Общество

«Поляки не понимают, какова роль России в мире»

27 июня

Популяризатор русского языка в Польше Давид Ласут знакомит своих соотечественников с Пушкиным и Достоевским в надежде изменить в своей стране отношение к России

Он пришёл в редакцию «НВ» сам и заявил: «Вас должны интересовать именно такие люди, как я! Как у вас говорят: на ловца и зверь бежит».

Давид Ласут – персонаж весьма необычный. Он – популяризатор русского языка в Польше, преподаватель, владелец языкового центра «Эффективный русский», организатор ежегодного Всепольского бала любителей русского языка и многих других мероприятий, связанных с продвижением русской культуры в Польше и польской культуры – в России. А также путешественник, неисправимый оптимист, тренер личностного роста, организатор множества мероприятий и просто увлечённый человек. Ласут убеждён, что работа, которой он занимается, позволяет ему чувствовать себя реализовавшимся и довольным жизнью. 

Меня зовут Давид Ласут. Мне только 27 лет, но пережил я уже очень многое, – с места в карьер начал разговор гость «НВ». – Я не люблю жаловаться и просто радуюсь тому, что есть новый день. Я очень позитивный человек, хотя моя семья меня никогда ни в чём не поддерживала: родные говорили, что в жизни у меня ничего не получится и так далее. Моя первая любовь, к сожалению, тоже закончилась плачевно. Я всегда был вне системы, и, наверное, поэтому мне было так трудно. В 14 лет я сильно увлекался идеей Европейского союза, меня приглашали в гости в Европарламент, в польский парламент – сейм, но потом меня начал поглощать русский язык.

– Как у вас возник интерес именно к русскому языку – при всей ориентированности поляков на Запад?

– В лицее моя учительница русского в своё время серьёзно задела мои амбиции, сказав: «Неужели ты не справишься с этим русским?» «Ах, я не справлюсь?! Ну, посмотрим!» – подумал я и засел за учебники. Вскоре я стал победителем общепольской олимпиады по русскому языку, в которой участвовали также и носители языка. Затем я учился на отделении русистики в Ягеллонском университете, который я, правда, не окончил из-за разногласий с педсоставом. Теперь я думаю, что это было даже к лучшему, так как преподаватели видели во мне конкурента и винили во всех грехах. Сейчас я один из лучших преподавателей русского языка в Польше, меня приглашают в университеты, я много путешествую, а диплома так и нет, но сейчас уже и не надо. Я доказал, что и без корочки можно в совершенстве владеть языком, благодаря своим способностям и опыту можно всего добиться.

– А зачем вы вообще приезжаете в Россию?

– Ради идеи. У меня был выбор: либо я поменяю окружающий мир, либо окружение будет менять меня. Я понял, что можно просто жить, быть потребителем: зарабатывать, отдыхать по уик-эндам, путешествовать, покупать машины, квартиры. А можно постараться сделать что-то большее. Например, заставить людей думать по-другому. Бороться не «против», а «за». Что-то организовать и заражать позитивной энергией. Это не пустые слова: «Смелость города берёт!»

Я путешествую по всему миру. Мне уже удалось побывать, например, в Кении, Гамбии, Доминиканской Республике, на Канарских островах, в Марокко, Португалии и так далее. Путешествия развивают человека. Когда я сравниваю Восток и Запад, то понимаю, что мне легче понять Россию. Я не принимаю того, что в Польше и вообще в Европе можно рекламировать гомосексуализм, уравнивание женщин в правах с мужчинами, но рекламировать Россию – это не самая лучшая затея. Конечно, в нашей общей истории были разные ситуации, часто весьма спорные и болезненные. Но ни русские, ни поляки за них сегодня не отвечают. Да, в Польше был коммунизм, которого у нас никто не хотел, было 17 сентября 1939 года, когда СССР вторгся на территорию Польши, но это уже история, она не должна влиять на современность.

