«Мы будем их догонять всё время»
Корреспондент «НВ» участвовал в погоне за нелегальными перевозчиками, уничтожающими новгородские автотрассы
В Новгородской области водители, чиновники и полиция объявили настоящую войну нелегальным и незаконным перевозчикам песка и щебня. Ведь в регионе развернулась масштабная стройка платной трассы М11 Москва – Петербург. Но прокладывая федеральную дорогу, разрушают все местные.
На окраине города Боровичи сегодня часто останавливаются тонары, так горожане привыкли называть все большегрузные машины с прицепами. Стоят и ждут сигнала, когда будет известно: рейда ГИБДД нет, а патрульный экипаж далеко. И тогда – сразу по газам! Ведь им надо как можно быстрее пересечь Боровичский район Новгородчины и оказаться в безопасной для них Тверской области. При этом едут машины с большим перегрузом и, соответственно, уничтожают местные дороги, из-за чего и разгорается сейчас местечковая война автомобилистов и строителей трассы.
– Понимаете, наш Боровичский район просто не включён был в логистический план строительства платной трассы М11 Москва – Петербург, – рассказывает корреспонденту «НВ» о предыстории конфликта создатель местного движения «Боровичи без ям» Роман Савицкий. – И здесь официальные строители не планировали ничего возить. Поэтому ремонтировать наши дороги и выделять деньги на эту работу никто и не планировал.
Чтобы хоть немного защитить остатки трасс, новгородские водители стали выслеживать идущие гружёные тонары и сообщать о них в полицию. Ведь остановить самосвал для проверки документов и груза можно, только когда он в движении.
Сейчас мы с Романом на окраине Боровичей ждём сигнала об обнаружении очередного нарушителя – активистов в Боровичах много, поэтому заметить большегруз могут в любой части района. Ведь въезжают они сюда из соседнего – Любытинского, где в карьерах загружаются песком или щебнем. И тут раздаётся долгожданный звонок – кто-то из водителей заметил, что в десяти километрах от Боровичей стоят два гружёных тонара. Срываемся с места, чтобы успеть их застать. Посмотреть за движением и вызвать дежурный экипаж полиции. И это несмотря на вечер – уже десятый час.
На месте застаём мирно перекуривающих на обочине водителей. Увидев воинственно настроенных аборигенов, они экстренно собираются в дорогу: скандала, задержания и разбирательства на всю ночь никому не хочется.
– Мы будем их догонять всё время. Важно понять, какой дорогой они повезут песок, – уже в машине объясняет Роман. Одновременно он звонит в дежурную часть полиции – 112 и диктует заявление.
Начинается настоящая погоня. Два тонара, тонн по пятьдесят каждый, пытаются быстрее покинуть Боровичский район. А до границы с Тверской областью, где будут в безопасности, всего километров тридцать… Но нам повезло. Минут через десять появляется экипаж со стражами порядка. Большегрузы прижимаются к обочине. Пойманы!
Проверка документов не приносит результата. Всё в порядке. Надо взвешивать машины и прицепы. Но нечем – ближайшая машина, оснащённая необходимым оборудованием, находится в Великом Новгороде. Если её вызывать вечером – приедет к утру, если не занята, а то вообще не приедет. Ведь останавливать водителей полиция имеет право на три часа, далее он может законно возмутиться.
Поэтому, обычно после небольших формальностей, изредка – мелкого штрафа за найденные нарушения, тонары снова отправляются в дорогу. И на сей раз им тоже удалось уйти от процедуры взвешивания. А мы всё же отправляемся по их маршруту, чтобы узнать: куда они везли песок?
И чем дальше отъезжаем от новгородских Боровичей в сторону тверского Бологого, тем более разбита дорога. Ямы, выбоины, местами продавлена глубокая колея. В асфальте. Вернее, в том, что им когда-то называлось.
Стоит поздним вечером пересечь границу Новгородской и Тверской областей в этом районе – жизнь закипает. Один за другим идут гружёные тонары. Навстречу – пустые за песком. Верный знак, что наша цель рядом. Уже где-то здесь и кипит стройка трассы М11.
И здесь находиться уже не совсем безопасно. Тех, кто слишком много спрашивает и рассматривает, могут неправильно понять. Так что у местных жителей удаётся выведать немного. Оказывается, что песок и щебень с перегрузом и незаконно возят не сами строители. Официальные и серьёзные подрядчики нарушать закон так открыто не будут. Но существует схема.
Подрядчик покупает стройматериалы прямо на месте стройки. Как частник привезёт его, где взял и сколько разом – никого не интересует. Это уже сложившийся бизнес многих перевозчиков. Кстати, здесь часто встречаются машины из Московской области или даже Сочи. Поработали на олимпийской стройке, приехали на трассу...
