вверх на Пулковские высоты, а оттуда открывался чудесный вид на город.
– Предприятие «Шушары» уже давно принадлежит городу, а не области. Таким образом, в «Шушарах» знали, что их земли уйдут под застройку. А я, если честно, даже не уверена, есть ли там сейчас какое-то производство. Хотя на сельскохозяйственных выставках «шушарские» овощи представляются с завидным постоянством, – говорит Татьяна Марьина.
В ближайших планах – застройка малоэтажными домами территории между бывшим совхозным посёлком (ныне он называется Пулковское) и железной дорогой на Гатчину. Там завершается прокладка двух первых улиц. Чуть позже малоэтажки начнут высыпать ближе к Пулковскому шоссе, рядом с местным водохранилищем. Увы, но даже вице-губернатор Марат Оганесян назвал эти земли будущими стройплощадками.
Важно правильно расставить приоритеты. Высокоплодородные земли оставлять, а застраивать те, что заброшены. В Калининградской области, например, вообще жёсткий запрет на застройку сельхозтерриторий. Причина – продовольственная безопасность. Но в целом по стране это не всегда получается. Ведь часто это единственный резерв. На вырубку и застройку лесов у нас табу. Даже в тех регионах, которые сплошняком состоят из лесов: Томская область, Красноярский край.
Ольга Сергеева, архитектор-градостроитель
От застройки сельхозугодий бывших пригородных совхозов никуда не денешься, ведь город растёт. Ещё лет двадцать назад совхозам говорили: так будет, и поскольку все пригородные хозяйства специализируются в первую очередь на овощеводстве, предлагалось более отдалённым хозяйствам (в 50-километровой зоне) пересмотреть свою специализацию, ориентироваться на овощеводство. Некоторые так и сделали, сменив перед этим своих хозяев.
Татьяна Марьина, эксперт по сельскому хозяйству