А дальше – мёртвая зона?
Отсутствие собственных правил землепользования и застройки в прилегающих к Петербургу регионах Ленобласти грозит затормозить развитие города, а сами эти территории оставить без благ цивилизации
Нормальное развитие жилищного строительства в Петербурге под угрозой. Строители, активно возводящие на приграничных территориях города и области уютные низкоэтажные кварталы, могут наткнуться на неожиданную преграду. Дело в том, что для выдачи разрешений на строительство с 1 июня 2014 года администрации сельских поселений (в основном именно на их территориях сегодня и строится новое жильё на границе города и области) должны руководствоваться собственными правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Между тем, по данным «НВ», такие документы приняли далеко не все муниципальные советы. И это может привести к не очень хорошим последствиям для Петербурга: инвесторам вновь придётся начать борьбу за землю, на которой закон и правила разрешают строительство, а это неминуемо обернётся очередным витком уплотнительной застройки и скачком цен на новые квартиры.
– С начала лета застройщики не могут получить разрешение на строительство на земле сельских поселений в том случае, если оно не прописано в документах генпланирования или не регламентируется действующими на территории ПЗЗ, – рассказал корреспонденту «НВ» аналитик рынка жилой недвижимости Алексей Филиппов. – Для городских территорий эти нормы работают уже давно. Но почему-то так вышло, что далеко не везде правила успели прописать, обсудить и принять. Какие нас могут ждать последствия? В первую очередь обострение борьбы за участки на территориях, где власти вовремя выполнили все свои обязанности и приняли правила землепользования и застройки. Это спровоцирует лишь рост цен на жильё из-за снизившегося предложения. Впрочем, такие перспективы пока отдалённы.
По мнению эксперта, гораздо большие проблемы могут вскоре возникнуть у жителей самих сельских поселений, оказавшихся без ПЗЗ. В том числе у тех, кто не так давно приобретал здесь квартиры в новостройках и строил индивидуальные коттеджи.
– Без регламентирующей документации невозможно построить не только новый квартал, – продолжает Алексей Филиппов. – Детские сады, поликлиники, дома культуры и прочие социальные объекты тоже должны возводиться по нормам ПЗЗ! Более того, под эти правила вполне могут попасть и работы по перекладке коммунальных сетей и инженерных коммуникаций. Фактически отсутствие ПЗЗ оставляет район без возможности не только развиваться, но и банально поддерживать нормальную цивилизованную жизнь.
Можно было бы предположить, что аналитик сгущает краски, если бы уже сегодня на границе Петербурга и Ленинградской области не возникали ситуации, как две капли воды совпадающие с его прогнозом. Например, жители муниципального образования «Виллозское сельское поселение», предвидя возможные сложности, в течение двух с половиной лет пытались добиться от властей принятия ПЗЗ, но так и не смогли этого сделать. С 2012 года документ претерпевал изменения несколько раз, а воз и ныне там. Теперь, уверены они, район ждёт медленный упадок.
– Последние годы у нас в районе не заметно вообще никакого развития инфраструктуры, – жалуются жители. – Более того, качество инженерных коммуникаций становится с каждым месяцем хуже и хуже. Доходит до того, что вода из-под крана становится недоступным благом цивилизации. Особенно хорошо с этой проблемой знакомы те, кто живёт на верхних этажах домов, в том числе новостроек. А если до нас вода и доходит, то качество её просто ужасающее!
Как рассказали жильцы, большинство их надежд на улучшение условий быта было связано с возможным приходом в Виллози и окрестности крупных инвесторов из числа строительных компаний Петербурга. Место для застройщиков очень интересное – самая граница области с Красносельским районом Петербурга. Как сообщил корреспонденту «НВ» источник в руководстве одной из ведущих строительных фирм города, территория действительно рассматривалась в качестве потенциального места для развития со строительством низкоэтажных комплексов, развлекательных центров, социальных учреждений и так далее. В планах были даже новые насосная и газораспределительная станции.
– Но насторожило то, что в течение нескольких лет глава муниципального образования откладывал принятие ПЗЗ, постоянно отказывая в проведении общественных слушаний по этим документам, – отметил собеседник «НВ». – Не хочется связываться с районом, в котором непонятно, дадут тебе строить и развивать землю или нет. В итоге подумали и решили уйти в другой регион.
Любопытно, что на проблемы с водопроводом жалобы поступают уже не первый год, однако решения вопроса до сих пор не видно. Члены местной муниципальной администрации неоднократно, начиная с конца лета 2012 года, направляли документы и предложения главе муниципалитета Виктору Иванову, чтобы широким кругом обсудить создание ПЗЗ. К удивлению муниципалов, их начальник постоянно отказывал в проведении публичных слушаний, ссылаясь на какие-то свои причины. Устав вести переписку с чиновником, депутаты сами провели их и даже подготовили документы к публикации. Казалось бы, вопрос решён, но… Виктор Иванов дважды отказался подписывать подготовленные муниципальным советом бумаги!
– Мне сложно судить, что движет такими чиновниками, но результат очевиден: район не может развиваться, – уверен Алексей Филиппов. – Без собственных ПЗЗ сегодня там ничего нового не построят. Коммуникации продолжат разрушаться. А город, в свою очередь, потеряет очень перспективную территорию для расширения.
По мнению эксперта, отсутствие ПЗЗ в будущем может больно ударить по районной инфраструктуре и в другом плане. Регламентирующий строительство документ ставит заслон на пути недобросовестных застройщиков: с его помощью можно раз и навсегда прописать высотность строений, количество полагающихся на каждый жилой дом социальных объектов и так далее. Никто не может гарантировать, что в том же МО «Виллози» через год не появится новый вариант ПЗЗ, подготовленный уже совсем другими людьми и разрешающий, например, строить небоскрёбы.
– Вполне допускаю, что такое возможно, – считает эксперт. – Мы же не вчера родились и понимаем – зачастую чиновники преследуют какие-то свои цели, чтобы получить выгоду, совершенно не обращая внимания на требования жителей и их нужды. Нечто подобное, например, я не так давно наблюдал в другом районе Ленобласти – Румболово, где тоже не могли принять ПЗЗ из-за противодействия руководства администрации, а в итоге жители узнали, что рядом с их загородными домами появится огромный жилой комплекс. Лично мне очень жаль, что так происходит. Город и приграничные с ним районы области только-только стали развиваться в европейском направлении, получили возможность превратиться в действительно удобные места для жизни со всей необходимой инфраструктурой. А такие конфликты грозят полностью эту тенденцию уничтожить. Хорошо ещё, что в большинстве других областных поселений к данному вопросу подошли более ответственно и приняли ПЗЗ. Но ситуация всё равно тревожная. Насколько я знаю, около четверти приграничных регионов сейчас не имеет таких документов и правительство региона прилагает все силы для того, чтобы добиться выполнения закона.
Без регламентирующей документации невозможно построить не только новый квартал, – продолжает Алексей Филиппов. – Детские сады, поликлиники, дома культуры и прочие социальные объекты тоже должны возводиться по нормам ПЗЗ!
Алексей Филиппов, аналитик
Владимир Афанасьев