Сенная площадь. Очередная реконструкция или уничтожение?
Власти Петербурга задумали снова реконструировать Сенную площадь – чтобы освободить место для машин за счёт пешеходов и торговцев
Смольный приступает к реконструкции Сенной площади. Чиновники хотят убрать все торговые павильоны, демонтировать скамейки и светофоры и прорыть несколько подземных переходов. За счёт этого планируется расширить проезжую часть Садовой улицы. По мнению чиновников, реконструкция улучшит внешний вид Сенной и поможет избавиться от пробок. Стоимость реализации проекта – 1,3 миллиарда рублей.
Запланированная реконструкция Сенной площади не первая. Предыдущую, как помнят петербуржцы, проводили к 300-летию города, то есть чуть больше десяти лет назад. И вот – новая реконструкция. Нужна ли она Сенной? И что мы получим по её окончании?
Экспертиза проекта реконструкции Сенной площади, разработанного ГУП «Ленгипроинжпроект», уже завершена. Примерно через три недели комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) собирается объявить конкурс на проведение работ. Заплатить Смольный готов немало. За 1,3 миллиарда рублей на Садовой хотят сделать шесть 3,5-метровых полос для машин (а у поворота на переулок Гривцова – восемь). Вроде бы это делается для удобства автомобилистов. Однако от пробок в часы пик эти полосы едва ли избавят, ведь пропускная способность Московского проспекта, Садовой улицы и переулка Гривцова за пределами площади не изменится.
Коснутся изменения и общественного транспорта. В центре площади, по планам чиновников, появится трамвайная остановка. Поэтому зону трамвайных путей тоже расширят. К тому же, согласно проекту, под Садовой улицей у вестибюля станции метро «Сенная площадь» пророют подземный пешеходный переход, а вот светофор уберут. Ещё один подземный переход сделают в самом начале Московского проспекта.
А вот от подземной парковки, которую планировали построить в восточной части площади и которая действительно была нужна в центре, чиновники почему-то решили отказаться.
Как считает координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански, с общественным транспортом на обновлённой Сенной, мягко говоря, проще не станет.
– Авторы проекта реконструкции хотят сделать из Сенной площади транспортную развязку, а это центр города – место, которое должно быть комфортным для людей, – считает Красимир. – Кроме того, остановки трамваев и автобусов, согласно предложению, находятся в разных местах, что, разумеется, неудобно, ведь невозможно сесть на тот транспорт, который придёт быстрее. К тому же пешеходов снова хотят загнать под землю, прорыв очередные тоннели. Словом, мы будет добиваться, чтобы проект пересмотрели.
Но транспортные новшества – это далеко не всё. Петербуржцев оставят без торговых павильонов и оригинальных скамеек, стилизованных под оси телег. И вместо них на Сенной ничего не появится – только голый асфальт и несколько хилых деревцев.
– Все торговые павильоны снесут, а договоры аренды расторгнут, – рассказали корреспонденту «НВ» в КРТИ. – Пока мы не можем сказать, сколько времени потребуется на реконструкцию площади. У нас предусмотрено финансирование на три года – до 2016-го. В ходе конкурса подрядчики будут предлагать собственные сроки выполнения работ.
В общем, когда именно на Сенной развернётся очередная масштабная стройка, пока не ясно. Известно лишь, что она дополнит череду других строительных работ: восстановление храма Спаса на Сенной и возведение торгового комплекса «ПИК-2». Напомним, перед торговым комплексом «ПИК» ещё в прошлом году должен был появиться второй ТК, однако проект решили приостановить, пока не станет ясна судьба храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади.
В целом же возникает много вопросов. Кому в очередной раз помешали торговые павильоны? Ведь Сенная традиционно была торговой площадью. А скамейки? А светофоры? Неужели в Петербурге мало проблемных мест, которые нуждаются в столь щедром финансировании и благоустройстве, если уж так необходимо освоить бюджетные
1,3 миллиарда? Сенную реконструировали совсем недавно – и не сказать, что за это время она как-то сильно поизносилась. Но если горожанам не удастся завернуть этот проект, то в центре Петербурга появится загазованное и гремящее асфальтовое поле. Площади, как общественного пространства, здесь, по сути, попросту не будет.
Возможно, общественное пространство Сенной площади и является образцовым, но, во-первых, его создали совсем недавно...
...а во-вторых, если планы реконструкторов воплотятся, то никакого общественного пространства на Сенной не будет вовсе. А будет – выжженное поле для автомобилей. К радости любителей постоять в пробках
Когда я в детстве жил на Сенной, на ней росли липы – здесь можно было прогуливаться. Теперь же она как не была площадью, так и не превратилась в неё после реконструкции к 300-летию Петербурга. Это скорее некий транспортный узел.
Рафаэль Даянов, заслуженный строитель России, почётный архитектор России, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга
Полина Огородникова. Фото Александра Гальперина