Все эти исторические конфликты берутся из-за того, что мы не пытаемся понять россиян, а россияне не понимают нас. Мы говорим про «империалистические замашки» Москвы, но не понимаем, какова роль России в мире. Мы не понимаем, что это огромная страна, важный сосед, партнёр, огромный рынок сбыта. И Россия – это, конечно же, богатейшая культура.

– Почему ваше отношение к России отличается от отношения к ней большинства поляков?

– Мне не нравится отношение поляков к России, потому что мы, польский народ, не понимаем про Россию очень многих вещей. Моя будущая жена – россиянка, и у меня есть видение двух культур. Дома мы иногда не замечаем, на каком языке разговариваем – русском или польском? Я, например, прекрасно понимаю и поляков, и россиян. Но, знаете, я не экстремальный человек и не хотел бы, чтобы у вас создалось впечатление, что я только защищаю Россию и постоянно плохо отзываюсь о Польше. Моя позиция, скорее всего, посередине.

В России, конечно, очень много недостатков, которые я наблюдаю. Это, например, цензура, но и в Польше есть цензура, которая касается некоторых тем. Мы уже свободно подходим к теме Кончиты Вурст, которая выиграла «Евровидение», либерального подхода к меньшинствам всякого рода, но во время ситуации с Крымом целый месяц все СМИ говорили негативно о России. Очень трудно было пробиться. Наш Всепольский бал любителей русского языка прошёл в день подписания распоряжения о вводе войск, поэтому СМИ предпочли остаться сторонниками «злой России», но это не помешало прийти всем нашим гостям и доказать, что существует другая сторона медали.

В моей работе нет политической составляющей. Я «продвигаю» в Польше Пушкина, Достоевского, Толстого, Сибирь, Москву, Петербург, Байкал, самовар, русско-японскую матрёшку, открытые отношения. При этом я критикую цензуру и не говорю, что нам не следует высказывать претензий по поводу Катыни, войны, коммунизма. Но всё это прошлое. Нужно постараться не допустить повторения истории. Отношение поляков к русским меняется. Есть разные явления, но в целом у нас преобладает негативный образ России. Понятно, что гораздо проще заявлять о себе, постоянно критикуя и унижая других, напоминая им об их «исторической вине». Я бы хотел сделать для польско-российского сближения нечто реальное, не относящееся к большой политике и разрушающее стереотипы.

– Как ведётся обучение в вашей языковой школе?

– В своей языковой школе «Эффективный русский» я веду языковой коучинг. Что это означает? Я помогаю людям работать над собой. Каждый падает, а потом поднимается. В моей жизни тоже было множество нелёгких моментов. Но сегодня мне 27 лет, и я полон сил и энергии, которую использую для того, чтобы помогать другим.

К сожалению, в современном мире информационный мейнстрим очень сильно влияет на наше мировоззрение, поведение, на наши мысли – с этим надо бороться, искать свою индивидуальность. Что мы говорим и делаем на занятиях русского языка? Прежде всего это грамматика, мои собственные методы быстрого освоения языка, каждый месяц я работаю в среднем 300 часов, так что опыта хоть отбавляй.

Помимо этого в начале языковой программы я задаю моим ученикам вопрос: «Зачем тебе русский язык?» И, оказывается, большинство людей не может мне на него ответить. Я говорю, зачем тебе русский, потому что можно овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками, но зачем, что ты хочешь выразить, с кем ты хочешь общаться, куда ты хочешь поехать, что ты хочешь увидеть? И когда задаёшь вопрос, человек начинает задумываться. И часто они в поте лица работают, разговаривают, а когда уходят домой, долго анализируют наши занятия. Замечательно. Как коуч, именно этого я и добиваюсь.

В Польше очень многие удивляются тому, что я способствую продвижению русского языка. Но ведь это язык Пушкина, язык Москвы, Питера. Это язык соседей, а не врагов. Он красивый, как песенка, когда говоришь на русском, то спинка языка поднимается и опускается.

