Кто в Разливе хозяин?
Жители Курортного района тщетно пытаются освободить берега озера от незаконных построек
В выходные активисты движения «Против захвата озёр» и инициативная группа жителей Курортного района провели рейд по берегу старейшего водохранилища России. Ещё год назад городская прокуратура попросила отдельных владельцев коттеджей освободить прибрежную зону озера от ограждений. Но, как убедилась корреспондент «НВ», бетонные заборы по сей день едва ли не заползают в воду и мешают людям подойти к берегу озера.
Свою борьбу с захватом берега активисты начали ещё два года назад. Хотя прибрежные замки выросли здесь гораздо раньше – в период перестройки. Многих своих оппонентов молодые люди не знают по именам. Зато точно могут назвать адреса коттеджей, заборы которых перегораживают подступы к воде.
– Вот за этим забором обитает человек по фамилии Дитрих. Там – хозяин ОАО «Третий парк» Владимир Дьяковский. А вот здесь – Граничная, 12а, его фамилию мы не знаем, но вот это владелец строительной компании, – говорит одна из активисток движения «Против захвата озёр» Ирина Андрианова.
Сегодня жители посёлка Разлив, ностальгируя, указывают на выросшую как грибы частную собственность: здесь – раньше была велосипедная дорожка, здесь общественный пляж… Владельцам бетонных заборов, уходящих к воде, правоохранители ещё год назад выдали предписание: до октября 2013 года освободить самовольно занятую территорию. Все эти документы, к слову, у активистов на руках. А заборы – на берегу озера.
Первый объект, к которому двинулись общественники, разместился на улице 6-й Тарховской. Собственники этого дома не только отхватили себе кусок прибрежной зоны, но и перегородили железным забором часть асфальтовой дороги, ведущей к воде.
– Муниципальные дороги по земельному кодексу приватизации не подлежат, и перегораживать их нельзя, – поясняет активистка Ирина Андрианова. – Это общественная собственность. Поэтому имеет место двойное нарушение: берегозахват и захват муниципальной дороги.
На улице 5-й Тарховской металлический забор также разрезает асфальтированную улицу на две части. Для местных жителей открыта калитка, на которой красуется надпись: «Согласно Водному кодексу проезд запрещён». За воротами для автотранспорта внимательно следит охранник. Между тем в ответе администрации муниципалитета предприниматель, установивший здесь ограждение, признан нарушителем закона и оштрафован, а ворота демонтированы. Но это лишь на бумаге, в жизни приходится буквально протискиваться сквозь эти «несуществующие» ворота. Немного поразмыслив, активисты решили помочь владельцу забора исполнить то, что он якобы уже сделал, – сняли ворота с петель…
На Граничной улице защитники озера лишь указали на два дома. Один из них разместился на месте бывшего общественного пляжа, заняв всю территорию до воды. Их соседи, живущие близ «Водоканала», намыли себе песчаную косу. Но по этим объектам решений надзорного органа пока нет. Поэтому заниматься самоуправством люди не стали. Двинулись на улицу Жукова. Там на берегу озера стоит неприступный замок с забором, похожим на ограждение крепости с выемками для пушек. Юноши отмерили 20 метров от берега. Оказалось, что сносу должен подлежать даже дом.
Главная война активистов сейчас ведётся у дома № 24 на Петровской набережной. Этот адрес и стал последним местом визита делегации. Здесь стройка ограждения только начата. За несколько месяцев инициативной группе удалось с помощью закона отодвинуть временный забор от самого водоёма и сохранить существующий там пляж. Хотя от пляжа осталось буквально пять метров. Защитники озера двадцатиметровой рулеткой отмерили территорию водоохранной зоны и показательно на глазах отдыхающих и испуганных соседей сняли часть листового ограждения.
Активисты восстанавливали справедливость под пристальным вниманием депутата Законодательного собрания Петербурга Анатолия Кривченко и муниципального депутата Владимира Матвеева. Именно на их активное лоббирование природоохраны в органах власти надеются активисты. Хотя, судя по всему, надежда тает на глазах: в октябре прошлого года Анатолий Кривченко уже пытался помочь жителям посёлка Разлив, направив в прокуратуру, в том числе природоохранную, просьбу проверить исполнение постановлений о сносе ограждений на прибрежной зоне озера. Но сделано ничего не было.