Водитель за каждый рискованный и незаконный рейс через Новгородскую область, по разным данным, получает 12–15 тысяч рублей. В день может сделать две-три ходки. При этом хозяин тонара очень часто выдаёт ему по пять тысяч рублей «откупных» для полиции.
Впрочем, поговаривают, что полицейские сейчас деньги у водителей не берут. Слишком много развелось видеорегистраторов, да и местом своим в Боровичском районе они дорожат. Поэтому каждый раз водитель большегруза рискует, выезжая из карьера.
Чтобы свести риски к минимуму, стали рыть недалеко от стройки. В Бологовском районе Тверской области нелегальных карьеров сегодня можно насчитать десятки. Малых и больших. В местных деревнях говорят: «Такая стройка века всё спишет. Это ж большой проект Москвы. Какие законы?»
– Действительно, мы знаем о незаконных карьерах в Тверской области, – прокомментировала «НВ» ситуацию заместитель главы администрации Бологовского района Ирина Игнатенко. – Сейчас поданы заявления в прокуратуру и в МВД. Говорят, что проводится проверка. А что мы можем сделать?
Простые новгородцы и тверичане масштабному проекту только рады – возможность хорошо и быстро заработать. В районах, где реальная заработная плата может быть восемь или десять тысяч рублей в месяц, эти деньги теперь «поднимают» за день. Можно устроиться водителем, можно в карьере работать или валить лес, расчищая просеку под трассу...
между тем…
Против полиции работают разведчики
С передвижением гружёных машин через Боровичский район на Новгородчине мечтают разобраться. Впереди ещё 4 года стройки, и во что превратятся дороги региона? Стражи порядка пытаются проводить рейды. Но только они появляются на дороге – машины исчезают.
– Информация с помощью мобильной связи оперативно распространяется по трассе, и удаётся задержать не больше четырёх-пяти машин, – рассказал корреспонденту «НВ» начальник отдела ГИБДД Боровичского района Сергей Александров. – Потом можно стоять и сутки, и двое, и трое – тонаров мы больше не видим.
А всё потому, что по дорогам Новгородчины снуют специальные разведчики, отслеживающие передвижение экипажей ДПС. Они и оповещают водителей…
Хотя груз можно возить и законно. Главное, чтобы масса перевозимого песка или щебня вместе с весом самой машины не превышала 40 тонн. Но люди от жадности и алчности перевозят и по 50, и даже по 65 тонн.
тем временем…
Активисты учат дорожников класть асфальт
В самих Боровичах люди тоже устали от плохих дорог. Активисты нового местного движения «Боровичи без ям» решили взять инициативу в свои руки и научить дорожных рабочих класть асфальт. Ещё в мае через социальные сети объявили сбор пожертвований. На собранные деньги сами купили асфальт.
Ещё с утра в день ремонта дорогу в спальном районе города для активистов движения специально перекрыли полицейские. Оборудование для ремонта бесплатно дали друзья.
– На самом деле мы всё делали впервые. Например, срезали старый асфальт фрезой, а она тот же мотоблок, – рассказал о ремонте Роман Савицкий, руководитель движения «Боровичи без ям». – Люди хотят ездить по хорошим дорогам, поэтому нам многие помогли.
Ещё когда только активисты решили провести ямочный ремонт дороги, озадачились, ведь все – непрофессионалы, поэтому технологию изучали по интернету. Говорят, что здесь главное – правильно вырезать старый асфальт. Угол среза должен быть девяносто градусов, и новый надо класть в чистую подготовленную яму. А асфальт в городах России плохой именно потому, что рабочие редко и неохотно соблюдают технологию. Все халтурят.
Боровичанам удалось собрать 7000 рублей, добавили сами ещё 6000 и купили почти 4 тонны асфальта.
Но не все в городе поддержали инициативу. Пока активисты латали дыры в дороге, к ним подходили прохожие и возмущались.
– Если мы столько налогов платим, то куда они идут, раз мы ещё должны скидываться и на своей улице дороги делать, – пыталась перекричать звук фрезы Надежда...
– Дело, может, и хорошее, но мы и так бедные. Зарплаты низкие, а всё вокруг дорого. На дорогу деньги не дам, – добавил Александр…
Любопытно, что первоначально идею горожан самим ремонтировать дороги власти не восприняли серьёзно. Но участок дороги и полицейскую охрану всё же выделили.
Кстати, в городе Окуловка в начале июня горожане даже созвали митинг и начали сбор подписей с требованием отстранить главу района Надежду Потапову от должности.
Главная претензия – отвратительные дороги в городе, которые больше напоминают направление после бомбёжки. Но сама госпожа Потапова заявила журналистам: «В отставку не уйду, намерена и дальше работать».
Владислав Двоеглазов, собкор «НВ» в Новгородской области. Фото автора