И птица не пролетит!
Пулковские орнитологи активно используют новые технологии для разгона птиц
Как убедился корреспондент «НВ», развитие петербургского аэрохаба требует внедрения современных изобретений даже в такую сложную отрасль, как орнитологическая служба. Теперь с представляющими угрозу для самолётов птицами борются не только пернатые охотники, но и последние технические достижения человечества.
Парадоксально, но факт: птицы – одни из главных врагов самолётов, особенно во время взлётов и посадок. Если они попадут в двигатель или турбину, воздушное судно может потерпеть крушение. Причём самую большую опасность в этом случае представляет вовсе не выход двигателя из строя (современные самолёты легко проделают весь маршрут и на одном двигателе), а возможный пожар. Лопасти турбин вращаются с огромной скоростью, раскаляются, и любой посторонний предмет может моментально вызвать возгорание.
Чтобы отпугнуть птиц от территории аэропорта, раньше использовали проверенные дедовские способы. Во второй половине прошлого века несколько мужчин с ружьями их отгоняли выстрелами. Настоящая же орнитологическая служба в Пулково появилась двадцать лет назад.
– Ещё в советское время в районе Волхонки устроили крупную свалку, которая доставила нам очень много хлопот, – рассказал руководитель проектов ООО «Воздушные ворота северной столицы» (управляющая компания аэропорта Пулково) Игорь Морозов. – Ведь птиц в определённые места привлекает кормовая база. А на свалке такую нашли, например, серебристые чайки – большие птицы, которые достигают веса в полтора килограмма! И после еды их огромные стаи прилетали отдыхать на территорию аэропорта. Представляете, что произойдёт, если такая особь врежется в летящий самолёт? Вот для того, чтобы отвадить чаек от этих мест, и была организована специальная служба орнитологов.
По словам Игоря Морозова, с закрытием свалки в прошлом году чайки практически исчезли, зато их место заняли разные виды мелких птиц. Для безопасности полётов это положительный момент, но специалисты всё равно стараются исключить любую возможность попадания пернатых в двигатели. Для этого в Пулково применяют самые разные разработки. Например, газовую пушку. С виду это приспособление напоминает небольшую трубу, к которой подключён газовый баллон. Труба периодически делает громкий хлопок (газ выстреливается под большим давлением), имитирующий выстрел ружья. Пушки легко можно переносить с места на место, поэтому используют их в тех местах, где наблюдатели обнаруживают скопление птиц. Сейчас одна из них, например, стоит в самом конце взлётно-посадочной полосы (ВПП), где недавно проводились земляные работы.
– После таких работ в земле остаётся большое количество различных мошек, червячков и так далее, а этот корм привлекает птиц, – продолжает Игорь Морозов. – Поэтому и приходится здесь использовать газовые пушки. Они удобные, легко переносить с места на место.
Стационарная биоакустическая система располагается вдоль всей ВПП. Она состоит из 13 акустических станций, каждая из которых оборудована автоматической камерой. Изображение с камер подаётся на пульт дежурного инженера. Если он замечает птиц, то может в зависимости от необходимости запрограммировать систему на подачу тревожных звуков или ложных ружейных выстрелов. Главное, чтобы эти сигналы не подавались через одинаковые промежутки времени, потому что так птицы могут к ним привыкнуть и перестать пугаться.
– Птицы у нас разные, поэтому для большей эффективности мы используем системы не по отдельности, а в комплексе, – отметил Игорь Морозов. – Задействуем в том числе и портативные лазеры, их очень боятся вороны, гнездящиеся в соседних с аэропортом рощах. Более мелких птиц отпугивают зеркальные шары, отражающие солнечные лучи.
Впрочем, несмотря на все чудеса современной техники, пулковские орнитологи до сих пор не могут обойтись без своих питомцев. На службе у них состоят соколы и ястребы, которых закупают в специальных питомниках, а затем обучают. Причём у каждого охотника свои функции. Соколы, например, любят нападать на добычу на больших расстояниях, ястребы охотятся на коротких дистанциях. Нужно отметить, что подопечные орнитологов аэропорта почти никогда не догоняют добычу, а только распугивают птиц, отваживая их от этих мест. А недавно в составе крылатых сотрудников появилось пополнение – филин. Он пока ещё не совсем освоился в новой роли, но уже к осени, уверены специалисты, станет выполнять свои функции в полном объёме. Интересно, что сами хищники как-то понимают, где начинается опасная для них зона, и не залетают дальше определённой точки, чтобы не встретиться в воздухе с лайнерами.
Польза от внедрения новых технологий уже хорошо ощутима. В этом году зафиксированы всего два случая попадания мелких птиц в двигатели самолётов, причём ни один из них не привёл даже к небольшим техническим неполадкам. В 2013-м таких случаев было восемь (тоже немного по меркам крупного аэропорта).
Игорь Морозов, руководитель проектов ООО «Воздушные ворота северной столицы» (управляющая компания аэропорта Пулково)