И так покатит?
В Петербурге заработала служба общественного велопроката, но организована она так, что не всякий рискнёт воспользоваться её услугами
Запуска проекта ждали ещё в начале мая. Тогда открытие отложили – не всё успели. И вот наконец закрутилось. По центру Петербурга разместилось 29 автоматизированных пунктов, в основном возле станций метро. Всего закупили 500 велосипедов, сейчас в системе задействовано около 170. Всё вроде как в Европе: взял в одном месте, проехал, сдал в другом, удобном тебе. Казалось бы, бери и катайся! Но, как выяснило «НВ», система оказалась не такой уж простой.
Арендовать байк прямо на месте, не зарегистрировавшись предварительно на сайте, не получится. Нужно заранее создать личный кабинет, получить номер пользователя и индивидуальный pin-код – эти данные даются раз и навсегда. Там же, на сайте, производится и оплата, по сути, бронирования, но не проката. Чтобы получить доступ к услуге, надо внести абонентскую плату – 100 рублей за сутки, 250 – за неделю, 450 – за месяц и 950 – за сезон. Эти деньги дают право пользоваться велосипедом на указанный срок.
Но и это ещё не всё. Забронировав велосипед, желающий на нём покататься должен заплатить за его прокат. Первые полчаса – бесплатно. Дальше тариф растёт хитро: до 60 минут – 30 рублей, до 90 минут – 120, до 180 – 300, до 360 – 900. Сутки катания обойдутся в полторы тысячи. Штраф за опоздание – три тысячи.
Правда, если вернуть велосипед через полчаса и ещё 15 минут подождать, можно снова брать его. И так можно ездить хоть весь день, не тратясь. То есть, если хочется сэкономить, имеет смысл вносить минимальную абонентскую плату в 100 рублей и крутить педали не более получаса. Допустим, от «Горьковской» до «Чкаловской» (и там, и там есть станции проката) успеть можно. А если требуется добраться, скажем, от Новочеркасского проспекта до Васильевского острова? А если хочется ездить от метро до офиса, а поблизости попросту нет станции проката, придётся оставлять байк у себя до конца рабочего дня. То есть переплачивать за простой. Или арендовать двухколёсную машину, только если в конечном пункте вашего пути есть пункт проката. Другими словами, система диктует маршрут и человек становится его невольным заложником.
Однако наличие пункта проката в конце пути ещё не гарантирует вам отсутствие головной боли. Ведь на станции, на которую вы прибыли, должны быть свободные места. Их количество в режиме реального времени указано на сайте. Если в вашем мобильном телефоне нет интернета – узнать о том, готовы ли сотрудники проката забрать ваше транспортное средство, не получится. Придётся колесить до другого пункта или ждать. И снова что? Правильно – переплачивать.
Правда, пока служба велопроката работает в тестовом режиме. Он продлится до осени, а затем специалисты проанализируют востребованность услуги, учтут недостатки и сделают вывод, стоит ли развивать её дальше, то есть открывать новые пункты в спальных районах, где так же, как и в центре, нет велодорожек. Вот только можно ли оценить реальную потребность горожан в велопрокате, если им уже сейчас так сложно воспользоваться? И не окажется ли так, что петербуржцы просто не захотят морочить себе голову сложностями использования новой услуги, а чиновники решат, что эксперимент не удался? Как это было, например, с аквабусами, от которых в следующем году решено отказаться. А ведь проблема «невостребованности» водных такси вовсе не в том, что горожанам они без надобности, а в непродуманных маршрутах.
Может, имело смысл для начала открыть не 30 велопунктов, а в два раза меньше, но при этом всё досконально продумав?
И ещё. Новые велопарковки, появившиеся в центре возле метро, должны стимулировать людей отказываться от авто и вместо простаивания в пробках с ветерком катиться по… тротуару, по которому согласно правилам ехать запрещено. Или же по проезжей части, рискуя жизнью. Словом, на пути велосипедиста вылезает внушительный камень преткновения: как воспользоваться новой службой велопроката, когда в городе нет налаженной системы велодорожек? Но, похоже, городские власти решили действовать по принципу «ввязались в бой, а там посмотрим». Что ж, обратная зависимость тоже может сработать – раз уж появились прокаты, внятную инфраструктуру, хочешь не хочешь придётся создавать. Фактически – с нуля.
Анастасия Ложко