Давайте думать позитивно, ведь смелость города берёт, мы идём вперёд, новые столетия, новые эры сотрудничества, нужно налаживать отношения, путешествовать, открывать в себе что-то новое. Я думаю, что пути развития Польши, Европы, России и мира лежат через взаимопонимание, сотрудничество. Нам, полякам, до конца не понять Россию, а России не понять поляков, но мы не должны так громко заявлять о недовольствах, создавать пропаганду ненависти, мы должны для начала ввести политический, экономический, культурный, молодёжный и любой другой диалоги.

– В Польше после крушения самолёта президента Качиньского под Смоленском было достаточно людей, которые обвиняли в этой катастрофе Россию. Сохраняется ли эта тенденция до сих пор?

– В Польше есть только одна проблема, которая связана с этим. И несмотря на то что вина всегда посередине, в ней больше виноваты все же русские. Дело в том, что, несмотря на долгое расследование и наличие огромного количества документов об аварии, никто до сих пор не предоставил результатов исследований польскому народу. Мы не знаем, как это работает среди политиков. Может, они договорились между собой их не публиковать. Но поляки, как народ, не знают результатов расследований, никто не вернул остаток самолёта в Польшу, и это огромная проблема. А всегда, когда появляется неточность, когда появляются сомнения, остаётся осадок.

И если возникает такой повод для взаимного недоверия, то люди начинают вспоминать, в чём ещё можно упрекнуть россиян. Потом они вспоминают геноцид в Катыни. Если поляки слышат слово «Россия», я стараюсь, чтобы у них были позитивные ассоциации, но они очень часто думают сквозь призму истории. Но я задаю себе вопрос, какое отношение к истории имеет моя невеста-россиянка? Какое отношение к истории имеете вы, я? В Краков приезжает огромное количество туристов из России, ведь это самый красивый и старинный город в Польше. И, конечно же, никто к ним не пристаёт на улицах, ведь поляки – народ гостеприимный и очень дружелюбный.

– Говорят, что вы и ваша школа привлекаете к себе внимание огромными билбордами, которые развешаны по всему Кракову…

– Да, это правда, мы часто размещаем в Кракове яркие билборды с лозунгами на русском: «Смелость города берёт!», «Русский язык возвращается», «Русский язык – красивый!», «300 миллионов человек в мире говорят по-русски, а ты?». Мы проводим «Русские вечера», различные благотворительные акции, конкурсы, выставки фотографий, Всепольский бал любителей русского языка и так далее. Люди хотят учить русский язык, хотят развиваться, участвовать в моих мероприятиях. На одном из них был торт-матрёшка весом 160 килограммов, артисты, например Фаина Николас, которая выиграла конкурс «Русский романс XXI века» на телеканале «Россия».

К нам в центр приходят учиться даже филологи-русисты и выпускники со смежными специальностями, я считаю – это наш успех. К сожалению, польская система образования оставляет желать лучшего, что меня очень огорчает. Уровень заметно снизился, потому что теория не может заменить практику. Я стараюсь внести в изучение русского языка новое качество, ведь ему нужна не только реклама, но и активное очищение от стереотипов.

– Давид, а в Польше много активистов, подобных вам?

– Знаете, я пока больше ни о ком не слышал. Польша не такая уж большая страна. И если бы кто-то ещё вёл столь же активную деятельность по популяризации русского языка, я бы наверняка о нём услышал и предложил ему сотрудничать. Тем не менее могу смело говорить о позитивной тенденции – сегодня всё больше поляков учат русский язык. Это видно даже по количеству новых учеников в моём языковом центре. Я думаю, это потому, что мы повзрослели. То, что мы учим русский, не означает, что мы подчиняемся России. Русский язык – это просто один из важнейших и наиболее красивых мировых языков. И я бы очень хотел, чтобы как можно большее количество поляков это понимало. Кроме того, я буду очень рад получить от читателей «НВ» хотя бы несколько слов об их отношении к Польше. Найти нас можно на «Фэйсбуке» по адресу efektywny rosyjski.


Беседовали Иван Максимов и Софья Иваненко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь