«Культура – это не совокупность учреждений»
Новый проект «Основы государственной культурной политики» вызывает вопросы у специалистов
На заседании президиума Совета по культуре и искусству в феврале нынешнего года в Пскове Владимир Путин сообщил, что в России стартует подготовка новой государственной программы – «Основы государственной культурной политики». Президент подчеркнул, что культурная политика «играет огромную роль в укреплении авторитета России, её влияния, сохранении целостности нашего государства и национального суверенитета». По его мнению, «государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению духовных связей со страной, повышать доверие между людьми, их ответственность, гражданское участие в развитии государства».
Что послужило толчком к созданию документа? Снижение общей культуры граждан, ведущее к неспособности решения нестандартных задач, диктуемых развитием цивилизации, техногенным катастрофам, их безответственному поведению в области экологии. А также потеря нравственных ориентиров: по опросу социологов, 55 процентов российских молодых людей сознаются, что готовы преступить все десять заповедей и всякие моральные нормы во имя «жизненного успеха».
В апреле проект «Основы государственной культурной политики» лёг на стол президента. В мае он был опубликован в «Российской газете» и на сайте Министерства культуры РФ для всеобщего ознакомления и обсуждения, которое завершится 30 сентября.
На одном из таких обсуждений, собравшем на новой сцене Александринского театра известных деятелей культуры, и побывал наш автор.
«Проект создавался немножко второпях»
Владимир Толстой, советник президента России:
– Что же представляет собой этот документ? Он не похож на юридические государственные акты, которые изложены строгим, понятийным, юридическим языком. Мы сознательно стремились изложить наши мысли максимально просто, чтобы этот документ был доступен всем слоям общества, а не только профессионалам и экспертам. Культура касается абсолютно всех нас. Культура – это жизнь нашего общества, жизнь каждого человека. В «Основах…» нет двусмысленности: как написано, так и надо читать. Сложность создания документа заключалась ещё в том, что и общество неоднородно, и культурное сообщество, я бы сказал, крайне неоднородно. А значит, и точки зрения на одни и те же вопросы и проблемы могут быть разными, даже полярными. Но общенациональный документ не имеет права отражать «групповые» точки зрения.
На одном из обсуждений прозвучало: «Основы государственной культурной политики» – что-то вроде «конституции культуры», некий общий свод чрезвычайно важных положений, из которых следует, что культура – это не совокупность учреждений, а базовая ценность общества. Да, культура – это то, что играет чрезвычайно важную роль в формировании личности, что позволяет воспитать личность, и то, что определяет качество нашей жизни. Если мы хотим, чтобы наша страна была конкурентоспособной, чтобы она двигалась вперёд, этот компонент – ключевой, особенно в постиндустриальном обществе, в перспективе развития человечества.
У нас огромная страна. Мы признаём неравномерность и, я бы даже сказал, неравенство доступа к культуре, к культурным благам, ценностям. Конечно, нельзя говорить, что в столицах, крупных городах, региональных центрах, малых городах и малочисленных отдалённых поселениях доступ к культуре равный. Иногда – пропасть. И задача государства – искать пути устранения этого дисбаланса, неравенства.
В «Основах…» особое внимание уделяется русскому языку как скрепляющему страну элементу. Если в экономике страну скрепляет рубль, который имеет хождение по всей территории Российской Федерации, то главный скрепляющий элемент – это язык.
Мы стремились ко всему комплексно подойти. Чтобы всё то, что играет чрезвычайно важную роль в формировании человека, создании благоприятной среды его существования, вошло в документ. Чтобы культура рассматривалась не как отрасль, не как сфера услуг. Не как перечень социальных услуг. Какие-то составляющие культуры, может быть, и являются таковыми, но в целом её задача и смысл значительно шире. Работая над этим документом, мы пришли к выводу, что вначале определяются принцип и цели, и уже на базе этого может строиться или пересматриваться законодательство, а не наоборот.
«Основы…» – документ общего характера. Вслед за ним должна последовать разработка конкретной стратегии, создание механизмов реализации.
На Совете по культуре я сказал президенту, что государство должно быть как хороший родитель, а до сих пор культура в некотором роде падчерица. Это грустное явление и, на мой взгляд, несправедливое и недопустимое.
«Мы сознательно не занимались расшифровками»
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра:
– Проект «Основы государственной культурной политики», подкреплённый указом президента, станет документом, руководствоваться которым мы будем и завтра, и послезавтра, и послепослезавтра. Но уже сегодня мы должны понимать, куда идём.
Надо сказать, что прежде мы подобного документа не имели. Уже один этот факт немаловажен. Так-то мы все знаем, что культура очень важна, сколько раз мы это говорили, говорили и наверху, и чуть ниже, но сегодня это впервые формулируется в документе государственной важности. Культура должна иметь не меньшее значение, чем экономика, чем оборона, она должна выйти на уровень национальной безопасности, если хотите. Потому что культура – основа всего. Это впервые декларируется.
Некоторые мои уважаемые коллеги говорят, что в предложенном на обсуждение документе что-то надо расшифровать, а что-то подчеркнуть. Мы сознательно не занимались расшифровками. «Основы…» не должны стать инструкцией. Я этого, честно говоря, очень боюсь. Мне нравится, что в проекте общие положения, общие направления. Я очень боюсь твёрдости. Некоего «кодекса строителя коммунизма».
Одно из главных достоинств документа, притом что его надо дорабатывать, то, что он взвешенный. В нём нет отклонений ни влево, ни вправо. Крайностей и не надо.
«Если всех слушать – ничего не получится»
Семён Михайловский, ректор Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина:
– Процесс обсуждения «Основ...» не менее важен, чем результат. Началось обсуждение с того, что был «вброшен» некий текст, который вызвал неоднозначную реакцию, но постепенно всё пришло к сбалансированному документу. У части общества вызывает встревоженность или настороженность любой документ, который выходит из недр администрации президента, министерств, ведомств. Особенно в культурном сообществе любой документ принимается как содержащий угрозу – по определению. В обсуждении есть несколько позиций. Одни заявляют, что вообще не должно быть подобного документа. Другие считают, что он слишком объёмный: мол, давайте его сделаем как манифест на три страницы. Третьи предлагают расширить, включить «всё». Если слушать всех, вообще ничего не получится.
«Так можно и до Хармса дойти»
Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор ОАО «Роскино»:
– Я, как эксперт, участвовала в разработке проекта при обсуждении международных тем, которые мне интересны и близки: я занимаюсь продвижением российского кино на мировом рынке. Должна вам сказать, что предыдущая версия или одна из первых версий обсуждаемого документа – это же был настоящий ужас! Я подумала: если под ним будет моя фамилия – со мной перестанут здороваться! В данном же варианте всё абсолютно иначе.
Единственное, чего мне и сейчас не хватает, – определения роли государства в продвижении отечественной культуры за рубежом. В Министерстве культуры разные чиновники меня спрашивали: а почему на такой-то фестиваль едут те или иные фильмы? «Да потому, что сами фестивали выбрали эти фильмы, и это объективно». Если вопрос будет ставиться так, разумеется, нам с вами будет сложно. Если будут говорить: «Этот спектакль вы можете везти, а этот спектакль не несёт того-то и того-то». Если набоковскую «Лолиту» разбирать с точки зрения морально-этических соображений, куда мы скатимся? Так можно и до Хармса дойти.
вопрос – ответ
На вопросы петербуржцев о документе отвечает Владимир Толстой:
– Российская культура не один год жила без подобного документа. Почему возникла необходимость его принятия? Что сейчас угрожает культуре?
– Любой документ нужен как точка отсчёта. Чтобы понять, где мы находимся, в чём у нас проблемы, как их решать и куда двигаться. Если этого нет, многие процессы происходят по инерции.
– Смущает формулировка: «Культура должна способствовать преодолению недоверия граждан страны к власти». Этот пункт требует от культуры некоторой услуги?..
– Повторяю: документ сейчас не просто обсуждается, но и корректируется.
– Какие санкции будут применяться к руководителю, не соблюдающему «Основы государственной культурной политики»?
– Документ точно не предполагает санкций и наказаний. Он не носит запретительного характера.
– Будет ли пункт, обеспечивающий отсутствие цензуры?
– Отсутствие цензуры обеспечивает Конституция Российской Федерации.
Краткое изложение «Основ государственной культурной политики»:
– сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России;
– развитие и защита русского языка;
– поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению;
– поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды;
– привлечение детей и молодёжи к участию в культурных организациях;
– развитие русской культуры и национальных культур народов России;
– поддержка институтов и общественных инициатив, связанных с культурой;
– практическое обеспечение равных прав граждан на доступ к культурным ценностям;
– создание условий для формирования эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды;
– поддержка научных исследований в сфере искусства и культуры;
– развитие образования в сфере искусства и культуры.